Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как целеустремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. В решении комплекса духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе и учреждениям дополнительного образования детей.
Музыкально-хоровая студия МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Ленинского района г. Ижевска существует на протяжении многих лет. Цикл предметов музыкально-хоровой студии включает в себя следующие дисциплины: инструмент по выбору (фортепиано, баян, аккордеон, домра, гитара, балалайка, синтезатор), хор, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература. Кроме академического направления в студии учащиеся могут заниматься в детских объединениях «Эстрадный вокал», «Бардовская песня» и «Народное пение».
Перед современным образованием, в том числе и музыкальным, стоит важная задача – формирование творческой личности, способной осваивать новые идеи. Сопереживание ребёнком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Наукой доказано, что музыка активно стимулирует креативность, общее развитие ребёнка и играет положительную роль в его социальном воспитании. Таким образом, музыкальное образование формирует навыки, которые будут востребованы в любой сфере будущей деятельности.
Сольфеджио, музыкальная грамота, слушание музыки и музыкальная литература – музыкально-теоретические дисциплины, которые в полной мере способствуют развитию музыкального слуха, воспитывают грамотного исполнителя, активного слушателя, учат любить музыку. Это именно те предметы, без которых трудно себе представить формирование полноценного музыканта и невозможно приобрести качественное музыкальное образование. Д. Б. Кабалевский сформулировал главную цель детского музыкального образования: «…ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры» [1, с.98].
Предмет «Сольфеджио» в курсе музыкально-теоретических дисциплин играет огромную роль в формировании у детей многих качеств, характеризующих самостоятельную личность: на занятиях сольфеджио параллельно с развитием музыкального слуха и памяти воспитываются и стимулируются концентрация внимания, мыслительная и творческая деятельность, развивается ассоциативная база, приобретается навык анализа.
Изучение предмета «Слушание музыки» пробуждает в детях устойчивый интерес к музыкальному искусству, раскрепощает эмоциональную сферу восприятия окружающего мира, знакомит и помогает осознанию основ музыкальной речи. Каждое занятие, направленное на активизацию музыкального восприятия и развитие эмоционально-образного мышления учащихся, включает прослушивание разнохарактерных произведений музыки с обязательным анализом их содержания и кратким ознакомлением с личностью композитора. Таким образом, дети познают высокие примеры отношения Человека к Человеку, Родине, Природе и, в целом, к Миру. Важной особенностью предметного содержания является знакомство учащихся с удмуртской народной музыкой – от её истоков до профессиональных произведений, что способствует воспитанию бережного отношения к культурному наследию родного края.
«Музыкальная литература», обеспечивая преемственность программ цикла музыкально-теоретических дисциплин, направлена на более тщательное знакомство детей с мировой музыкальной культурой. Содержание предмета предполагает акцентирование внимания учащихся на особенностях творческой жизни каждого из композиторов и окружающего их общества соответствующей эпохи в целом, способствующих созданию музыкальных произведений. Ребята познают образцы классического искусства через эмоциональное восприятие, «переживание» каждого из музыкальных произведений. Также учащиеся продолжают знакомство и с творчеством композиторов Удмуртии.
Результатом освоения учебного материала музыкально-теоретических дисциплин является нравственное становление учащихся, что особенно актуально для современного общества. Именно искусство Музыки затрагивает самые «тонкие» струны человеческой Души, возвышая её устремления к совершенству. Знакомство с искусством композиторов и погружение в наследие мировой музыкальной культуры воспитывает в учащихся высшие духовные ценности: индивидуально-личностные, через осознание ценности жизни каждого человека, его чести и достоинства; семейные, утверждающие трепетное отношение к отчему дому, родителям, семейным традициям; национальные, посредством познания через музыку образа жизни, культуры народов России и региона; общечеловеческие, воплощённые в произведениях, посвящённых окружающей нас Природе и Миру на Земле. Именно Музыка может вдохновить Человека на высоконравственную, созидательную деятельность, что ярко выражено в словах Д.Д.Шостаковича: «Сокровища музыки неисчерпаемы, и также неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде, силы» [1, с.117].