В период становления рыночной экономики в Российской Федерации внутренний финансовый контроль рассматривался, преимущественно, в качестве контроля расходования денежных средств (в частности, целевых) либо оценки законности использования государственной собственности.
Однако в настоящее время с введением нормативно-правового регулирования данного вопроса на законодательном уровне [1], внутренний финансовый контроль стал одним из главных звеньев организации эффективного корпоративного управления в большинстве российских компаний [2, с. 196].
Результаты осуществления внутреннего финансового контроллинга являются важным аспектом для принятия решений при распределении чистой прибыли корпораций, служат ориентиром для акционеров и потенциальных инвесторов.
Так, внутрифирменный финансовый контроль представляет собой комплексный процесс, включающий проверку достоверности финансовых параметров компании на предмет их соответствия нормативным значениям, выявление уровня эффективности деятельности, соблюдение принципов экономичности, законности, выявление недостатков и предотвращение их появления в будущем.
Принципиальным моментом является то, что уровень организации внутреннего контроля в компаниях определяется рядом факторов, представленных на рисунке 1.

Для определения особенностей контрольной деятельности было проведено исследование, направленное на выявление характерных особенностей при организации внутреннего контроля в крупнейших компаниях нефтегазового сектора РФ.
Так, в таблице 1 рассмотрено шесть показателей, определяющих построение системы внутреннего контроля в корпорациях ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть» и ПАО «Новатэк».
Показатель | Компания | |||||||
Газпром | Лукойл | Роснефть | Новатэк | |||||
Локальные нормативные акты, в соответствии с которыми определяются организация и функции внутреннего контроллинга | Положение о системе внутреннего контроля | Политика по управлению рисками и внутреннему контролю | Система управления рисками и внутреннего контроля | Положение о системе управления рисками и внутреннего контроля | ||||
Определение внутреннего контроля согласно нормативным документам компании | процесс, проходящий под началом Совета директоров, исполнительных, контрольных органов, структурных подразделений, работников, наделённых полномочиями, и призванный дать уверенность в достижении результативности деятельности компании, своевременности и правильности всех видов учёта и отчётности, соблюдение законодательства, противодействие коррупции, сохранность активов. | процесс, проходящий под началом органов управления и контроля, работников компании, призванный дать уверенность в достижении таких целей компании, как: эффективность операционной деятельности, подготовка отчётности, соблюдение требований законодательства, локальных нормативных актов, корпоративных принципов, норм и правил. | процесс, проходящий под началом субъектов системы управления рисками и внутреннего контроля, призванный дать уверенность в достижении следующих целей компании: эффективность ФХД; надёжность отчётности различного вида; соблюдение законодательства и локальных нормативных документов. | система организационных мер, методик, процедур, норм корпоративной культуры и действий, применяемых исполнительными органами для достижения финансовой устойчивости Общества, обеспечения балансового соотношения между ростом ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, прибыльностью и рисками, для эффективной корректировки и предотвращения нарушений и повышения инвестиционной привлекательности Общества. | ||||
Соответствие внутренних документов рекомендациям международных организаций в области управления рисками и внутреннего контроля | Соответствует международным стандартам в области внутреннего контроля и аудита | Соответствует политике Концепции «Внутренний контроль. Интегрированная модель» Комитета спонсорских организаций комиссии Тредуэя (COSO) | Соответствует концепции COSO «Интегрированная концепция построения системы внутреннего контроля» и «Управление рисками организаций. Интегрированная модель» | |||||
Участники системы внутреннего контроля | Совет директоров. Комитет Совета директоров по аудиту, Ревизионная комиссия, исполнительные органы | Совет директоров, Комитет по аудиту, Ревизионная комиссия, президент, правление, старший вице-президент по финансам, Департамент управления рисками и внутреннего контроля, Служба внутреннего аудита | Ревизионная комиссия, Комитет Совета директоров по аудиту, Служба внутреннего аудита, Департамент финансового контроля | Совет директоров, Комитет по аудиту, Председатель правления, правление, Ревизионная комиссия, Управление внутреннего аудита | ||||
Численность персонала компании, осуществляющего функции внутреннего контроля | Ревизионная комиссия — 9 человек; | Ревизионная комиссия — 3 человека; | Ревизионная комиссия — 5 человек; | Ревизионная комиссия — 4 человека; | ||||
Комитет по аудиту — 2 человека | Служба по контролю и внутреннему аудиту — 86 человек | Комитет Совета директоров по аудиту — 3 человека | Комитет по аудиту — 3 человека | |||||
Количество проверок, проведённых подразделениями внутреннего контроля, шт. | Нет данных | 2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | Нет данных |
591 | 254 | 211 | 117 | > 100 | > 180 |
В соответствии с данными, представленными в таблице 1, у трёх компаний из четырёх (за исключением ПАО «Газпром») внутренний контроль определяется политикой по управлению рисками и внутренним контролем. В «Газпроме» же отсутствует локальный нормативный акт, определяющий порядок управления системой рисков.
Наиболее полное определение внутреннего контроля представлено в документах компании «Новатэк» [9], однако про необходимость противодействия коррупции при внутреннем контроле упоминается лишь у «Газпрома».
Положительным моментом является то, что локальные нормативные документы в области контроллинга у всех компаний соответствуют рекомендациям международных организаций в области управления рисками и внутреннего контроля.
Наибольшее число участников системы контроллинга как по количеству подразделений и органов, так и по численности ответственного персонала представлено в ПАО «Лукойл» [5], [6], [7].
Говоря о проводимых мероприятиях по контролю ФХД компаний, необходимо отметить, что у «Газпрома» и «Новатэка» данная информация является закрытой и не отражена в их отчётности. Поэтому данный факт не позволяет сделать однозначный вывод об эффективности уровня организации внутреннего финансового контроля в данных компаниях. В «Лукойле» и «Роснефти», напротив, информация о количестве проведённых мероприятий внутреннего финансового контроля за ряд лет указана в их годовых отчётах. Так, объём контрольных мероприятий, проведённых в ПАО «Лукойл» и ПАО «Роснефть» за 2013 — 2015 гг. [5], [6], [10], [11] позволяет судить об эффективной организации внутрифирменного финансового контроля в данных компаниях.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: наиболее грамотно и эффективно система финансового контроля организована в «ПАО «Лукойл» и ПАО «Роснефть», а у ПАО «Газпром» и ПАО «Новатэк», в свою очередь, наблюдаются некоторые пробелы в процессах контроллинга.
Как правило, отражением эффективности организованной системы контроля является уровень выручки от продаж [2, С. 187].
Для проверки данной гипотезы были рассмотрены финансовые результаты компаний за 2015 год, приведённые в таблице 2.
ПАО «Лукойл» | ПАО «Роснефть» | ПАО «Газпром» | ПАО «Новатэк» |
5,75 трлн руб. [6] | 5,15 трлн руб. [11] | 4,33 трлн руб. [3] | 0,48 трлн руб. [8] |
Исходя из представленных в таблицах 1 и 2 данных, можно сделать вывод о том, что заявленная гипотеза подтвердилась: величина выручки прямо пропорционально связана с уровнем эффективности организованного в компаниях финансового контроля.
Подводя итоги, необходимо отметить, что ввиду ограниченного доступа для сторонних пользователей к корпоративной финансовой информации, непредвзятая, объективная оценка эффективности внутреннего финансового контроля довольно сложна и в теоретическом, и в практическом планах. Поэтому пользователям корпоративных данных, а также потенциальным инвесторам остаётся лишь положиться на предоставляемые компаниями сведения в надежде на их достоверность и прозрачность.