Признаки организованности ученического коллектива

№83-1,

педагогические науки

Организованность выступает в качестве предпосылки активности, наиболее полного использования ее возможностей, гибкости и динамичности функций всех ее участников, членов группы или коллектива.

Похожие материалы

Важнейшей характеристикой любой организации является ее организованность, как способность организации сохранять устойчивость своей структуры при обогащении и измннении ее функций.

Организованность определяет характер взаимозависимости организации и среды: чем выше организованность, тем более гибко провялятся зависимость организации от среды, но одновременно повышается и зависимость среды от организации.

Сущность организации, ее функционирования и развития связана с установлением определенных критериев ее оценки. М. И. Сетров, используя системно- функциональный подход к анализу организации, выделяет следующие критерии организованности:

  • совместимость, отражающая наличие в организации относительно однородных элементов и их взаимодействия;
  • актуализация функций, отражающая необходимость разнообразия свойств и их функций для сохранения организации в сложных условиях;
  • нейтрализация дисфункций, содержащая способы поддержания равновесия организации;
  • сосредоточение функций, отражающее необходимость согласования самих функций.

Чтобы между ними не было противоречий, они должны быть направлены на поддержание основной функции организации как целого.Но поскольку основная функция организации направлена не только на сохранение самой системы, но и на ее развития, важно правильно выбрать направление сосредоточения.

Благодаря этим критериям можно устанавливать диагноз состояния организованности и на основе этого целенаправленно воздействовать на нее.

Организованность выступает в качестве предпосылки активности организации, наиболее полного использования ее возможностей, гибкости и динамичности функций всех ее участников, членов группы или коллектива.

Согласно этим критериям, являющимся как бы количественной мерой организованности, «простые» организации имеют наибольшую вероятность быть высокоорганизованными,чем сложные, так как меньшее количество свойств легче сделать функциональными, т.е. полезными для организации, и, соответственно, чем меньше количество функций, тем легче их согласовать и сосредоточить.

Однако приусложненииусловий более жизнеспособной становится такая организация, которая имеет больше элементов и связанных с ними «частных функций». В этом случае организационное противоречие разрешается за счет возникновения в организации новых подсистем, образующих устойчивуюструктуру ивариативные подвижные функции.

Организация характеризуется не только степенью организованности, но и мерой ее «высоты», прогрессивности, мерой ее«высоты», прогрессивности, мерой активности членов организации. Это как бы качественная сторона организованности. Отношение устойчивости структуры (количество «горизонтальных» связей и «вертикальных» зависимостей) кподвижности (лабильности) функций и будетявляться критериеввысотыорганизованности. Смысл этого критерия состоит в необходимости оптимального соотношениямежду устойчивости и количеством связей внутри организации — с другой.

Избыток связей приводит к снижению подвижности функций, необходимой при новых условиях и задач, недостаток связей может приводить к хаотичной концентрации. Организованность первичногоколлектива отражает как степень согласованности действий его членов, так и степень относительной свободы личности в рамках ее ролевых предписаний.

В коллективе всегда имеет место определенное разнообразия мнений и поведения его участников, что обусловлена «специфичностью восприятия ситуации различными индивидами». Но существуют определенные границы этого разнообразия, оно относительно и не должно приводить к разброду в реальном поведении членов коллектива. Именно та подходил В.И.Ленин к оценке партийной сплоченности, которая «…означает именно свободу критики, полную и повсюду, раз не нарушается этим единство определенного действия, — и недопустимости никакой критики, подрывающей или затрудняющей единство решенного партией действия».

Итак, организованность первичного коллектива — это способность организации (группы, коллектива) сочетать разнообразия мнений и форм инициативного поведения ее участников с единством действия, направленного на достижение общей цели.

В результате изучения классных коллективов установлено, что его организованность может характеризоваться рядом показателей:

  • ясность целей и задач для всех учащихся, степень принятия, осознания каждым учеником общей цели;
  • способность класса к согласованным действиям в выполнении различных групповых задач;
  • степень самостоятельности коллектива в принятии решений при организации совместной работы, при обсуждении вопросов на собраниях и т.д.;
  • четкое распределение обязанностей, которые должен выполнять каждый ученик в общих делах;
  • наличие авторитетного и полномочного актива;
  • степень инициативы и реального вклада каждого ученика в общие значимые для общества дела;
  • установление отношений сотрудничества между школьниками — исполнителями;
  • сближение деловой и эмоциональной структур межличностныхотношений;
  • способность класса не снижать своей деятельности при отсутствии организаторов или недостатке материальных средств и т. д;
  • единство мнений о своих организаторах;

Создание высокого уровня организации в классных коллективах избавляет учителей от проявления нежелательных явлений, таких, как чрезмерная опека, недоверие к организаторским возможностям учащихся, чрезмерный контроль за их деятельностью, при котором они оказываются безынициативными, как правило, недисциплинированными, что в конечном итоге приводит к низким результатам общегрупповой деятельности.

Организованность первичного коллектива выполняет ряд функций.

  1. Стабилизирующая функция. Она обеспечивает сплоченность классного коллектива (единство оценочных суждений, действий, уважительное отношение к авторитету актива класса), его способность противостоять различным трудностям (внешним и внутриколлективным).
  2. Функция совершенствования классного коллектива. С учетом разнообразных форм инициативного поведения учащиеся в организованных коллективах проявляют свои организаторские способности ярче, чем в неорганизованных.

Очень важным здесь является вопрос о лидерах, поскольку именноони влияют на мнения и ценности в классе. Лидеры бывают различных типов в зависимости от ситуаций, в которых они главенствуют. По содержанию деятельности выделяют лидеров — вдохновителей («генераторов идей»), лидеров — исполнителей,организаторов и лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами;

По стилю руководства выделяют авторитарных лидеров, принимающих решения единолично, действующих «нажимом», демократических лидеров, совмещающих тот и другой стиль; похарактеру деятельности выделяют универсальных и ситуативных лидеров; по внутриколлективнымфункциям — инструментального (функционального) лидера, эмоционального лидера, создающего благоприятный психологический климат, лидера, совмещающего этифункции; по сфере взаимоотношений выделяют формального (официального) лидера,неформального (неофициального) и лидера, являющегосяи формальным и неформальнымодновременно.

Работа по совершенствованию классного коллективаначинаетсясвыбораи организации педагогомколлективной деятельности в классе. Это могут быть как групповые формы учебной работы, так и внеклассная совместная деятельность. Показателем ее значимости и внутренней необходимости для коллектива является то, что в ее ходе выдвигаются новые лидеры, она порождает лидером. Когда в классе много лидеров, это явление положительное, но при одном условии: нравствственные ценности лидеров не должны противоречить друг- друга.

  1. Функция обогащения личности. Реализация этой функции внутренне связана с предыдущей: ведь нельзя развивать коллектив, не обогащая входящих в него личностей.

Положение ребенка в классном коллективе зависит от того, в какую группировку внутри класса он входит. Если ведущая группировка класса разделяет высокие нравственно — интеллектуальные ценности, то они становятся значимыми для класса в целом, что и обеспечивает функцию обогащения личности. Важно, что лидирующее положение таким группировкам или отдельным детям воспитатель может на какое-то время обеспечить. Конечно, это делается не прямо.

Во-первых, педагогом организуется именно такая деятельность, которая рассчитана на выдвижение определенных детей, у которых уже есть средства (знание, умения) для ее выполнения.

Во-вторых, организуются специальные ситуации, способствующие закреплению за «нужными» лидерами на некоторый период ведущих ролей. Конечно, он не должен быть длительным, так как это плохо отражается на моральных качествах детей и они привыкают командовать.

Главное, чтобы «выдвижение» тех или иные лиц вызывалось необходимостью самой деятельности, а не авторитарным желанием воспитателя.

В заключение подчеркнем, что указанные социально-психологические признаки организованности первичногоколлектива могут изучаться с помощью различных методических приемов, начиная от включенного наблюдения, когда воспитатель (руководитель коллектива) непосредственно с ним работает, до экспериментальных методов, проводимых в социально-психологических лабораториях. Но во всех случаях необходимо использовать критерии высоты и степени организованности и оценку функций организованности.