Деятельность куратора подразделения по адаптации курсантов младших курсов в военном вузе войск национальной гвардии Российской Федерации

№61-2,

педагогические науки

Проблема кураторской деятельности в образовании обусловлена в социальной и культурной реальности. В статье рассматривается деятельность куратора, его педагогическая позиция, которая непосредственно связана с образовательной системой в военном вузе, исходя из познавательного интереса и склонности обучающихся. Показано, что ответственность куратора состоит в создании необходимых условий для появления образовательного результата, и понимании того, что этот результат в большей степени зависит от самих обучающихся. Рассмотрены оптимальные направления педагогического воздействия на процесс адаптации курсанта к новой обстановке. Использование технологии кураторского сопровождения образовательной деятельности курсанта способствует развитию гибкости мышления обучающегося, снятию имеющихся психологических барьеров и выход на продуктивный, творческий уровень.

Похожие материалы

Современное российское общество и государственные законодательные документы развития образования в стране (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг., и др.) предъявляют системе образования новые требования — создание гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и ориентированной на современное обучение и воспитание личности [1, 2]. По нашему мнению приоритетное значение в достижении задач образования принадлежит воспитанию.

В Федеральном законе об образовании дается следующее определение воспитания, как профессиональной деятельности: «воспитание — специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно — нравственных ценностей.

В настоящее время военные вузы войск национальной гвардии постепенно переходят на новейшие ФГОС. Проблематика воспитания в военном вузе неразрывно связана с вопросами воспитания. В сфере воспитания будущих офицеров войск национальной гвардии большое значение придается деятельности кураторов курсантских подразделений. Роль и значение кураторской работы на процесс обучения и воспитания курсантов сложно переоценить. Анализ положений о деятельности кураторов военных вузов войск национальной гвардии позволяет выделить ключевые задачи на которых зиждется работа куратора. Во-первых, это помощь в адаптации курсантов 1 курса к новой обстановке, во-вторых ознакомление их с традициями военного вуза, курсантского коллектива, особенностями учебной, научной и спортивной сфер деятельности

Зачастую в педагогической литературе работа куратора в вузе связывается с выполнением социальной работы педагогом. В военном вузе войск национальной гвардии это далеко не так, здесь в первую очередь обращается внимание на оказание помощи в адаптации курсантов младших курсов к жизни и быту воинского коллектива. Неоспоримо, что от того, как быстро и эффективно адаптируется молодой человек к условиям военного вуза, тем быстрее у него будут формироваться качества необходимые ему как офицеру войск национальной гвардии. Успех кураторской деятельности имеет прямую зависимость от того насколько у самого куратора, выработана деловая активность, насколько ответственно он относится к своим подопечным. Решение задач воспитания и создание оптимальных условий для саморазвития личности курсанта — это приоритетное направление деятельности курсанта.

Изучение положений о деятельности кураторов в военных вузах, анализ положительного опыта работы кураторов в военных вузах войск национальной гвардии позволяет выделить ряд задач решаемых куратором. Куратор курсантского подразделения непосредственно принимает участи в подготовке профессиональных кадров для войск национальной гвардии. Он должен воздействовать на курсанта курируемого подразделения для его активного вовлечения в работы кружков военно-научного общества военного вуза. Решение последней задачи позволяет активизировать деятельность военно-научных обществ кафедр. Куратор оказывает содействие в реализации и развитии различных форм самостоятельной научно-исследовательской работы курсантов. Специфика военных вузов войск национальной гвардии не всегда позволяет в полной мере реализовать вопросы самостоятельности курсантов, данный факт подтверждается последними исследованиями в области развития самостоятельности офицеров войск национальной гвардии. Куратор должен постоянно принимать участие в работе международных, всероссийских и внутривузовских конференций, семинаров, круглых столов и других мероприятий позволяющих апробировать результаты научно-исследовательской работы курсантов. Следующей гранью деятельности куратора является работа по оказанию содействия в публикации результатов научных работ курсантов и по возможности внедрению их результатов в практическую деятельность. Наряду с командиром курсантского подразделения куратор принимает участие в отборе курсантов положительно себя зарекомендовавших в научно-исследовательской деятельности для дальнейшего обучения в адъюнктурах. Последняя рассмотренная задача остро обозначена в последние годы в связи с отсутствием возможности подготовки офицеров для дальнейшей преподавательской деятельности.

Важно создать такую обстановку и условия деятельности в курсантском подразделении, которые позволят включить каждого курсанта в активную работу по обучению и воспитанию. В таких постоянно изменяющихся условиях деятельности необходимо менять традиционную организацию учебного процесса, которая на данные момент не позволяет курсанту иметь возможность выражать свое мнение и обоснованно его доказывать. В таких моментах должен проявляться личный пример куратора в области умения методически грамотно демонстрировать и проявлять терпимость к высказыванию каждого курсанта, одобрять и содействовать самостоятельности и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок.

Помогая организовать курсантам учебную работу куратор закладывает основы профессионально важных качеств будущих офицеров войск национальной гвардии. Необходимо не только и не столько мотивировать их к профессиональной деятельности, а научить курсантов самостоятельно ставить близкие, далекие и перспективные цели, планировать свою работу по достижению целей, уметь находить и выбирать нужные средства и способы их достижения.

По нашему мнению в работе куратора курсантского подразделению необходимо опираться на принцип субъект — субъектного взаимодействия. Данный принцип позволит достичь максимальной самореализация курсанта, переоценки курсантом смыслов жизнедеятельности и ее совершенствования [3].

Планируя собственную работу куратор должен самостоятельно выбирать, наиболее эффективные и современные средства, способы, формы и методы воздействия для реализации каждой цели. Опыт работы кураторов курсантских подразделений вузов войск национальной гвардии свидетельствует о том, что для сплочения курсантского коллектива нужно применять групповые формы воспитательной и учебной работы, для преодоления трудностей у отдельных курсантов при освоении учебной программы индивидуальные формы. Наиболее действенной формой индивидуальной работы является индивидуальная беседа, грамотное ее использование позволяет достичь отличных результатов у отдельных курсантов.

«Прежде чем активно действовать, куратор, должен спрогнозировать возможные результаты каждого мероприятия, предвидеть последствия своих действий. Осуществляя оценку результатов по выполнению каждой из поставленных целей, анализируя как положительные моменты, так и отрицательные, в дальнейшем, деятельно опираться на полученный опыт, а при необходимости быть готовым оперативно внести коррективы, стремясь найти объективную причину того или иного явления» [4].

При поступлении в военный вуз для большинства курсантов возникает проблема — адаптироваться в социально-педагогической среде. Комплексный подход к качеству процесса адаптации и педагогической поддержки, будет способствовать переоценке курсантами смыслов жизнедеятельности, достижения уверенности, положительной морально — психологической стабильности, удовлетворения, либо возникновении чувства напряженности, зависящее как от субъективных, так и от объективных факторов

Если курсант не впишется в новые условия, не примет стиля, традиций, требований военного вуза, то саморазвитие личности и процесс формирования профессиональных качеств будущего офицера пойдет путем коллизионным и неплодотворным.

Практика показывает, что пока не закончен период адаптации, курсанты дают заметные сбои в учебе, труде, самочувствии. У них наблюдается низкая удовлетворенность учебой, безразличное отношение к профессии, плохие отношения с товарищами, неготовность к самостоятельной учебной деятельности, замедленный темп работы.

Если куратор подразделения своевременно и полноценно сообщит о необходимых и важных сведениях, ознакомит с возможными ситуациями предстоящей учебной деятельности, тяготами и лишениями военной службы, необходимостью научиться управлять своим поведением, умением вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых условиях. То на достаточно высоком уровне профессионализма человек может преодолеть границы нормативных требований профессии, осуществляя тем самым реконструкцию профессиональной деятельности, включая, новые для себя механизмы которые приведут к формированию творческого стиля деятельности и ускорению процесса адаптации. [5].

В процессе адаптации курсантов военных вузов войск национальной гвардии выделяются физиологический, биологический. психологический профессиональный и социально — психологический уровни. Физиологический уровень адаптации подразумевает привыкание организма курсанта к измененным физическим и умственным нагрузкам. Биологический уровень свидетельствует о приспособленности курсанта к устойчивым и изменяющимся условиям курсантского коллектива, как жизненной среды на данном этапе его жизни. Психологический уровень отражает возможности и успешность приспособления курсанта к условиям военного вуза и решаемым профессиональным задачам на уровне психических свойств личности, к которым относим характер, темперамент, направленность и способности. Профессиональный уровень адаптации показывает способность приспосабливаться к распорядку дня военного вуза, режиму учебной работы, специфике физической подготовки и степень развития положительного отношения к профессии офицера войск национальной гвардии. Социально — психологический уровень раскрывает особенности вхождение личности курсанта в курсантских коллектив, социальную роль в коллективе, трудности в социализации его личности.

В Саратовском военном Краснознаменном институте войск национальной гвардии ежегодно группой профессионального отбора проводится специальное исследование позволяющее отследить уровень адаптации курсантов 1 курса в сравнении с результатами предыдущего года. Кураторам курсантских подразделений необходимо тщательно изучать результаты своих подразделений и применять в работе с курсантами курируемых подразделений дабы не допускать повторяющихся проблем в адаптации на младших курсах.

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно.

Для успешного освоения курсантом особенностей учебы в военном вузе, которые не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта, не способствовали снижению успеваемости и блокировали возможность конфликта со средой, период адаптации сопровождается вместе с вышеназванными видами, дидактической адаптацией, т.е. адаптацией к вузовскому обучению, к тем образовательным условиям, которые продиктованы правилами военного вуза.

Чтобы сделать процесс адаптации к обучению в военном вузе быстрым и комфортным, необходима целенаправленная помощь куратора, деятельность которого в адаптационный период курсантов должна быть направлена на воспитательное сопровождение к обучению в вузе.

Наличие неоднозначности психических характеристик и разных индивидуальных особенностей указывает на разный уровень способности к адаптации: высокий, средний и низкий.

Личность с высоким уровнем адаптации способна удовлетворить свои потребности, не нарушая норм социального окружения и не испытывая внутренних конфликтов, реагируя на проблемную ситуацию путем действия, поступка или отношения, которые не идут в разрез с общепринятыми нормами и ценностями, а наоборот, утверждают их, подкрепляют.

Например. Попав впервые на войсковую стажировку, высокоадаптированный курсант быстро принимает и выполняет дисциплинарные требования, ищет контакты, присматривается к стилю работы офицеров, возглавляющих подразделения в котором курсант проходит стажировку. Или, начинает заниматься самоподготовкой ввиду накопленных пробелов в учебе, или заниматься спортом.

Разумеется, мы должны понимать, что такая стратегия присуща только курсантам с высоким уровнем воспитанности, т.е. у которых сформированы нравственные убеждения, самостоятельность мышления, относительная независимость и развиты волевые качества.

В то же время, высокоадаптированные курсанты, с низким уровнем воспитанности, характерна стратегия конформизма, т.е. бездумное следование общим мнениям. На таких курсантов (с низким уровнем воспитанности и высоким уровнем адаптированности) будет влиять нравственная атмосфера, если в сплоченной и активной группе этот курсант будет идти в ногу со всеми то и прогноз его нравственного и профессионального поведения будет в целом благоприятен. И, наоборот, в группе с асоциальными установками такой курсант принимает все отклоняющиеся формы этой группы.

Например. Курсант принимает негативный настрой сержантского состава подразделения которые не разделяют стиль работы офицеров данного подразделения ввиду высоких требований к ним, т.е. эффект группового заражения. Но когда этот курсант изолирован, находится наедине с преподавателем, то его как будто подменяют, он выглядит как нормальный парень.

Курсанты с низким уровнем адаптированности не способны гибко, а главное правильно реагировать на изменяющуюся среду. Это личности жесткие, консервативные в своих взглядах. Они решают проблему взаимодействия со средой путем конфликта: внешнего или внутреннего, путем конфликтного способа удовлетворения потребности.

Подводя итог, можно сказать, что адаптированность, как способность человека к приспособительному поведению является одним из важнейших механизмов развития личности. И психолого-педагогический прогноз по каждому курсанту должен строиться с учетом взаимодействующих факторов:

  • уровня адаптированности
  • уровня воспитанности
  • социально-психологического микроклимата подразделения.

Адаптация курсантов первого курса может быть обеспечена именно в рамках всего подразделения и только при участии всех уровней управления учебно-воспитательным процессом.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что качественное эмоциональное состояние курсантов, адаптированность в социальной среде, способность к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, является длительным и сложным процессом, который не появляется у человека сам собой, а формируется в результате, целенаправленного, непрерывного и всестороннего педагогического воздействия куратором подразделения.

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  3. Александрова Е.А. Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов // Изв. Сарат. ун-та. Сер. «Акмеология образования. Психология развития». 2013. Т.2, вып. 4(8).
  4. Зимина Е.В., Могутнов В.П., Смирнова В.М., Сучкова Н.И. Институт кураторства в инновационном вузе: учеб. пособие/ Е.В.Зимина, В.П. Могутнов, В.М. Смирнова, Н.И. Сучкова; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2015. – 194 с.
  5. Белозерцев Е.П. Гонеев А.Д. Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования / Учеб. посо-П24 бие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е. П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под. ред. В.А.Сластёнина. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с