Государственная политика занятости и оценка её эффективности

NovaInfo 14, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье изучается государственная политика занятости, её виды и методы, применяемые государством для решения проблем занятости. Также рассматриваются основополагающие принципы оценки эффективность государственной политики занятости.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЗАНЯТОСТЬ

Текст научной работы

В последнее время во многих странах остро встала проблема безработицы, которая имеет многочисленные последствия. Это не только такие экономические последствия как снижение доходов населения, потеря квалификации и отставание фактического ВВП от потенциального, но также различные психологические и социальные последствия: потеря работы часто приводит к психологическим стрессам, ухудшению криминогенной обстановки, нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Поэтому решение проблем занятости населения является одной из важнейших задач государства.

Несмотря на широкую исследованность вопроса специалистами различных профилей, остаются проблемные аспекты. В этой статье будет предпринята попытка изучить эти пробелы.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход. Регулирование занятости населения, поиск путей снижения и сглаживания последствий безработицы является одной из главных функций органов исполнительной власти, так как рабочая сила — основной ресурс экономики. [1]

Государственная политика занятости — это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Политика занятости неразрывно связана со структурной, инвестиционной, кадровой политикой, политикой доходов и политикой в сфере трудовых отношений, которые в итоге определяют характер модели рыночной экономики.

Она носит многоуровневый характер: общегосударственный, региональный и локальный. Каждый их уровней состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, организационно-координирующего и ресурсно-обеспечивающего.

Политика занятости бывает двух видов: активная и пассивная.

Активная представляет собой совокупность мер (экономических, правовых, организационных), принимаемых государством для снижения уровня безработицы. Сюда входят активный подбор и поиск рабочих мест, переподготовка и обучение лиц, ищущих работу, финансирование и организация новых рабочих мест.

Пассивная политика занятости в основном сглаживает различные негативные последствия безработицы путем выплат пособий, доплат на иждивенцев и иных видов помощи.

Хотя с точки зрения текущих государственных расходов оба варианта экономичны, пассивная политика занятости оправдывает себя только при позитивных экономических перспективах, когда высока вероятность самостоятельного трудоустройства. В противном случае такая политика может оказаться недейственной и ухудшить ситуацию.

Существует система социальных амортизаторов, применяемых государством для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Эта система включает социальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. [2]

Первый элемент — регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия:

  1. Сокращает установленную продолжительность рабочего для и недели в период массовой безработицы;
  2. Рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками;
  3. Досрочное увольнение на пенсию работников государственного сектора, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
  4. Создание новых рабочих мест и организация общественных работ;
  5. Ограничение миграции и стимуляция репатриации.

Государство организует биржу труда, которая занимается учетом и трудоустройством безработных, изучает состояние рынка рабочей силы и предоставляет информацию о нём. Обычно отказ от работы, предложенной биржей труда, влечёт за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом является введение института страхования по безработице, оказывающего материальную помощь тем, кто потерял работу. Фонды страхования по безработице в основном образуются за счет вычетов из зарплаты работающих. В разных странах сроки выплат и их размер отличаются.

Также правительства развитых стран предпринимают следующие меры:

  1. Осуществление программ по профессиональной подготовке работающих;
  2. Помощь фирмам в переподготовке работающего персонала, потребность в труде которого фирма уже не имеет, но фирма имеет другие свободные места;
  3. Обеспечение минимума заработной платы;
  4. Субсидирование и квотирование занятости [3].

Однако недостаточно внедрить программы политики занятости, нужно также контролировать их и оценивать эффективность.

Оценка программ — периодический независимый и объективный обзор программ с целью определения их соответствия поставленным целям и анализ результатов. Оценка эффективности программ призвана выявить их рациональность, социальное влияние и финансовую эффективность в сравнении с альтернативными источниками. [4]

Оценка эффективности программ осуществляется в соответствии с четырьмя основными принципами:

  1. Целесообразность программы;
  2. Эффект и результаты;
  3. Выполнение задач;
  4. Альтернативы.

Целесообразность программы отвечает на вопрос «имеет ли данная программы смысл?» вопросы о целесообразности программы направлены на то, чтобы сохранить актуальность программы в текущей социально-экономической ситуации и политике правительства. При оценке эффективности программ политические решения определенного уровня принимаются как данность. Целесообразность программы можно оценить, сравнивая конкретные проводимые в её рамках предприятия с той деятельностью, которую поручено осуществлять службу занятости и проверив, соответствуют ли полученные результаты задачам программы.

Анализ эффекта и результатов программы рассматривает, что именно произошло в результате реализации данной программы. Необходимо учитывать как запланированные, так и непреднамеренные результаты. Этот анализ включает эффект на другие программы в данной области и наоборот — воздействие других программ на оцениваемую.

Анализ выполнения задач позволяет определить, как и в какой степени были достигнуты поставленные программой цели. Чтобы адекватно оценить, насколько успешно задачи программы были выполнены, требуется всесторонне проанализировать её эффекты и результаты.

Анализ альтернатив даёт возможность оценить относительную ценность программы. Несмотря на то, что цели и задачи были выполнены, причем без каких-либо отрицательных последствий, не исключено, что имелись более эффективные способы добиться таких же результатов.

Подводя итоги, можно говорить о том, что практиками и теоретиками осознается несомненная важность поднятых проблем. Анализ существующих положений показывает, что они не остаются незамеченными, создан и применяется комплекс мер по оценке эффективности программ политики занятости, а также анализ и контроль непосредственно этих программ. Как бы то ни было, государственная политика занятости по-прежнему остается одним из достаточно острых и болевых вопросов современной экономики. Дальнейшее изучение и разработка темы обнажит более глубинные проблемы и даст возможность попытки их анализа и решения.

Читайте также

Список литературы

  1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: пер.с англ.М.:МГУ, 1994, С.83
  2. Е.Ф. Борисов Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997, С.432
  3. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие/ кол. Авторов; под ред. В.М.Соколинского. - М.: КНОРУС, 2010. С. 144-145
  4. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. - М.: Теис, 1999. С.171

Цитировать

Юсупова, Е.А. Государственная политика занятости и оценка её эффективности / Е.А. Юсупова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 14. — URL: https://novainfo.ru/article/1657 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться