Совершенствование пожарных автоцистерн

№78-1,

технические науки

В статье приводятся примеры использования различных технических средств для борьбе с пожарами. особое внимание уделено развития пожарных автоцистерн, приводятся производители автоцистерн как прошлого века, так и настоящего. Указаны основные перспективы развития данного вида пожарной техники.

Похожие материалы

Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую вглубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки.

В разные исторические эпохи для борьбы с огненной стихией использовались различные технические средства. В современном мире таким средством является пожарная автоцистерна. Пожарная автоцистерна — один из самых распространенных видов автомобилей, используемых при ликвидации очагов возгорания. Это транспортное средство, оснащенное всем необходимым оборудованием, установленное на шасси — отечественное или импортное.
Как и другие пожарные автомобили, корпуса пожарной цистерны в обязательном порядке окрашиваются в ярко-красный цвет, ходовая часть — в черный, а опознавательные элементы — в контрастный белый. На цистерне указывается принадлежность автоцистерны к определенной пожарной части, название населенного пункта, основные характеристики.

Чаще всего пожарные автоцистерны используют для тушения огня на территории населенных пунктов, включая города. Тогда как существуют еще и целевые пожарные машины, предназначенные для эксплуатации при ЧС на аэродромах, нефтебазах, предприятиях химической промышленности и не только.

В русский язык слово «цистерна» пришло из латыни. Cisterna — так называли первые пожарные автомобили, которые появились первоначально в Европе, а потом уже получили распространение в России. Как и современные машины для тушения пламени, применяемые в начале ХХ столетия средства представляли собой закрытые емкости, установленные на моторизованные пожарные ходы.

Говоря о пожарной технике, нельзя не отметить тот факт, что, собственно, до XVII века понятия «пожарная охрана» не существовало. Люди боролись с огнём, как говорится, всем миром. С развитием городов и увеличением ущерба, причинявшимся пожарами, создание службы, которая отвечала бы за их тушение, и конструирование техники, которая эффективно бы помогала в этом стало очевидным фактом. Главной задачей, стоявшей тогда перед конструкторами, была разработка устройства, подававшего воду под давлением. Так появились насосы — главный атрибут пожарных во всем мире. На повозке насос размещали между сиденьем извозчика и бочкой. Использовали конный пожарный экипаж.

Эксплуатация таких транспортных средств была крайне нерациональной — сложность конструкции, вес, который доходил до 5 тонн, а также время, затрачиваемое на подготовку парового насоса, на что иногда требовалось до 20 минут. Первый пожарный паровой автомобиль «Паровой слон» был изготовлен в 1859 году.

С изобретением автомобиля конструкторы бросили все свои силы на разработку пожарной версии этого транспортного средства. Первые пожарные автомобили начала ХХ века имели внешний облик конных экипажей, однако оснащались уже электродвигателем на аккумуляторных батареях, который служил как для передвижения самой машины, так и для питания насоса. На такие пожарные электромобили устанавливался насос, бочка на несколько сотен литров воды, катушка, на которую наматывалось несколько десятков метров рукавов, лестница и прочий инвентарь.

Разработка пожарных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания пока оставалась проблемой, в первую очередь, из-за того, что они были неэффективны для приведения в движение тяжелых пожарных обозов. Поэтому до начала 1910-х годов в автопарке пожарных частей находились преимущественно электро- и паромобили. Тем не менее инженерная мысль не стояла на месте, и постепенно пожарные автомобили с бензиновым двигателем вытеснили все остальные. Правда, в разных странах этот процесс занял разное время.

Первый пожарный автомобиль советского времени под названием «Подстволовый» был создан в г. Ленинграде в июле 1926года. Автомобиль мог перевозить 8 пассажиров и на нем располагался насос производительностью 1200 л/мин.

В начале 30-х гг. лишь два завода в стране выпускали пожарные машины: ленинградский «Промет» и московский Миусский, с 1935 г. ставший филиалом ЗИС. В Москве базой для них служило шасси АМО-4, позже ЗИС-11, а в Питере — шасси ярославских грузовиков. В конце 30-х гг. начал работать Краснодарский завод противопожарного оборудования

Для первых отечественных автоцистерн использовали шасси иномарок. Так, московский завод Автопромторга применял шасси от ФИАТ-15-тер. На раму устанавливали 80-ведерный бак (984 л), крепили лестницы, багры и другой инструмент, на шесть человек — пару сидений, под которыми лежали баллоны со сжатым воздухом, подаваемым в цистерну для создания в ней избыточного давления. Водой, поступавшей по рукаву в брандспойт, тушили пламя, а когда она заканчивалась, то либо мчались на заправку, либо брали ее из водопроводной сети. Сжатого воздуха хватало на 3 — 4 цикла, вес же возимого газового хозяйства превышал 200 кг.

В 1935 г. на Миусском заводе начали серийно строить автоцистерны ПМЗ-2. Вот как они были устроены. На шасси ЗИС-5 укрепили бак емкостью 1500 л, между ним и кабиной расположили катушку с выкидными рукавами и сидения для четырех пожарных, под ним центробежный насос Д-20, а над ним трехметровые рукава, уложенные в желоба, к которым пристегивалась раскладная лестница. С боков и позади бака располагались инструментальные ящики, к заднему подвешивалась большая катушка с выкидными рукавами. Вода в бак либо заливалась через его верхнюю горловину, либо закачивалась насосом из водоема или водопроводной сети. В брандспойты она подавалась от насоса по выкидным рукавам: либо из бака (оказание первой помощи), либо извне — из водоема или водопроводной сети (работа в качестве автонасоса). В нижней части внутренней полости цистерны проложили четыре трубы, по которым зимой пропускали выхлопные газы, минуя глушитель. Благодаря этому вода в баке нагревалась и не замерзала при минусовой температуре окружающего воздуха.

Пожарная автоцистерна ПМЗ-2
Рисунок 1. Пожарная автоцистерна ПМЗ-2

Шло время, техника развивалась. В 1990-е годы произошел своеобразный прорыв в качественном уровне и технологии изготовления зарубежных автоцистерн нового поколения. Дальнейшему совершенствованию подверглись специальные шасси для пожарной автотехники (были созданы полноповоротные шасси, шасси с суперузкой и супернизкой компоновкой), повысился уровень производственного исполнения, дизайна и безопасности. Активизировались поиски концептуальной модели пожарной автоцистерны, которая была бы адекватной своему времени и отражала изменения в условиях и тактике пожаротушения.

Предпосылками для внедрения инновационных решений при разработке концептуальных моделей автоцистерн явились два обстоятельства:

  1. усложнение условий движения автоцистерны к месту пожара в связи с повышением плотности транспортного потока;
  2. расширение сфер деятельности пожарной охраны во многих странах, включая Россию.

Сегодня в России появились инновационные решения, создающие предпосылки для реализации данной концепции. Так, после долгих дискуссий специалистов были созданы прототипы автомобилей первой помощи (с полной массой 3,5 и 7,5 т). Проведенный управленческий эксперимент с использованием этих автомобилей показал, что они достаточно эффективны.

К числу инновационных решений можно отнести создание принципиально новой для отечественной практики продукции: пожарных автоцистерн с лестницей (АЦЛ) (высотой 17 и 22 м) производства ОАО «Пожтехника» г. Торжок. Такие машины также могут использоваться в качестве автомобилей первой помощи в городах с малоэтажной застройкой (рис. 2).

Автоцистерна с лестницей
Рисунок 2. Автоцистерна с лестницей

Среди реализованных за рубежом инновационных идей — создание пожарной автоцистерны с функциями пожарно-спасательного автомобиля. Кроме цистерны и насосной установки на этой АЦ имеются электросиловая установка, светотехническое, аварийно-спасательное и другое оборудование. Идеология подобных пожарных автомобилей заключается в том, что они функционально приспособлены как для тушения пожаров, так и для проведения технических и специальных работ на месте пожара или иного происшествия, включая чрезвычайные ситуации. Их создание характеризует тенденции расширения функциональных возможностей пожарных автоцистерн, в том числе за счет применения съемных модулей (или контейнеров, являющихся частью надстройки).

Расширение функциональности автоцистерн связано с размещением на них обширной номенклатуры оборудования, что ставит перед разработчиками большие проблемы компоновочного характера и требует высокого уровня дизайнерских проработок. Однако большой профессиональный опыт ведущих фирм-производителей нового поколения пожарно-спасательных автомобилей позволяет успешно решать эти проблемы и создавать модели, отличающиеся высоким уровнем дизайна и совершенством технического исполнения.

Список литературы

  1. Теребнёв, В.В. Пожарные машины. Устройство и применение. / В.В. Теребнев, Ульянов Н.И., Грачёв В.А. – М.: Центр Пропаганды, 2007. – 328 с.
  2. http://www.techincom.ru.
  3. http://wiki-fire.org.