Управление государственным и муниципальным долгом

№89-1,

экономические науки

Данная статья посвящена изучению аспектов управления муниципальным долгом. Представлена сущность и виды муниципального долга, аспекты управления муниципальным долгом и его процесс, задачи управления муниципального долга.

Похожие материалы

Муниципальный долг — это группа (совокупность) текущих задолженностей муниципальных формирований, в которую входят непогашенные долговые обязательства и премии (проценты) по ним.

Работа механизма государственных займов неизбежно приводит к формированию задолженности. В общегосударственном отношении долг — это общий объем эмитированных, но непокрытых госзаймов с учетом начисленных процентов [9, c. 87].

Если рассматривать муниципальный долг в виде простейшей структуры, то она будет состоять из таких элементов [6, c. 31]:

  1. Ценных бумаг муниципальных (местных) формирований. К данной категории относятся муниципальные облигации, эмитируемые на различные сроки.
  2. Бюджетных займов (выделение средств из бюджета страны на развитие муниципальной сферы, покрытие текущего дефицита и бюджетных разрывов).
  3. Займов от специальных кредитных структур (банков, кредитных учреждений).
  4. Гарантий муниципальных формирований.

Главная особенность муниципального долга (если сравнивать его с государственным обязательством) — невозможность привлечения займов со стороны иностранных финансовых учреждений и международных структур.

Формы пополнения муниципального бюджета перечислены выше и не могут быть нарушены.

Как правило, обязательства муниципальных формирований можно представить в роли управляемого государством объекта. Федеральные органы власти могут устанавливать соотношения между разными видами обязательств (кредитов, гарантий), структурой оформленных займов по прибыльности и сроками оформления, порядком и сроком эмиссии ценных бумаг, условиями предоставления гарантий и исполнения по ним обязательств [11, c. 27].

Организация управления муниципальными обязательствами — это группа мероприятий, направленных на оптимизацию долговых отношений и создание благоприятных условий в макроэкономике для дальнейшего развития конкретных муниципальных образований и всей страны в частности.

Есть два вида управления муниципальной задолженностью — оперативное и стратегическое. Перспективное (стратегическое) управление — это задача целого ряда руководящих органов, таких как Собрание РФ, Правительство и Президент, исполнительные и муниципальные органы самоуправления.

Задача исполнительных органов власти — подготовить необходимые проекты в отношении решений и законов, касающихся стратегии управления. В свою очередь, руководство региональных или местных структур, а также Президент могут отклонить предложение или же поставить свою подпись.

На этапе управления обязательствами муниципальных органов должны решаться следующие задачи, представленные на рисунке 1.

Задачи управления муниципальным долгом в муниципальных образованиях [4, c. 89]
Рисунок 1. Задачи управления муниципальным долгом в муниципальных образованиях [4, c. 89]

Так, в законе РФ каждый год прописываются следующие нормы:

  • максимальные объемы долгов государства (внешних и внутренних);
  • доступные источники, которые могут выступать в роли объектов финансирования. Здесь же учтены средства, которые могут поступить от выпуска облигаций на государственном или местном уровне;
  • лимиты по внешним кредитам;
  • объемы средств, направляемых на своевременное выполнение обязательств по всем существующим задолженностям.

Задача оперативного управления в отношении муниципального долга лежит на нескольких структурах — ЦБ РФ, Правительстве, Минфине РФ и Внешэконобанке. Задача этих органов:

  • определить оптимальные условия выпуска займов;
  • установить соответствующий порядок выпуска и обращения долговых бумаг;
  • определить время выпуска последующего кредита и правила его функционирования;
  • выполнить необходимую работу по размещению облигаций государственного образца на вторичном рынке;
  • организовать своевременную выплату прибыли и покрытие имеющихся задолженностей;
  • предоставить государственные гарантии, займы и так далее.

Аналогичные цели, но уже на своем уровне решают и муниципальные структуры. При этом в процессе своей деятельности они опираются уже действующие федеральные законы.

Сам процесс управления муниципальным долгом состоит из пяти этапов, представленных на рисунке 2.

Процесс управления муниципальным долгом [5, c. 46]
Рисунок 2. Процесс управления муниципальным долгом [5, c. 46]

Как следствие, управление муниципальной задолженностью — это группа мероприятий, направленных на своевременную корректировку и регулирование структуры и объемов рынка, определение условий и реализацию новых займов, обслуживание и покрытие имеющихся долгов, предоставление муниципальных гарантий, обеспечение контроля в отношении расходования кредитных средств. При этом не существует единой оценки, которая бы позволила в полной мере оценить эффективность управления муниципальным долгом.

Список литературы

  1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко , 2007. – 486 с.
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 550 с.
  3. Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Пороло Е.В. Политика реформирования налоговой системы России: Монография /РГЭУ «РИНХ». Ростов н/д, 2013. С. 59
  4. Васюнина М.Л. Государственное (муниципальное) задание как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг// Финансы и кредит. 2014. №18. С. 36-40.
  5. Бабайцева, Е.В. Инструменты программно-целевого метода бюджетного планирования как основа повышения эффективности бюджетных расходов / Е.В. Бабайцева // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов : материалы X науч.-практ. конф. (28-30 сентября 2011 г.). – Петрозаводск : изд-во ПетрГУ, 2011. – С. 8-11.
  6. Белостоцкий, А.А. Финансы, денежное обращение и кредит / А.А. Белостоцкий // Долгосрочное бюджетное планирование: приоритеты развития государственных финансов. – 2011. – № 7 (80). – С. 154-157
  7. Громова, Н.Н. Совершенствование модели оценки целевых программ / Н.Н. Громова // Мир экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 32-39.
  8. Ефремова, М.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в условиях бюджетирования, ориентированного на результат : автореф. дис. … канд. эконом. наук : 08.00.10 / М.С. Ефремова. – Волгоград, 2011. – 26 с.
  9. Лихачев, М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики : автореф. дис. … д-ра эконом. наук / М.О. Лихачев. – М., 2010. – 54 с.
  10. Лухтанов, Е.А. Финансовая устойчивость местных бюджетов [Электронный ресурс] / Е.А. Лухтанов, А.С. Карпова ; Сиб. фед. ун-т. – Режим доступа : http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/65a.pdf.
  11. Макарова, Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики : автореф. дис. … канд. эконом. наук / Е.В. Макарова. – Улан-Удэ, 2006. – 31 с.
  12. Мишина, С.В. Совершенствование управления бюджетными ресурсами / С. В. Мишина // Финансы и кредит. – 2011. – № 6. – С. 15-20.