Метод проектов — новое требование Федерального государственного образовательного стандарта

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются изменения в Российском образовании, связанные с переходом на ФГОС НОО второго поколения, требующие от современного учителя нового подхода к профессиональной деятельности. Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям XXI века.

Ключевые слова

МЕТОД ПРОЕКТОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Текст научной работы

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам. Проектная деятельность на практических и лабораторных занятиях способствовала формированию у студентов профессиональных компетенций.

Метод проектов, проектная деятельность, личностно-ориентированный подход.

Изменения в Российском образовании, связанные с переходом на ФГОС НОО второго поколения, требуют от современного учителя нового подхода к профессиональной деятельности.

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Самый главный принцип внедрения метода проектов – это применение учащимися полученных знаний на практике и понимание их значения в своей личной жизни.

Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя» [1].

Словарь С.И. Ожегова даёт следующие значения слова проект:

  1. разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь;
  2. предварительный текст какого-нибудь документа;
  3. план, замысел;
  4. «брошенный вперёд» [4].

Каждое из этих определений касается определённой стороны проектной деятельности. Проект – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [6].

Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата [4].

Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

По определению Н.Ю. Пахомовой проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, где есть цель и задача, сформированные самими учащимися, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет определённое прикладное значение и, что важно, интересен для самих открывателей.

Проект для учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы [5].

Метод проектов несёт в себе большой потенциал, необходимый для формирования следующих групп умений у младших школьников, которые лежат в основе компетенций стандарта второго поколения:

  1. Исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
  2. Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
  3. Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  4. Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
  5. Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
  6. Рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  7. Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:

  • Обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • Развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
  • Формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • Адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • Формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества [5].

Основные требования, предъявляемые к проекту:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для решения;
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, информация для соответствующих служб; совместный выпуск газеты и т.д.);
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов т распределением ролей).

Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотезы решения проблемы; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировку; получение выводов с помощью использования метода «мозговой атаки», круглого тола, творческих отчётов, защиты проекта и т.д. [1].

Проектная деятельность на практических и лабораторных занятиях способствовала формированию у студентов профессиональных компетенций:

  • готовностью применять современные методики и технологии,
  • готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами,
  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности.

Студенты, обучающиеся по специальности «Педагогика и методика начального образования», выполняли проекты по следующей тематике: «Проектирование буквы» «Штриховка и каллиграфия» проекты: «Волшебная сказка», «Сказки народов России», «Докучные сказки», «Китайские пословицы», «Работа с атласными лентами. Техника канзаши» и др.

При выполнении творческой работы на тему «Проектирование буквы» каждый из участников проекта выбрал букву. В процессе работы над проектом участники находили информацию о своей букве (загадки, стихи, интересные факты и т.п.), а также сочинили сказку, стихотворение или рассказ. Студенты представили свои проекты, защитили, изобразив буквы в разных стилях.

На педагогической практике (МБОУ «СОШ №4», 4а, 4б классы, г. Глазов) студентка Ситникова Е.А использовала метод проектов при изучении фразеологии.

Класс был разделён на 3 группы, каждая из которых начала самостоятельно работать и вести исследование. На исследовательском этапе дети выбрали фразеологизм: 1-я группа начала исследовать фразеологизм «Сгореть со стыда», 2-я группа – «Витать в облаках», 3-я группа выбрала фразеологизм «Кот наплакал».

Были распределены роли: каждый учащийся в группе был ответственен за выполнение определенного задания:

  1. Узнать значение выбранного фразеологизма.
  2. Работа с этимологическим словарём (исторические сведения о фразеологизме).
  3. Найти дополнительные интересные дополнительные сведения.
  4. Написать сочинение о фразеологизме.
  5. Написать сочинение с использованием фразеологизма.
  6. Проиллюстрировать фразеологизм.

На технологическом этапе дети искали источники информации о заданных фразеологизмах, собирали информацию о заданных фразеологизмах: ходили в библиотеку, искали информацию в Интернете, консультировались с учителями-предметниками).

На заключительном этапе учащиеся защищали свои проекты в классе.

Анализ опыта работы учителей начальных классов г. Глазова Удмуртской Республики показал, что метод проектов используется и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Учащимися начальных классов выполнялись проекты по УМК: «Школа России», «Планета знаний».

Выполнение проектов предполагало достижение следующих планируемых результатов: умение решать творческие задачи, проявлять оригинальность при решении творческих задач, создавать творческие работы (сообщения, сочинения, сборники, методические разработки, поделки и др.).

Этапы проектной деятельности:

  1. Распределение обязанностей.
  2. Поиск информации (в словарях, в Интернете, беседа с учителем, библиотекарем, родителями, одноклассниками).
  3. Информационный продукт.
  4. Презентация информационного материала.
  5. Творческий продукт.
  6. Презентация и защита проектов.

Все презентации фотографировались. Творческие продукты (поделки, сочинения, фотографии) представлялись в классе, оформлялись выставки для учащихся школы, родителей учащихся.

Творческий проект «Азбука – к мудрости ступенька» (УМК «Школа России») был выполнен первоклассниками МБОУ «Гимназия №8» г. Глазова.

План действий:

  1. Распределите роли: кто и о какой букве будет рассказывать. Выучите наизусть свою роль.
  2. Расскажите о своей букве: какой у неё характер (мягкий, весёлый, настойчивый, упорный); как этот характер может проявиться в поступках (кричит, командует, не спорит). Составьте рассказ о букве.
  3. Вместе с родителями подумайте о костюме для вашей буквы: из чего вы её будете делать.

Творческие проекты на темы: «История письменности», «Надеть» или «Одеть». Как правильно?», «Любимый русский язык!» были выполнены учащимися 2-3 классов МБОУ «Гимназия №8» г. Глазова.

Творческий проект на тему «Любимый детский журнал» по УМК «Школа России» был выполнен учащимися 2 класса МБОУ «СОШ №12».

План действий:

  1. Выберите журнал, который больше всего вам нравится. Подумайте и объясните, почему он так называется.
  2. Узнайте, если он в вашей библиотеке.
  3. Познакомьтесь с номерами журнала. Рассмотрите обложки: какую информацию они содержат? Определите, какие рублики в нём есть.
  4. Подготовьте рассказ о самых интересных статьях.
  5. Представьте журнал в классе.

Ученик выбрал журнал «Непоседа». На презентации он рассказал о любимых рубриках: комиксах, сказках, головоломках, загадках и кроссвордах. Он подготовил для учащихся задания с ребусами. С материалами своего проекта ученик выступил на научно-практическом семинаре учителей начальных классов.

Учебные проекты на темы «Русские и удмуртские народные сказки», «Инсценирование удмуртской сказки «Зять» (УМК «Планета знаний») были выполнены учащимися МБОУ «Гимназия №8» г. Глазова.

Индивидуальный проект защитила ученица. В ходе подготовки данного проекта ученица подобрала загадки, иллюстрации к русским и удмуртским народным сказкам, используя компьютерные технологии; нарисовала обложки книг, оформив их в технике квиллинг. На уроке дети отгадывали загадки, соотносили иллюстрации по сказкам с отгадками.

Группа детей представила продукт проекта - инсценирование удмуртской сказки.

Проект на тему «Времена года» был представлен учителем начальных классов Першиной А.А. на научно-методическом семинаре учителей начальных классов в Глазовском пединституте. Проект был выполнен первоклассниками по УМК «Школа России» МБОУ «СОШ №12». Оформлен проект в виде газеты. Учащиеся на презентации данного проекта читали стихи, пословицы, загадки, защищали свои рисунки.

Осуществление проектной деятельности позволило студентам и учащимся освоить разные способы поиска информации и решения проблем, способствовало развитию у них самостоятельности, творческой активности.

Читайте также

Список литературы

  1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.
  2. Кучкуда Е.Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению. //Нач. школа. – 2013. - №1.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Кн. для учителя начальных классов. М.. 2004.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000, №4.
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.Новые информационные и педагогические технологии в системе образования. - М.: Академия, 2005.

Цитировать

Каландарова, Н.Н. Метод проектов — новое требование Федерального государственного образовательного стандарта / Н.Н. Каландарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3355 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться