Дивидендные политики компаний

№92-1,

экономические науки

В данной статье рассмотрены основные виды дивидендных политик организации. Исходя из приведенных факторов, задач и подходов дивидендной политики, руководитель организации может выбрать наиболее подходящую политику для своей компании, согласно поставленным целям.

Похожие материалы

Для установления необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, следует определить наиболее подходящую дивидендную политику для компании. Правильный выбор не только увеличит рыночную стоимость предприятия, но и обеспечит стратегическое его развитие. На этот выбор влияет ряд факторов, представленных в таблице 1.

Таблицы 1 — Факторы, влияющие на дивидендную политику [1, c. 159].

Фактор

Характеристика

Юридический фактор

Действие фактора связано с ограничениями, установленными законодательными актами, регламентирующими определение источников и порядок выплаты дивидендов

Темп роста акционерной организации

В целях сохранения темпов роста организации в перспективе, расширения ее инвестиционных возможностей могут быть использованы ограничения выплаты дивидендов

Ограничительные договоры

Регулируют размер дивидендов, порядок их выплаты и т.д.

Доходность акционерной организации

Влияет на размер дивидендов

Стабильность доходов

Чем выше устойчивость финансового состояния организации, тем выше стабильность выплат дивидендов

Максимизация доходов акционеров

Выполнение требований акционеров о сохранении или увеличении уровня их доходов

Степень финансирования за счет заемного капитала

Чем выше долговые обязательства организации и размеры выплат по ним, тем ниже возможности для выплаты дивидендов

Возможность финансирования из внешних источников

Позволяет выделить больше прибыли на выплату дивидендов

Налоговые штрафы

За излишнее накопление нераспределенной прибыли заставляют увеличивать размер выплат по дивидендам

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его инвестиционная привлекательность и рыночная стоимость, нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом [2, c. 152].

Существует два различных подхода в теории дивидендной политики [6, c. 312]:

  • Первый подход основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются после того, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе
  • Второй подход вытекает из принципа минимизации риска, когда акционеры предпочитают невысокие дивиденды в текущий момент и высокие в перспективе

Одним из показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент «дивидендного выхода» (Формула 1).

Кдв = Доб.акц / Прб.акц (1)

  • Доб. акц — дивиденд на одну обыкновенную акцию;
  • Прб. акц — прибыль, причитающаяся на одну обыкновенную акцию.

Дивиденды могут выплачиваться из чистой прибыли от отчетного периода, нераспределенной прибыли прошлых лет и специальных резервных фондов, созданным для выплаты дивидендов по привилегированным акциям на случай, если предприятие получит недостаточную сумму прибыли или окажется в убытке. Поэтому могут быть случаи, когда дивидендные выплаты превышают сумму полученной прибыли.

Размер дивидендных выплат определяет, какую часть чистой прибыли получат акционеры, и какая часть будет реинвестирована в развитие акционерного общества. С одной стороны, в условиях рынка всегда имеются возможности для участия в новых инвестиционных проектах с целью получения дополнительной прибыли, а с другой — низкие дивиденды приводят к снижению курсовой стоимости акций, которая определяется как отношение суммы дивиденда на одну акцию к рыночной норме дохода (ставке банковского процента по депозитам), что нежелательно для предприятия.

Наиболее часто встречающимися видами дивидендной политики являются следующие:

  1. Политика постоянного процента дивидендных выплат (постоянной доли выплачиваемых дивидендов). Данная политика предусматривает сохранение на определенном уровне доли выплачиваемых дивидендов. Одним из основных показателей, характеризующих дивидендную политику, является коэффициент «дивидендного выхода» (Формула 1). Принятие дивидендной политики постоянного процента дивидендных выплат предполагает неизменность данного коэффициента [5, c. 63]:

а% = const = ДОА / ПОА (2)

, где

ПОА — прибыль доступная владельцам обыкновенных акций, равная чистой прибыли за вычетом выплат по привилегированным акциям, которая распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям и нераспределенную прибыль;

ДОА — дивидендные выплаты по обыкновенным акциям.

  1. Политика фиксированных дивидендных выплат. Предусматривает регулярную выплату дивидендов на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени, безотносительно к изменению курсовой стоимости акций.
  2. Компромиссная политика. Подразумевает поиск «золотой середины» между двумя указанными выше видами дивидендной политики. Этот компромисс заключается в том, что компания выплачивает фиксированный дивиденд, но в благоприятные годы выплачивает своеобразную надбавку (экстра-дивиденды). Такая политика имеет смысл только в том случае, если прибыль компании варьируется из года в год.
  3. Политика выплаты дивидендов по остаточному принципу. Данная политика используется компаниями инвестиционные возможности, которых не стабильны. В этом случае финансовый менеджер ставит дивидендную политику в прямую зависимость от инвестиционных решений. В этом случае дивиденды будут выплачиваться из остатков денежных средств, необходимых для реализации выгодных проектов.
  4. Политика выплаты дивидендов акциями. Рассмотрим данный вид политик подробней, чем предыдущие. Проводиться как при неблагополучном финансовом состоянии, так и при временном недостатке финансовых средств для реализации инвестиционных программ при общей финансовой устойчивости. Если инвестиционные возможности и ограниченность других источников финансирования диктуют реинвестирование прибыли, но в прежние годы дивиденды выплачивались, и часть акционеров рассчитывает на текущий доход, то, чтобы не обмануть ожидания акционеров, руководство может предложить им выплату дивидендов акциями. Общее число акций в обращении будет увеличено [4, c. 510]. В итоге акционеры не получают ничего, кроме возможности продать акции по курсовой стоимости (формула 3).

Курс акции = сумма дивиденда / процентная ставка * 100% (3)

Выплата дивидендов акциями порой диктуется не отсутствием денег, а либо невозможностью их концентрации к моменту выплаты дивидендов, либо альтернативными вариантами использования чистой прибыли. Руководство, принимая решение об объявлении дивидендов, должно четко оценивать возможности изменения структуры активов и нахождения необходимых денежных средств.

Важно отметить, что каждый акционер сохраняет тот же процент всех выпущенных в обращение акций, которыми он владел до выплаты дивидендов в форме акций или дробления акций. К примеру, 7%-ный дивиденд в виде акций будет означать, что каждый акционер получит одну акцию на каждые семь старых акций, которыми он владел до этого.

Выплаты дивидендов акциями компании имеет ряд преимуществ, среди которых можно отметить следующие:

  • денежные средства остаются в компании
  • такая же информационная ценность, как и у денежных дивидендов
  • если ликвидность ограничена, то выплата дивидендов акциями компании помогает поддерживать воспринимаемый уровень стабильности дивидендного потока и сохранять статус компании на рынке
  • увеличивают количество акций на рынке, повышают реализуемость
  • помогают сократить брокерские и другие расходы своим акционерам, которые желают увеличить свой пакет акций
  • нет изменений в активах компании, или денежных обязательствах, или в ценных бумагах

Для большей наглядности следует выделить преимущества и недостатки в ранее упомянутых дивидендных политиках в таблице 2.

Таблица 2.

Преимущества

Недостатки

1

Предполагает стабильное значение дивидендного выхода на одну обыкновенную акцию в течение длительного периода времени.

В особенно неблагоприятные годы дивиденды могут существенно упасть или вообще не выплачиваться. Такая политика не приводит к росту курсовой стоимости акций, поскольку большинство акционеров обычно отрицательно относится к изменчивости суммы выплачиваемых дивидендов.

2

У акционеров создается чувство уверенности в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств и позволяет избежать колебания курсовой стоимости акций на фондовом рынке.

Слабая связь с финансовыми результатами деятельности, поэтому в периоды неблагоприятной конъюнктуры и снижения величины прибыли текущего года у предприятия может не оказаться средств для инвестиционной, финансовой и даже основной деятельности.

3

Стабильная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере, является наиболее эффективной в неблагоприятные для компании годы. Высокая связь с финансовыми результатами предприятия позволяет выплачивать экстра-дивиденды без снижения инвестиционной активности

При продолжительной выплате минимальных фиксированных дивидендов снижается инвестиционная привлекательность акций компании, а при регулярной выплате экстра-дивидендов снижается их стимулирующее действие на акционеров.

4

Обеспечение высоких темпов предприятия, повышение его рыночной стоимости, сохранение финансовой устойчивости.

Выплата дивидендов не является гарантированной. Размер дивидендов не фиксирован, меняется в зависимости от результатов года. Дивиденды выплачиваются только в том случае, когда у предприятия остается прибыль, не востребованная на капитальные вложения.

Таким образом, выбор дивидендной политики это серьезное стратегическое решение, которое необходимо сделать каждому руководителю организации. При этом следует брать в расчет цели и задачи, которые ставит перед собой не только компания, но и ее акционеры.

Список литературы

  1. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Акад. Г.Б. Поляка. ЮНИТИ-ДАНА, 2006 - 527 с.
  2. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004 – 408 с.
  3. Финансовый менеджмент: Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой – М.:Изд-во «Перспектива», 2010 – 656 с.
  4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2006. - с.
  5. Ронова Г.Н., Ронова Л.А. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебнометодический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 170 с.
  6. Экономический анализ: учеб. / Г.В.Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с.
  7. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 2-е изд. Стандарт третьего поколения. — 496 с.