Электронные учебники — инновации в образовании

№30-2,

Педагогические науки

В статье рассматривается вопрос о внедрении в современный образовательный процесс инновационных технологий, таких так дистанционное обучение и электронный учебник. Электронные учебники используются для очной формы обучения на занятиях в колледже, и для дистанционного обучения в филиалах г. Выксы, г. Сергача. Происходит широкое и грамотное внедрение инновационных идей, без которых невозможно себе представить современный образовательный процесс

Похожие материалы

Развитие общества, человека, всех сторон его деятельности всегда связано с появлением новых идей, нововведений, т.е. с инновациями. Постоянные исторические, политические и социально-экономические изменения, происходящие в обществе, выявляют новые требования к обществу, человеку. Именно они формируют социальный «заказ» в области образования. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, т.е. в педагогических инновациях [1,2,3].

Происходит широкое и грамотное внедрение инновационных идей, методов и технологий в практике преподавания в учебных заведениях, в том числе и в медицинском колледже. Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией – это компьютеры, интернет, аудио-, видео-, мультимедийная техника [ 4,5,6].

Сегодня невозможно себе представить образовательный процесс без Интернета, так как это является выдающимся достижением информационных технологий. Роль Интернета не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманитарная, можно смело сказать, что это информационная сеть стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государствами, экономическими, социальными и религиозными границами. Стремительное развитие сетевых информационных технологий открыло новые перспективы в сфере образования. Можно сказать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения [7,8].

Информационные технологии - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества в состоянии объекта, процесса или явления.

Надо отметить три основных аспекта рационального применения Интернет в системе образования:

  • Разработка гипертекстовых учебно-методических пособий.
  • Разработка практикумов удаленного доступа.
  • Разработка технологической среды для системы дистанционного обучения. [9,10].

С увеличивающимся числом желающих получить медицинское образование, а также с нехваткой медицинских кадров в таких районах как Выксунский, Сергачский дистанционное обучение дает возможность получить информацию независимо от места нахождения. Данное обучение позволяет создать полноценный учебный процесс на расстоянии. Его удобство и гибкость гипертекстового представления материала, оперативный доступ к информации, расположенной в другом районе, высокая оперативность обновления позволили достаточно быстро внедрить в практику в ГБОУ СПО НО «Арзамасский медицинский колледж».

В учебных заведениях проводятся назревшие актуальные изменения. Существует множество педагогических идей, разработки, внедрение которых может повысить качество образования. Среди факторов, способствующих инновационной деятельности в число значимых вошли: проведение конференций, семинаров, организация обмена передовым опытом, проведение конкурсов, информационное обеспечение учебных заведений.

На сегодняшний день особенно актуальным становится вопрос об электронных учебниках, будущее, безусловно, остается за ним.

Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых профессиональных и общих компетенций; он характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Эти учебники снабжаются гипертекстовыми ссылками, позволяющими переходить от одного фрагмента текста к другому. Электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, тестовые задания и т.д. Другими словами это и учебное пособие по предоставлению знаний и по их контролю. При этом мультимедийное сопровождение занятия позволяет рационально организовать работу всех учащихся для усвоения большого объема материала.

Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом:

  • простота и удобство обращения;
  • возможность обновления ресурса электронного учебника;
  • автоматизация учебного процесса;
  • увеличение скорости предоставления образовательной услуги;
  • полнота передаваемой информации.

Цель подготовки этого вида учебника – создание уникального учебного пособия в электронном варианте для использования студентами, изучающими медицинские дисциплины для подготовки к семинарам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам [4,11,12].

Цель конкретизируется следующими задачами:

  1. Увеличение словарного запаса медицинских терминов по изучаемым дисциплинам.
  2. Расширение кругозора.
  3. Развитие коммуникационных навыков.
  4. Повышение уровня профессиональных компетенций.

Основной этап разработки электронного учебного издания - это сбор и анализ информации из различных источников. Базой данного раздела становятся учебная литература, как отечественных, так и зарубежных авторов, периодические издания, электронные ресурсы. Перед преподавателями Арзамасского медицинского колледжа, разрабатывающими электронные учебники, стоит задача по подбору текстов и их систематизации. Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении медицинских дисциплин. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Электронные учебники используются для очной формы обучения на занятиях в АМК, и для дистанционного обучения в филиалах г. Выксы, г. Сергача. Использование современных методов обучения студентов в профессиональных учреждений медицинского профиля улучшает качество осваиваемых ОК и ПК, ускоряет процесс получение информации.

Понятие «дистанционное обучение» довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта преподавателя и студента. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало проще [7,13,14].

Дидактические особенности дистанционного обучения обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

  • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
  • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
  • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести: принцип активности, принцип самостоятельности, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы, принцип мотивации, - принцип связи теории с практикой, принцип эффективности, а также здоровьесбережения [6,15,16,17].

В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе дистанционного обучения, должны обеспечивать возможность:

  • индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;
  • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
  • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;
  • демонстрировать визуальную учебную информацию;
  • моделировать и имитировать процессы и явления;
  • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
  • повысить интерес к процессу обучения;
  • передать культуру познания [9,12,18].

Дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. Вчерашний школьник или студент должен стремиться к самообразованию, постоянно повышая уровень квалификации. Только в этом случае можно рассчитывать на успешную карьеру. Учиться всю жизнь, совмещая это с работой!

Чем быстрее и продуктивнее будет реализовываться факторы, способствующие инновационной деятельности, тем эффективней будут решаться задачи модернизации российской системе образования. С очевидностью можно утвердить: инновация – это требование времени.

Таким образом, инновационные технологии дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Их применение позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который предъявляет государство к современному образованию.

Список литературы

  1. Котельникова Л. А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Котельникова. – Бирск, 2010. – 191 с.
  2. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  3. Наука в системе образования : об организации науч. исслед. Минобразования России / М-во образования РФ. – М. : [б. и.], 2002. – 96 с.
  4. Принципиальные особенности использования модульной сайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. С.68.
  5. Модернизация образования – совместное дело школы и вуза : материалы респ. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 15 апр. 2005 г. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [под ред. Ивановой С. В.]. – Чебоксары : ЧГПУ, 2005. – 135 с.
  6. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Результаты применения образовательного сайта и модульной технологии в реализации БЖД в АГПИ // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-2. С.172-173.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат и др. ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 1999. – 224 с.
  8. Михайлова С.В. Модульная сайт-технология. // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 6. С.87-92..
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 2002. – 271 с.
  10. Напреев С.Г., Калюжный Е.А. Содержательное обеспечение спецкурса « Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе» в учреждении дополнительного профессионального образования // Школа будущего. 2011. № 6. С. 90-94.
  11. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Academia, 2007. – 348 с.
  12. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактив. форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – 2-е изд., стер. – Волгоград : Учитель, 2008. – 91 с.
  13. Кульневич С. В. Современный урок : науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учеб. заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Не совсем обычные и совсем необычные уроки / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина ; [под общ. ред. С. В. Кульневича]. – Ростов н/Д : Учитель, 2005. – 285 с.
  14. Physiological aspects of the health of schoolchildren in Nizhny Novgorod region / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Н.С.Марушкина, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев, Н.С.Замыслова // Science Time. 2014. № 8 (8). С.111-114.
  15. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  16. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Сабурцев С.А., Русакова Н.Л., Марушкина Н.С., Любаев А.В. Физиологические аспекты адаптации школьников юга Нижегородской области. В сборнике: Актуальные вопросы образования и наукисборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях 2014. С.81-82.
  17. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : учеб.-метод. пособие. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2001. – 253 с
  18. Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении : учеб. пособие для сред. проф. заведений / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 379 с.