Новые технические решения в восстановлении работоспособности рукавных систем на пожаре

№71-1,

технические науки

В данной статье пойдет речь о новых технических решениях для восстановления работоспособности рукавных систем на пожаре. Предложена новая конструкция рукавного зажима и рекомендации по установке зажима на рукавную линию. Также в статье рассмотрены основные виды повреждений пожарных рукавов.

Похожие материалы

Пожарный рукав представляет собой гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ и оборудованный при эксплуатации в расчете пожарного автомобиля, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками (рис.1).

При тушении пожара напорные рукава подвергаются механическим воздействиям, в результате которых происходит повреждение рукава, которое влечет снижение количества или прекращение подачи в зону горения огнетушащих веществ, увеличение времени тушения и материального ущерба от пожара.

Пожарный напорный рукав
Рисунок 1. Пожарный напорный рукав

Разрыв пожарных рукавов происходит на 65 % из-за механических повреждений при прокладке магистральных и рабочих линий, при этом повышение рабочего давления в рукавной системе приводит к потерям огнетушащих веществ и появлению свищей, продольных и поперечных разрывов, а также ослаблению навязки соединительных головок.

К основным причинам выхода из строя пожарных рукавов относятся: разрывы и проколы (рис. 2а), прогары (рис. 2б), порезы оболочки (рис. 2в), отслоение внутреннего слоя (рис. 2г), ослабление навивкии пожарного рукава на втулке соединительной головки (рис. 2д) и разъедание оболочки агрессивными веществами, что свидетельствует об изношенности рукавов в связи с большими сроками эксплуатации рукавов на пожарах, а также абразивный износ у соединительных головок.

Основные виды выхода из строя пожарных рукавов: а — разрыв напорного пожарного рукава; б — прогар напорного пожарного рукава; в — порез и прокол напорного пожарного рукава; г — отслоение внутреннего слоя напорного пожарного рукава; д — ослабление навивки пожарного рукава на втулке соединительной головки.
Рисунок 2. Основные виды выхода из строя пожарных рукавов: а — разрыв напорного пожарного рукава; б — прогар напорного пожарного рукава; в — порез и прокол напорного пожарного рукава; г — отслоение внутреннего слоя напорного пожарного рукава; д — ослабление навивки пожарного рукава на втулке соединительной головки.

Находящиеся в эксплуатации в пожарно-спасательной части пожарные рукава должны быть в исправном состоянии. Исправное состояние пожарных рукавов обеспечивается соблюдением правил эксплуатации и хранения, своевременным проведением технического обслуживания и качественным выполнением ремонта.

При эксплуатации пожарных рукавов на пожаре, напорные рукава могут повреждаться с возникновением в них течи. Течь в рукавной линии должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от вида и размера повреждения напорного рукава, могут использоваться следующие рукавные зажимы:

  1. ленточный зажим, который используется для ликвидации течи в напорном рукаве в случае образования сквозного отверстии диаметром до 2 см или разрыва длиной до 3 см.
  2. корсетный зажим, который используется для ликвидации течи в рукавах в случае образования продольных разрывов длиной до 10 см.

Но следует отметить, что ни одно из выше перечисленных рукавных зажимов невозможно использовать при поперечном разрыве рукава. Разработан рукавный зажим, который позволит устранить сразу несколько различных причин выхода из строя рукавных линий.

Рукавный зажим состоит из четырех элементов (см. рис. 3):

  1. Соединительная втулка (1 шт.)
  2. Зажим (2 шт.)
  3. Ось (1 шт.)
  4. Винт — «Барашек» (2 шт.)
Рукавный зажим в собранном виде: 1 — зажим; 2 — ось; 3 — втулка;4 — барашек; 5 — пожарный рукав
Рисунок 3. Рукавный зажим в собранном виде: 1 — зажим; 2 — ось; 3 — втулка;4 — барашек; 5 — пожарный рукав

При возникновении полного разрыва рукава или крупном местном его разрыве участникам тушения пожара рекомендуется выполнить следующие действия:

1. Подать команду о прекращении подачи огнетушащих веществ в рабочую линию (прекратить подачу ОВ при помощи закрытия вентилей на разветвлении, не прекращая при этом работу насоса пожарного автомобиля)

2. Провести визуальный осмотр предполагаемого места установки устройства, удаление инородных тел (очищение) с внутреннего гидроизоляционного покрытия. Раскрыть зажимы устройства как показано на рисунке 4.

Рукавный зажим в раскрытом виде.
Рисунок 4. Рукавный зажим в раскрытом виде.

3. Взять в руки концы разорванного рукава и плотно накинуть их на втулку с двух сторон навстречу друг другу, как показано на рисунке 5

Порядок сборки устройства: а — направление накидывания, разорванного рукава на втулку устройства; б — устройство с накинутым рукавом.
Рисунок 5. Порядок сборки устройства: а — направление накидывания, разорванного рукава на втулку устройства; б — устройство с накинутым рукавом.

4. Закрепить каркас рукава на втулке посредством их фиксации с помощью двух зажимов. Для фиксации рукава необходимо захват прижимной скобы завести в паз верхнего полукольца и зафиксировать прижимную скобу. Устройство с зафиксированным рукавом представлено на рисунке 6.

Устройство для восстановления работоспособности рукавных систем с зафиксированным рукавом
Рисунок 6. Устройство для восстановления работоспособности рукавных систем с зафиксированным рукавом

5. Подать команду о заполнении рабочей линии огнетушащим веществом, путем постепенного открытия клапанов разветвлений.

В случае срыва рукава со втулки соединительной головки, при ослаблении навивки пожарного рукава участникам тушения пожара рекомендуется выполнить следующие действия:

1. Снять один из зажимов устройства, с помощью откручивания барашка с оси как показано на рисунке 7. Одновременно с этим действием подать команду о прекращении подачи огнетушащих веществ в рабочую линию (прекратить подачу ОВ при помощи закрытия вентилей на разветвлении, не прекращая при этом работу насоса пожарного автомобиля).

Рукавный зажим с отсоединенным одним из зажимов
Рисунок 7. Рукавный зажим с отсоединенным одним из зажимов

2. Провести визуальный осмотр предполагаемого места установки устройства, удаление инородных тел (очищение) с внутреннего гидроизоляционного покрытия. Раскрыть зажим устройства как показано на рисунке 8.

Зажим в раскрытом виде
Рисунок 8. Зажим в раскрытом виде

3. Взять в руки конец пожарного рукава и втулку соединительную головки, накинуть плотно рукав на втулку, как показано на рисунке 9.

Порядок установки зажима: а — направление накидывания, сорванного рукава на втулку устройства; б — зажим с накинутым рукавом.
Рисунок 9. Порядок установки зажима: а — направление накидывания, сорванного рукава на втулку устройства; б — зажим с накинутым рукавом.

4. Закрепить каркас рукава на втулке соединительной головки посредством фиксации зажима. Для фиксации рукава необходимо захват прижимной скобы завести в паз верхнего полукольца и зафиксировать прижимную скобу. Зажим с зафиксированным рукавом представлено на рисунке 10.

Зажим с зафиксированным рукавом
Рисунок 10. Зажим с зафиксированным рукавом

5. Подать команду о заполнении рабочей линии огнетушащим веществом, путем постепенного открытия клапанов разветвлений.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что различные повреждения рукавов при тушении пожаров случаются достаточно часто, что снижает эффективность подачи огнетушащих веществ через рукавные линии. Разработанный рукавный зажим позволит оперативно восстановить работоспособность вышедшего из строя напорного рукава при его поперечном разрыве или при ослаблении навязки на соединительной втулке полугайки.

Список литературы

  1. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.
  2. Киселев В.В. Меры по снижению износа деталей пожарной техники. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 51. – С. 37-40.
  3. Пучков П.В. К вопросу повышения долговечности соединительных рукавных головок/NovaInfo.Ru.– 2016 г. – № 54 – С.
  4. Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Повышение надёжности пожарной техники применением модернизированных смазочных материалов. Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2010. № 3. С. 24-28.
  5. Пучков П.В., Киселев В.В., Топоров А.В. Защита водопенных коммуникаций пожарных автомобилей от коррозионного разрушения. Материалы XII Международной научно-практической конференции "Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». – СПб, «Стратегия будущего», 15 декабря 2015. – Том 1. с. 107 – 110.