Духовно-нравственное воспитание детей в цикле теоретических дисциплин музыкально-хоровой студии

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья раскрывает основное содержание работы на музыкально-теоретических дисциплинах в цикле предметов музыкально-хоровой студии в учреждении дополнительного образования, которое содействует формированию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова

ДЕТИ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст научной работы

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как целеустремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. В решении комплекса духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе и учреждениям дополнительного образования детей.

Музыкально-хоровая студия МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Ленинского района г. Ижевска существует на протяжении многих лет. Цикл предметов музыкально-хоровой студии включает в себя следующие дисциплины: инструмент по выбору (фортепиано, баян, аккордеон, домра, гитара, балалайка, синтезатор), хор, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература. Кроме академического направления в студии учащиеся могут заниматься в детских объединениях «Эстрадный вокал», «Бардовская песня» и «Народное пение».

Перед современным образованием, в том числе и музыкальным, стоит важная задача – формирование творческой личности, способной осваивать новые идеи. Сопереживание ребёнком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Наукой доказано, что музыка активно стимулирует креативность, общее развитие ребёнка и играет положительную роль в его социальном воспитании. Таким образом, музыкальное образование формирует навыки, которые будут востребованы в любой сфере будущей деятельности.

Сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки и музыкальная литература – музыкально-теоретические дисциплины, которые в полной мере способствуют развитию музыкального слуха, воспитывают грамотного исполнителя, активного слушателя, учат любить музыку. Это именно те предметы, без которых трудно себе представить формирование полноценного музыканта и невозможно приобрести качественное музыкальное образование. Д. Б. Кабалевский сформулировал главную цель детского музыкального образования: «…ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры» [1, с.98].

Предмет «Сольфеджио» в курсе музыкально-теоретических дисциплин играет огромную роль в формировании у детей многих качеств, характеризующих самостоятельную личность: на занятиях сольфеджио параллельно с развитием музыкального слуха и памяти воспитываются и стимулируются концентрация внимания, мыслительная и творческая деятельность, развивается ассоциативная база, приобретается навык анализа.

Изучение предмета «Слушание музыки» пробуждает в детях устойчивый интерес к музыкальному искусству, раскрепощает эмоциональную сферу восприятия окружающего мира, знакомит и помогает осознанию основ музыкальной речи. Каждое занятие, направленное на активизацию музыкального восприятия и развитие эмоционально-образного мышления учащихся, включает прослушивание разнохарактерных произведений музыки с обязательным анализом их содержания и кратким ознакомлением с личностью композитора. Таким образом, дети познают высокие примеры отношения Человека к Человеку, Родине, Природе и, в целом, к Миру. Важной особенностью предметного содержания является знакомство учащихся с удмуртской народной музыкой – от её истоков до профессиональных произведений, что способствует воспитанию бережного отношения к культурному наследию родного края.

«Музыкальная литература», обеспечивая преемственность программ цикла музыкально-теоретических дисциплин, направлена на более тщательное знакомство детей с мировой музыкальной культурой. Содержание предмета предполагает акцентирование внимания учащихся на особенностях творческой жизни каждого из композиторов и окружающего их общества соответствующей эпохи в целом, способствующих созданию музыкальных произведений. Ребята познают образцы классического искусства через эмоциональное восприятие, «переживание» каждого из музыкальных произведений. Также учащиеся продолжают знакомство и с творчеством композиторов Удмуртии.

Результатом освоения учебного материала музыкально-теоретических дисциплин является нравственное становление учащихся, что особенно актуально для современного общества. Именно искусство Музыки затрагивает самые «тонкие» струны человеческой Души, возвышая её устремления к совершенству. Знакомство с искусством композиторов и погружение в наследие мировой музыкальной культуры воспитывает в учащихся высшие духовные ценности: индивидуально-личностные, через осознание ценности жизни каждого человека, его чести и достоинства; семейные, утверждающие трепетное отношение к отчему дому, родителям, семейным традициям; национальные, посредством познания через музыку образа жизни, культуры народов России и региона; общечеловеческие, воплощённые в произведениях, посвящённых окружающей нас Природе и Миру на Земле. Именно Музыка может вдохновить Человека на высоконравственную, созидательную деятельность, что ярко выражено в словах Д.Д.Шостаковича: «Сокровища музыки неисчерпаемы, и также неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде, силы» [1, с.117].

Читайте также

Список литературы

  1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — С. 151–169.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — С. 4–5.
  3. Закон РФ «Об образовании» (в новой ред.).
  4. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. — № 11.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
  6. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 3. — № 4.
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  8. Приказ Минобрнауки РФ от 15 мая 2010 года № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  9. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. — 2-е изд., переработ. и доп. — Биробиджан: БГПИ, 2005. — С. 109–110, 122.
  10. Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: Владос, 2008.
  11. Разумовская О.К. «Русские композиторы». – Айрис-Пресс, Москва, 2007.
  12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1988.

Цитировать

Глебова, И.В. Духовно-нравственное воспитание детей в цикле теоретических дисциплин музыкально-хоровой студии / И.В. Глебова, Л.Р. Киселева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3343 (дата обращения: 07.12.2022).

Поделиться