Бенчмаркинг муниципальных услуг в России

№72-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается применение бенчмаркинга в системе муниципального управления с целью улучшения качества работы по предоставляемым услугам.

Похожие материалы

Для понимания куда двигаться, нужно знать, чем мы отличаемся от тех, кто впереди.

Ю. П. Воронов

Россия, в условиях глобализации бизнеса и нестабильности мировой экономики, подверглась фундаментальным экономическим и социальным изменениям. Для главных органов управления государства это является предупредительным сигналом, так как стоит задуматься о среднесрочном и долгосрочном планировании: например, как улучшить качество жизни и увеличить в долгосрочной перспективе международную конкурентоспособность. Стоит отметить, что для России социально-экономические потребности в данный момент, очень актуальны. Многие люди живут за пределами бедности, так как в стране отсутствует средний класс. На сегодняшний день в европейских странах инструментом для повышения эффективности различного рода процессов в условиях конкуренции, в частности государственной сфере используют технологии бенчмаркинга. По данным исследований, проводившихся в Соединенном Королевстве, в бенчмаркинге участвуют от 60 до 85% британских компаний[6]. Аналогичное исследование в масштабах Европы показало, что бенчмаркинг в той или иной степени вовлечено до 88% европейских компаний, а в Америке 84% компаний[6].

Родоначальниками данного термина считают японцев, которые копировали чужие достижения, тщательно исследовали американские и европейские товары и услуги, а затем выпускали свою продукцию по более низкой цене. При этом они умудрялись переносить технологии из одной сферы бизнеса в другую, расширяя свое производство. В Европе бенчмаркинг стали активно использовать в конце 1970-х годов. Компания «Ксерокс», переживая не лучшие времена, стала искать причины резкой утраты своей доли рынка, опираясь на опыт японской фирмы «Фуджи». Самые лучшие менеджеры «Ксерокс» переехали на какое-то время в Японию, чтобы изучить технические достижения и новшества в области менеджмента. Использование данного опыта, помогло «Ксерокс» повысить производительность труда и снизить издержки. Тогда бенчмаркинг стал неотъемлемой частью их бизнес-стратегии[7].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что бенчмаркинг как инструмент представляет собой процесс систематического и непрерывного измерения — оценку процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий-лидеров в мире с целью получения информации, полезной для совершенствования собственной деятельности. Благодаря заимствованию чужого опыта мы можем ускорить процессы совершенствования, сократить затраты, выбрать стратегию развития предприятия и повысить прибыль.

Пока бенчмаркинг не развит в России в такой же степени, как в наиболее развитых странах мира. Наши компании привыкли к тому, чтобы не давать информацию о своей деятельности, так как, по их мнению, это может нанести некий вред. Возможно это привычка осталась у нас еще с советского времени и выработалась неким стереотипом. По данному признаку российские компании можно разделить на две категории: первая — это компании, которые тщательно оберегают информацию о своей фирме, вторая категория — это максимально открытые компании, заинтересованные в развитии бенчмаркинга, полагающие, что пока их догоняют, они успеют придумать что-нибудь новое. Например, в Японии, конкуренты не считают из ряда вон выходящим обмениваться секретной информацией между фирмами, а наоборот, считают это максимально эффективным[8]. До такого не доросли не только россияне, но и большинство крупных компаний в других странах. Причины слабого развития бенчмаркинга в России приведены в таблице[8]:

Таблица 1. Причины слабого развития бенчмаркинга в России

Причины слабого развития бенчмаркинга в России

Степень значимости, %

Комплекс засекреченности

70

Нет данных для сравнения

60

Большие затраты

50

Отсутствие понятного инструментария

35

Нет партнеров для сравнения

20

В наше время исследователи и ученые анализируют возможности применения бенчмаркинга в различных сферах деятельности. Наибольший интерес для России представляют структуры государственного и муниципального управления. Ни для кого не секрет, что целью органов государственной власти является не получение прибыли, а удовлетворение потребностей граждан. В этом случае у государственных органов не возникнет желания скрывать от других органов власти информацию, касающуюся результатов и процессов деятельности. Определение бенчмаркинга, которое мы ранее использовали в статье, подходит больше для коммерческих предприятий, так как в отличии от коммерческих организаций государство не имеет главной цели в максимизации прибыли.

Бенчмаркинг муниципальных органов, в первую очередь, будет выступать как система методик, позволяющая обмениваться внутренним опытом между городами, регионами и государствами, выявлять высокие стандарты выполнения различных процессов с целью определения разницы и улучшения работы муниципальных организаций. Во-первых, это дает возможность делится с другими государствами лучшим опытом и практикой. Неким эталоном для России выступает Венгрия, так как обе страны ориентированы сейчас на социально-экономические потребности. В Венгрии уже была применена технология бенчмаркинга (форсайта), использование которой воспринимали как соответствующий инструмент, способный объединить бизнес, научное сообщество и правительство[5]. Ориентироваться на опыт других стран проще, так как в последнее время объем информации в публикуемых отчетах разными странами о результатах деятельности власти увеличивается и качество такой информации повышается. Международные семинары и конференции особенно важны в этом отношении, поскольку они обеспечивают форумы не только для научных обсуждений методов и новых идей, но также и дают возможность обменять события неофициальным, более скромным способом. Во-вторых, в муниципальных структурах, как и в коммерческих, персонал необходимо оценивать, проводить анализ и подбирать методы для результативности его деятельности (показатель KPI). В-третьих, государство в лице муниципальных учреждений выступает субъектом экономических отношений и заинтересовано в эффективности повышения работы в условиях ограниченности ресурсов и в конкурентоспособности своих продуктов и услуг на рынке.

Важно отметить, что для предоставления муниципальных услуг гражданам необходимы квалифицированные сотрудники. Поэтому интерес органов муниципальных образований должен быть сконцентрирован на технологии бенчмаркинга. Ведь от того, насколько слаженно работают сотрудники, как быстро решается проблема теми или иными муниципалитетами, зависит то самое качество жизни граждан и доверие к власти. В данном случае, действенным инструментом повышения эффективности работы является кадровый бенчмаркинг. С каждым годом наблюдается сокращение работников муниципальных служб в связи с тем, что кадровый бенчмаркинг нацелен не на количество, а на качество. Обратим внимание на статистические показатели муниципальной службы Орловской области представленные в таблице [10]:

Таблица 2. Статистические показатели муниципальной службы Орловской области

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Численность работников представительных органов муниципальных образований

100

97

93

Численность работников местных администраций

4072

4052

3745

Численность работников контрольных органов муниципальных образований

19

21

20

Численность работников избирательных комиссий муниципальных образований

2

4

4

Численность работников иных органов местного самоуправления

8

8

7

Возможности технологии бенчмаркинга в предоставлении муниципальных услуг заключены в следующем:

  1. Это способность сравнивать показатели муниципальных образований. В случае, если показатели другого муниципального образования в предоставлении услуг будут выше, то необходимо провести более подробный анализ деятельности муниципальных служащих, найти различные успешные практики решения тех или иных вопросов, а также проблем местного значения, стараться усовершенствовать свою систему в предоставлении услуг.
  2. Сбор и анализ информации о сотруднике, полученной от него самого, от коллег и клиентов. Если первые три составляющие окажутся неизменными, то в качестве клиентов могут выступать как граждане, которые будут взаимодействовать со служащим, так и работники смежных структур и органов. Для оценки составляется опросник, на основании которого формируется индивидуальный план развития сотрудника. Данный метод принадлежит Питеру Уорду и называется «360 градусов». Благодаря разработанной методике, можно очень быстро и эффективно улучшить квалификационный уровень работника и количество решаемых им муниципальных услуг увеличится вдвое.
  3. Эффективное бюджетное планирование. Данная методология бюджетирования должна прежде всего быть ориентирована на результат. Эффективное повышение бюджетной системы скажется положительно на финансовой системе муниципалитетов и на качестве предоставляемых ими услуг. Бюджетное планирование позволит проводить анализ и оценку различных процессов, а также обеспечит максимально-эффективное использование бюджетных средств [1].

Таким образом, технологии бенчмаркинга в России с каждым годом вливаются в государственную среду все больше и больше. Сфера государственного и муниципального управления постоянно стремиться найти новые технологии для развития, повысить открытость деятельности, обеспечить достойный уровень качества управления и повысить качество жизни граждан. Для понимания, куда двигаться, нужно знать, чем мы отличаемся от тех, кто впереди[8]. Регулярное применение бенчмаркинга позволяет использовать знание и опыт сотрудников муниципальных структур, способствует обмену и повышает эффективность государственного управления по предоставлению муниципальных услуг.

Список литературы

  1. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г.В. Морунова. – СПб. : Изд-во СПБГЭУ, 2016. – 153 с. ;
  2. Гусева Н. М., Медведев Г. Б. Применение механизмов стратегического управления, контроля и аудита в органах государственной власти (опыт развитых стран Запада) // Контроллинг. - 2010. - № 2;
  3. Божедомова, М. Аспекты организации внутреннего бенчмаркинга / М. Божедомова // Стандарты и качество. — 2013 .— № 3 .— С. 84-85 ;
  4. Колончева, В. В. Факторы, влияющие на эффективность применения бенчмаркинга / В. В. Колончева, В. А. Титова // Методы менеджмента качества. — 2014 .— № 1 .— С. 34-37 ;
  5. Могуев, Б. Д. Развитие форсайта в процессе перехода к рыночным отношениям путем применения бенчмаркинга / Б. Д. Могуев // Российское предпринимательство. — 2013 .— № 10 (232) .— С. 133-141;
  6. Григ, Найджел. Бенчмаркинг - реальный опыт // Стандарты и качество. — 2005. - № 9 .— С. 56 – 61;
  7. Уваров, В.В. (профессор). Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. - № 4 .— С. 35-39;
  8. Воронов, Ю.П. (канд. экон. наук) . Бенчмаркинг в конкурентной разведке // ЭКО. — 2005. - № 4 .— С. 2 - 18. — ISSN 0131-7652 .— На с.11: Рис.1. Причины слабого развития бенчмаркинга в России;
  9. Пилчер, Терри. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности компании. // Европейское качество. Приложение к журналу "Стандарты и качество". — 2004. - № 1 .— с. 40 – 45;
  10. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области [Электронный ресурс] http://orel.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orel/ru/statistics/government/