Конструктивные особенности винтового домкрата для ремонта ходовой части пожарных автомобилей

№90-1,

технические науки

Представлен обзор домкратов для проведения ремонта ходовой части пожарных автомобилей. Рассмотрены конструктивные достоинства и недостатки различных домкратов. Представлены рассчитанные конструктивные элементы винтового домкрата, в наибольшей степени отвечающие необходимому комплексу технических характеристик.

Похожие материалы

При выполнении ремонта ходовой части пожарных автомобилей нередко возникает ситуация, когда в подразделении отсутствуют стационарные устройства для подъема и фиксации груза, поэтому требуется использование простых грузоподъемных устройств. Для выполнения ремонтных работ по ходовой части автомобилей наибольшее распространение получили домкраты.

Домкрат — простейшее грузоподъемное устройство в виде толкателя (винтового, реечного, гидравлического), предназначенное для подъема устройства на небольшую высоту.

Простейшую конструкцию имеет реечный домкрат, в котором при помощи зубчатой или рычажной передачи передвигается подъёмная рейка. Реечные домкраты используются не только для ремонта автомобилей, но и для подъёма различных грузов, поэтому они бывают различной грузоподъёмности и размеров. Главным преимуществом этих домкратов является возможность поднимать низко находящиеся грузы. Недостатками реечных домкратов являются: большие габариты и масса; необходимость использования специальных выемок в днище автомобиля для установки лапки подъёмной рейки или наконечника подхвата; малая площадь опоры, что создаёт некоторую неустойчивость поднятой машины и требует использование дополнительных приспособлений, для фиксации её положения.

Гидравлический домкрат представляет собой рабочий цилиндр с поршнем. При ремонте ходовой части пожарных автомобилей гидравлические домкраты имеют следующие преимущества: компактность и удобство использования; отличная устойчивость автомобиля в поднятом состоянии; быстрый и лёгкий подъём. Недостатки — это дорогостоящий ремонт и короткое время службы; требует постоянного технического обслуживания; не обеспечивает большой высота подъёма.

В винтовых домкратах подъём груза происходит благодаря преобразованию вращательного перемещения штока винта в поступательное передвижение подъёмной площадки. Передаточное отношение винтовой пары 70 — 80; грузоподъемность данного устройства составляет 7 — 32 кН. Из винтовых домкратов большое распространение получили ромбические домкраты, модели которых имеют высокую надёжность работы и хорошую устойчивость. Хотя в отличие от реечных домкратов, ромбический имеет низкую высоту подъёма, но в собранном состоянии оборудование является очень компактным.

Пневматический домкрат представляет собой надувную подушку, которая накачивается выхлопными газами или сжатым воздухом. Имея большую площадь опоры, этот вид подъемного устройства обладает высокой устойчивостью. Газ или воздух для подъема автомобиля подается под высоким давлением.

У пневматических домкратов имеются следующие достоинства: способность применения в любых условиях и при разном состоянии дорожного полотна и грунта; необходимость минимального участия водителя; простота установки подъемного агрегата; хорошие показатели высоты подъема; установка в любом месте днища автомобиля. Недостатками являются: неустойчивость конструкции, малая грузоподъемность по сравнению с другими видами домкратов, ограниченность применения подушки вследствие сжимаемости воздуха и зависимости его свойств от окружающей среды.

При выборе грузоподъемного устройства одним из его главных технических параметров является грузоподъемность. Это главный показатель, который обозначает назначение домкрата. Высота подъёма — это ещё один немаловажный показатель. Устройство обязано поднимать машину на такую высоту, чтобы было возможно беспрепятственно производить необходимые работы по ремонту. Для этого лучше всего также выбирать оборудование с определённым запасом по высоте, чтобы учесть удобство проведения работ и свободный ход системы амортизации. Запас высоты в 40–60 см считается тем диапазоном, который сможет обеспечить удобные условия для замены рейки рулевой системы или колеса. Высота подхвата — это третья характеристика, которая определяет возможность использования подъёмного устройства. Она указывает ту низшую высоту, с которой происходит подъём автомобиля. Инструмент должен свободно устанавливаться под дном автомобиля.

В одной из пожарно-спасательной частей для ремонта пожарных автомобилей используется реечный домкрат, который в силу ранее перечисленных недостатков создает ряд неудобств при ремонте техники. Поэтому для реализации вопросов связанных с ремонтом ходовой части пожарных автомобилей нами разработана конструкция винтового домкрата. Это обусловлено тем, что в условиях проведения ремонта в пожарно-спасательной части данное устройство в наибольшей степени отвечает всему комплексу технических характеристик представленных выше. В процессе расчета винтового домкрата были определены следующие параметры: диаметр винта; параметры резьбы; размеры рукоятки; проведен проверочный расчет винта; спроектирована гайка; определен коэффициент полезного действия; проведена проверка параметров резьбы на износостойкость.

Список литературы

  1. Покровский, А.А. Мероприятия по улучшению эксплуатационных свойств деталей машин / А.А. Покровский // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Надежность и долговечность машин и механизмов». – 2016. – С. 143 – 145.
  2. Додонов Б.П., Лифанов В.А. Грузоподъемные и транспортные устройства: Учебник для средних специальных учебных заведений. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1990. - 248 c.