Электронные учебники — инновации в образовании

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о внедрении в современный образовательный процесс инновационных технологий, таких так дистанционное обучение и электронный учебник. Электронные учебники используются для очной формы обучения на занятиях в колледже, и для дистанционного обучения в филиалах г. Выксы, г. Сергача. Происходит широкое и грамотное внедрение инновационных идей, без которых невозможно себе представить современный образовательный процесс

Ключевые слова

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИНТЕРНЕТ, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК

Текст научной работы

Развитие общества, человека, всех сторон его деятельности всегда связано с появлением новых идей, нововведений, т.е. с инновациями. Постоянные исторические, политические и социально-экономические изменения, происходящие в обществе, выявляют новые требования к обществу, человеку. Именно они формируют социальный «заказ» в области образования. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, т.е. в педагогических инновациях [1,2,3].

Происходит широкое и грамотное внедрение инновационных идей, методов и технологий в практике преподавания в учебных заведениях, в том числе и в медицинском колледже. Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией – это компьютеры, интернет, аудио-, видео-, мультимедийная техника [ 4,5,6].

Сегодня невозможно себе представить образовательный процесс без Интернета, так как это является выдающимся достижением информационных технологий. Роль Интернета не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманитарная, можно смело сказать, что это информационная сеть стала социальным явлением, способствующим объединению знаний и интеллекта людей всего мира без их деления государствами, экономическими, социальными и религиозными границами. Стремительное развитие сетевых информационных технологий открыло новые перспективы в сфере образования. Можно сказать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения [7,8].

Информационные технологии - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества в состоянии объекта, процесса или явления.

Надо отметить три основных аспекта рационального применения Интернет в системе образования:

  • Разработка гипертекстовых учебно-методических пособий.
  • Разработка практикумов удаленного доступа.
  • Разработка технологической среды для системы дистанционного обучения. [9,10].

С увеличивающимся числом желающих получить медицинское образование, а также с нехваткой медицинских кадров в таких районах как Выксунский, Сергачский дистанционное обучение дает возможность получить информацию независимо от места нахождения. Данное обучение позволяет создать полноценный учебный процесс на расстоянии. Его удобство и гибкость гипертекстового представления материала, оперативный доступ к информации, расположенной в другом районе, высокая оперативность обновления позволили достаточно быстро внедрить в практику в ГБОУ СПО НО «Арзамасский медицинский колледж».

В учебных заведениях проводятся назревшие актуальные изменения. Существует множество педагогических идей, разработки, внедрение которых может повысить качество образования. Среди факторов, способствующих инновационной деятельности в число значимых вошли: проведение конференций, семинаров, организация обмена передовым опытом, проведение конкурсов, информационное обеспечение учебных заведений.

На сегодняшний день особенно актуальным становится вопрос об электронных учебниках, будущее, безусловно, остается за ним.

Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых профессиональных и общих компетенций; он характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Эти учебники снабжаются гипертекстовыми ссылками, позволяющими переходить от одного фрагмента текста к другому. Электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, тестовые задания и т.д. Другими словами это и учебное пособие по предоставлению знаний и по их контролю. При этом мультимедийное сопровождение занятия позволяет рационально организовать работу всех учащихся для усвоения большого объема материала.

Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом:

  • простота и удобство обращения;
  • возможность обновления ресурса электронного учебника;
  • автоматизация учебного процесса;
  • увеличение скорости предоставления образовательной услуги;
  • полнота передаваемой информации.

Цель подготовки этого вида учебника – создание уникального учебного пособия в электронном варианте для использования студентами, изучающими медицинские дисциплины для подготовки к семинарам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам [4,11,12].

Цель конкретизируется следующими задачами:

  1. Увеличение словарного запаса медицинских терминов по изучаемым дисциплинам.
  2. Расширение кругозора.
  3. Развитие коммуникационных навыков.
  4. Повышение уровня профессиональных компетенций.

Основной этап разработки электронного учебного издания - это сбор и анализ информации из различных источников. Базой данного раздела становятся учебная литература, как отечественных, так и зарубежных авторов, периодические издания, электронные ресурсы. Перед преподавателями Арзамасского медицинского колледжа, разрабатывающими электронные учебники, стоит задача по подбору текстов и их систематизации. Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении медицинских дисциплин. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Электронные учебники используются для очной формы обучения на занятиях в АМК, и для дистанционного обучения в филиалах г. Выксы, г. Сергача. Использование современных методов обучения студентов в профессиональных учреждений медицинского профиля улучшает качество осваиваемых ОК и ПК, ускоряет процесс получение информации.

Понятие «дистанционное обучение» довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта преподавателя и студента. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало проще [7,13,14].

Дидактические особенности дистанционного обучения обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

  • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
  • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
  • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести: принцип активности, принцип самостоятельности, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы, принцип мотивации, - принцип связи теории с практикой, принцип эффективности, а также здоровьесбережения [6,15,16,17].

В связи с этими принципами средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе дистанционного обучения, должны обеспечивать возможность:

  • индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;
  • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
  • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности учащегося;
  • демонстрировать визуальную учебную информацию;
  • моделировать и имитировать процессы и явления;
  • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
  • повысить интерес к процессу обучения;
  • передать культуру познания [9,12,18].

Дистанционное обучение не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. Вчерашний школьник или студент должен стремиться к самообразованию, постоянно повышая уровень квалификации. Только в этом случае можно рассчитывать на успешную карьеру. Учиться всю жизнь, совмещая это с работой!

Чем быстрее и продуктивнее будет реализовываться факторы, способствующие инновационной деятельности, тем эффективней будут решаться задачи модернизации российской системе образования. С очевидностью можно утвердить: инновация – это требование времени.

Таким образом, инновационные технологии дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Их применение позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который предъявляет государство к современному образованию.

Читайте также

Список литературы

  1. Котельникова Л. А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Котельникова. – Бирск, 2010. – 191 с.
  2. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  3. Наука в системе образования : об организации науч. исслед. Минобразования России / М-во образования РФ. – М. : [б. и.], 2002. – 96 с.
  4. Принципиальные особенности использования модульной сайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. С.68.
  5. Модернизация образования – совместное дело школы и вуза : материалы респ. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 15 апр. 2005 г. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [под ред. Ивановой С. В.]. – Чебоксары : ЧГПУ, 2005. – 135 с.
  6. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Результаты применения образовательного сайта и модульной технологии в реализации БЖД в АГПИ // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-2. С.172-173.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат и др. ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 1999. – 224 с.
  8. Михайлова С.В. Модульная сайт-технология. // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 6. С.87-92..
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 2002. – 271 с.
  10. Напреев С.Г., Калюжный Е.А. Содержательное обеспечение спецкурса « Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в начальной школе» в учреждении дополнительного профессионального образования // Школа будущего. 2011. № 6. С. 90-94.
  11. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Academia, 2007. – 348 с.
  12. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактив. форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – 2-е изд., стер. – Волгоград : Учитель, 2008. – 91 с.
  13. Кульневич С. В. Современный урок : науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей учеб. заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч. 2 : Не совсем обычные и совсем необычные уроки / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина ; [под общ. ред. С. В. Кульневича]. – Ростов н/Д : Учитель, 2005. – 285 с.
  14. Physiological aspects of the health of schoolchildren in Nizhny Novgorod region / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Н.С.Марушкина, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев, Н.С.Замыслова // Science Time. 2014. № 8 (8). С.111-114.
  15. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 21-27.
  16. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Сабурцев С.А., Русакова Н.Л., Марушкина Н.С., Любаев А.В. Физиологические аспекты адаптации школьников юга Нижегородской области. В сборнике: Актуальные вопросы образования и наукисборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях 2014. С.81-82.
  17. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : учеб.-метод. пособие. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2001. – 253 с
  18. Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении : учеб. пособие для сред. проф. заведений / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 379 с.

Цитировать

Русакова, Н.Л. Электронные учебники — инновации в образовании / Н.Л. Русакова, Н.В. Шигина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2991 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться