К вопросу о мерах безопасности при проведении лабораторных работ с использованием металлорежущих станков

№90-1,

педагогические науки

В данной статье пойдет речь о мерах безопасности при работе на металлорежущих станках и об основных причинах травматизма и несчастных случаях при их несоблюдении.

Похожие материалы

Одним из важных и неотъемлемых элементов учебного процесса в учебном заведении с техническим уклоном является лабораторная работа. Лабораторная работа необходима для формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы в конкретной области. Данный вид занятий посредством проведения экспериментов и опытов позволяет углубить и закрепить, изученный ранее теоретический материал. Недаром говорят что: «Теория без практики мертва, а практика без теории слепа!». На сегодняшний день в нашей стране не хватает специалистов в области металлообработки. В 90-е годы учебные заведения нашей страны выпускали в основном инженеров, а инженер — это специалист с высшим образованием, работающий по большей части в кабинете, поэтому сложилась такая ситуация, что у станка стоять стало некому. Дефицит рабочих рук, т.е. специалистов металлообработки в лице токарей, слесарей, фрезеровщиков и д.р. в последние годы начал снижаться за счет увеличения числа профессиональных техникумов для обучения «ремеслу металлообработки». Для любых рабочих профессий большое значение имеет практика, поэтому 70% времени затрачиваемого в учебном процессе должно отводиться лабораторным работам. С чего же должна начинаться любая лабораторная работа в учебном заведении? Конечно же, с инструктажа о мерах пожарной безопасности и о мерах безопасности при работе на станках и приборах под роспись в журнале инструктажа. После проведенного преподавателем инструктажа, каждый обучающийся в журнале инструктажа собственноручно должен вписать в журнал свою фамилию, имя и отчество и расписаться об ознакомлении с инструкцией. Любые условия труда, безусловно, должны быть в первую очередь безопасными для обучающихся и преподавателя (учебного мастера). Однако, при использовании на занятии металлорежущих станков в любом случае возникает риск воздействия на обучающихся опасных производственных факторов. К таким опасным факторам можно отнести: ранение (отрыв) конечностей при их захвате вращающимися частями станка; ранение конечностей при плохом закреплении деталей; ранение органов зрения отлетающей стружкой; ожоги рук вследствие нагрева деталей; поражение электрическим током и др.

Выполнение любой лабораторной работы с использованием оборудования должно начинаться с изучения устройства и принципа работы устройства (станка). Лица, не изучившие или плохо усвоившие данный материал к работе на станках не должны допускаться. Прежде чем приступить к работе на металлорежущем станке необходимо: визуально проверить защитное заземление станка; исправность ограничивающих устройств и предохранительных устройств; проверить исправность инструмента на предмет отсутствия трещин, надломов и правильности заточки. Далее необходимо проверить освещенность рабочего места, освещенность рабочей зоны станка должна составлять не менее 45 люкс. Затем следует проверить наличие смазочно-охлаждающих технологических сред (СОТС), применяемых для охлаждения инструмента и детали в процессе обработки детали (заготовки). Перед началом работы необходимо застегнуть манжеты рукавов на пуговицы и надеть защитные очки. Следует обратить внимание, что у металлорежущих станков имеются открытые вращающиеся части — это шпиндель, патрон, ходовой вин и т.д., которые представляют особую опасность для жизни и здоровья человека. При малых оборотах вращения шпинделя станка, он обладает большим значением крутящего момента, что может сыграть злую шутку с человеком при случайном зацеплении элемента одежды за вращающуюся деталь, кулачок патрона и т.д. Нередко такие происшествия приводят к отрыву конечностей или снятию скальпа. А происходит это так: например, токарь (учебный мастер) перед работой на станке не привел в порядок рабочую одежду т.е. забыл застегнуть манжеты на рукавах рабочей робы или халата. При работе на станке, манжета рукава случайно зацепляется за торчащий кулачек, вращающегося 3х — кулачкового патрона (см. рисунок 1) и конечность начинает наматывать на патрон или вращающуюся заготовку.

3х кулачковый патрон: 1 — тело патрона; 2 — кулачок.
Рисунок 1. 3х кулачковый патрон: 1 — тело патрона; 2 — кулачок.

Отмечу, что крутящий момент шпинделя очень велик, ткань рабочей одежды достаточно прочная, причем происходит это все за доли секунды и выдернуть руку, «захваченную станком» практически невозможно. В результате несчастный случай на производстве. Очень опасным является попытка остановить станок прижатием рукой патрона, обрабатываемой детали или шкива. Как бы это не казалось банальным, но длинные волосы рабочего, неубранные под берет, могут также случайно попасть на вращающиеся части станка, при этом они очень быстро наматываются на данную деталь и приводят как минимум к снятию скальпа. Такие несчастные случаи, к великому сожалению случались на производствах. В учебных заведениях лабораторную работу с использованием металлорежущих станков может проводить как преподаватель, так и учебный мастер. Обычно преподаватели: доценты, профессора, да и учебные мастера посещают занятия в костюмах, неотъемлемой частью которых является галстук. Галстук (без зажима для галстука) очень опасный аксессуар одежды, который может привести к несчастному случаю. Известны случаи, когда при работе на токарном станке, если галстук не был закреплен на рубашке зажимом попадал на вращающуюся заготовку, наматывался на нее и приводил к удушению человека. Поэтому на металлорежущих станках лучше работать без галстука! Иначе можно попасть в некролог под заголовком «Самая глупая смерть. «Премия Дарвина»». Очень частым нарушением мер безопасности на лабораторных работах при работе на металлорежущих станках является любопытство обучающихся при попытке потрогать образовавшуюся сливную стружку с переливающимися на ней цветами побежалости, что в большинстве случаев приводит к порезам и ожогам кожи рук. Образующаяся стружка при резании металлов не только имеет очень острые и шероховатые края, но и очень горячая. Дело в том, что в зоне резания выделяется большое количество теплоты, поэтому температура в зоне резания может достигать +900 °С. Самое большое тепловыделение происходит при отделении слоя металла (стружки) от заготовки. На стружке могут появиться цвета побежалости, которые свидетельствуют о её сильном разогреве. При образовании горячей стружки необходимо использовать специальные приспособления — стружколоматели и защитные экран, если существует риск повреждения органов зрения отлетающей стружкой. Любую стружку (крупную, мелкую, горячую или холодную) со станка можно удалять только щеткой-сметкой.

В заключении хочу обратить ваше внимание на важность соблюдения мер по охране труда на рабочем месте: «Производственная безопасность — не лотерея. Не играй — а соблюдай!».

Список литературы

  1. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности / Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. - М.: Academia, 2004. - 320 c.
  2. Басаков, М.И. Охрана труда: безопасность жизнедеятельности в условиях производства: учебно-практическое пособие / М.И. Басаков. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 345 c.