Роль финансового планирования и прогнозирования в формировании Федерального бюджета РФ

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В статье рассмотрены основные характеристики федерального бюджета, предложены меры снижения дефицита доходов федерального бюджета в прогнозе на следующий отчетный период.

Ключевые слова

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Текст научной работы

Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экстраполяции, нормативный, индексный и программно-целевой.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

  • увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
  • определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
  • обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
  • определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы [2].

Основным отличием финансового прогнозирования от финансового планирования является, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых хозяйствующие субъекты и органы государственной власти и местного самоуправления стремится достичь в будущем.

Выделяют четыре этапа финансового планирования (рис. 1). Четырехэтапный процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.

Этапы финансового планирования
Рисунок 1. Этапы финансового планирования

Основу финансового планирования в Российской Федерации составляет бюджетный процесс. Он представляет собой регламентируемую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Одной из важных составляющих бюджетного процесса является составление бюджетов, в котором определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Так, предусмотрено, что проект федерального бюджета утверждается сроком на три года на основе прогноза социально-экономического развития РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Так же составление бюджетов на очередной год основывается на: бюджетном послании Президента РФ; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; прогнозе сводного финансового баланса; плане развития государственного и муниципального сектора экономики [3].

Формирование федерального бюджета осуществляется в два этапа. На первом этапе разрабатывается план функционирования экономики страны на очередной год. На втором этапе федеральными органами исполнительной власти распределяются предельные объемы бюджетного финансирования, формируется перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовываются объемы их финансирования.

Основным прогнозным документом для составления финансового плана является прогноз социально-экономического развития РФ при разработке, которого, составляется сводный финансовый баланс [4]. Ст. 175 Бюджетного кодекса РФ определяет сводный финансовый баланс РФ как документ характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Он составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации — документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный).

Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе [5].

В Федеральном Законе «О Федеральном Бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» были утверждены следующие основные характеристики федерального бюджета, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [1].

Основные характеристики бюджета

2013 г.

2014 г.

2015 г.

ВВП,млрд. руб.

66 515

73 993

82 937

Общий объем доходов федерального бюджета, тыс. руб.

12 865 925 621,0

14 063 419 918

15 615 507 439

Общий объем расходов федерального бюджета, тыс. руб.

13 387 340 174,7

14 207 001 486

15 626 283 594

Дефицит федерального бюджета, тыс. руб.

521 414 553,7

143 581 568

10 776 155

Исходя из данных, представленных выше можно сделать вывод, что планируется снижение дефицита бюджета на 510638398,7 тыс. руб. Так же возрастет общий объем доходов на 2749581818 тыс. руб. и ВВП на 16422 млрд. руб. Но при этом общий расход бюджета увеличится на 2238943419,3 тыс. руб. И нельзя не заметить, что объем расходов будет несколько приближен к объему доходов федерального бюджета.

Доходы бюджета во многом зависят от страховых взносов которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды.

Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости — государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.

Страхователи — это организации любых форм собственности, обязанные уплачивать страховые взносы, органы государственной исполнительной власти и др. [6].

Нередко предприятия стремясь снизить налоговые отчисления используют так называемые «черные» и «серые» заработные платы, тем самым лишая работника социальных отчислений, а бюджет государства

необходимых средств на пенсионную систему. В данной ситуации, когда государству не хватает денег, предлагается ужесточить контроль и ответственность. За «уход в тень», тем более, что факт наличия на предприятии неучтенных работников обнаружить сотрудникам налоговой службы довольно просто, с этой целью необходимо посчитать реальное количество присутствующих на рабочих местах сотрудников, а затем полученный результат сравнить с цифрами официального штатного расписания. Все понимают, что работать без оплаты никто не станет, следовательно, на предприятии производятся выплаты черной заработной платы. Документальное подтверждение этого факта может быть получено в результате неожиданного появления с проверкой и изъятия бухгалтерских документов и файлов на предприятии.

Таким образом, финансовое планирование и прогнозирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Читайте также

Список литературы

  1. О Федеральном Бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации №216-ФЗ: принят Гос. Думой 23.11.2012 : одобр. Советом Федерации 28 ноября 2012 г. : (ред. от 07.12.2012) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 16.12.2012) //Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  2. Грязнова А.Г. Финансы [Текст]: учебник/ А.Г. Грязнова - М.: Финансы и статистика, 2012. – 496 с.
  3. Ефимов В.С. Финансы. Часть 1 [Текст].: Учебно-методический комплекс/В.С. Ефимов - М.: МИЭМП, 2009.-119 с.
  4. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст].: Учеб. пособие для вузов/Т.Г. Морозова- М.: Юнити-Дана, 2011. — 316 с.
  5. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики, Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/-27.01.2015
  6. Ефимов О.Н. Социальное страхование в России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон,текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.—165с.— Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/23086.— ЭБС «IPRbooks», по паролю-27.01.2015

Цитировать

Боброва, М.В. Роль финансового планирования и прогнозирования в формировании Федерального бюджета РФ / М.В. Боброва. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3069 (дата обращения: 10.06.2023).

Поделиться