К вопросу о независимой оценке квалификации

№104-1,

экономические науки

В данной статье описаны теоретические основы независимой оценки квалификации, рассмотрены участники системы независимой оценки квалификации, законодательная база этой системы, преимущества и недостатки независимой оценки квалификации

Похожие материалы

В последнее время работодатели задаются вопросом о том, какие современные инструменты можно применить для оценки квалификации соискателя, пришедшего для занятия вакантной должности. Необходимость качественного подбора персонала обусловлена кадровыми рисками, которые берет на себя работодатель. В их число входят квалификационно-образовательный риск, суть которого состоит в несоответствии работника занимаемой должности и риски недостаточной квалификации персонала.

Существует достаточное количество внутренних инструментов оценки квалификации персонала, но в последнее время набирают популярность и внешние, среди которых независимая оценка квалификации.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" независимая оценка квалификации (НОК) — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом. [1]

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. [2]

Независимая оценка квалификации (НОК) проводится согласно следующему перечню нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";
  • Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена";
  • Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н "Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации";
  • Приказ Минтруда России от 14.12.2016 № 729н "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации";
  • Приказ Минтруда России от 15.11.2016 № 649н "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре". [3]

Но главным документом, регламентирующим проведение независимой оценки квалификации в форме экзамена, является профессиональный стандарт по соответствующей специальности.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" называет следующие субъекты участниками системы независимой оценки квалификации:

  • национальный совет;
  • национальное агентство развития квалификаций;
  • советы по профессиональным квалификациям;
  • центры оценки квалификаций;
  • работодатели;
  • соискатели;
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. [1]

Существует несколько форм взаимодействия участников НОК (рис.1 и рис.2). Форма №1 показывает взаимодействие участников на структурном уровне, а форма №2 — более узкое взаимодействие, где инициатором выступает соискатель. [3]

– Форма взаимодействия №1
Рисунок 1. Форма взаимодействия №1
– Форма взаимодействия №2
Рисунок 2. Форма взаимодействия №2

Создание НОК продиктовано следующим:

  • проблемами трудоустройства выпускников ВУЗов;
  • разрывом между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда;
  • повышением конкурентоспособности среди кандидатов на должность.

Использование НОК работодателем целесообразно в следующих случаях:

  • при нежелании создания работодателем аттестационной комиссии внутри организации;
  • при трудовом конфликте с работниками;
  • при сокращении численности персонала;
  • при необходимости проверить умения и навыки кандидата на должность.

Преимущества НОК для соискателя:

  • возможность подтвердить свою квалификацию независимо от места работы;
  • при наличии свидетельства о квалификации у тех соискателей, которые имели большой перерыв в работе или у выпускников учебных заведений при трудоустройстве работодатель будет знать о соответствии квалификации профессиональному стандарту.

К недостаткам НОК относится:

  • если работодателю необходимо направить своего сотрудника в независимый центр оценки квалификации, может оказаться, что данный процесс сложный и дорогой;
  • если выясняется, что сотрудник получил неудовлетворительную оценку, сократить его нельзя, можно отправить его на дополнительное обучение, снова оплаченное компанией;
  • в центре оценки квалификации проверяют на соответствие навыков и умений, утверждённых профессиональным стандартам, а требования самой организации к конкретной должности могут существенно отличаться.

Подводя итог, нужно сказать о том, что система независимой оценки квалификации является, главным образом, катализатором при принятии на должность выпускников ВУЗов, а также дает возможность опытным сотрудникам различных областей иметь документальное подтверждение своих знаний, умений и навыков.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
  3. Независимая оценка квалификации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nark.ru/nok/