Кластерный подход сегодня находит всё более широкое распространение в документах, носящих системообразующий характер («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», ФЗ «О промышленной политике»), а также документах программирования экономического развития.
Стратегические ориентиры отраслевого развития формулируются отраслевых стратегиях, а конкретные государственные программы (в т.ч. с увязкой бюджетного обеспечения) выступают инструментами реализации стратегических проектов развития. Так, во многом курс отраслевого кластерного развития формируется в Государственных программах Российской Федерации (рисунок 1).

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1], направленная на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленности, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных предприятий на внутреннем и мировом рынке.
Программа развития промышленности ориентирована на решение следующих задач:
- опережающее создание инновационной инфраструктуры;
- снятие регуляторных барьеров и формирование условий для коммерциализации инноваций;
- стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций;
- акцентирование государственной поддержки на стимулировании спроса;
- обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;
- стимулирование научных исследований и разработок;
- стимулирование экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимостью;
- координация программ технологического развития отраслей промышленности.
Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» [2], основной мерой по повышению уровня производительности труда, созданию новых рабочих мест, модернизации производства, является изменение производственной модели авиационных предприятий — совершенствование организации производства и выведение второстепенных бизнес-процессов на аутсорсинг, в том числе в рамках кластеров. В программе дается перечень участников программы — крупнейших предприятий авиастроения в РФ, развитие которых является важнейшим фактором развития отрасли авиастроения. Это, прежде всего, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (объединяет крупнейшие авиастроительные предприятия России — «Сухой», «Антонов», «Туполев» «МиГ» и др.), ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (производство бортового радиоэлектронного оборудования для военной и гражданской авиации), ФГУП «ЦАГИ имени профессора Н.Е.Жуковского» (крупнейший авиационный научно-исследовательский институт) и др. Именно данные предприятия могут стать центрами отраслевой кластеризации и способствовать формированию эффективной территориальной структуры промышленности, интеграции науки и производства, созданию конкурентных высокотехнологичных кластеров.
Тем или иным образом вопросы кластеризации затрагиваются в формировании следующих задач:
- развитие кадрового потенциала в авиастроении;
- продвижение продукции отечественных авиационных предприятий на внутренних и внешних рынках, локализация современных производств ведущих иностранных компаний отрасли и импортозамещение.
Крайне важно, что наличие территориальная близости научно-исследовательских и научно-образовательных организаций с предприятиями промышленности в рамках кластеров обеспечит между ними тесные связи и будет способствовать ускоренному развитию отраслевой науки.
Основы отраслевой кластерной политики в области радиоэлектроники содержатся в Государственной программе Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» [3]. Наравне с другими приоритетными направлениями реализации, в программе выделены направления проведения эффективной кластерной стратегии отрасли и создание ряда базовых радиоэлектронных кластеров (рисунок 2).

В программе предусмотрена реализация комплекса мероприятий по развитию общеотраслевой инфраструктуры, которая является частью политики по развитию отраслевых кластеров, а также стимулирование инноваций и коммерциализация результатов НИОКР и проектных работ.
Также Программа предусматривает:
- развитие кластеров радиоэлектронной промышленности в рамках государственной политики развития инновационных кластеров;
- планирование специфичной для отрасли кластерной инфраструктуры;
- планирование специфичного научного и кадрового обеспечения;
- принятие политики отраслевой кластеризации;
- разработку программ развития кластеров;
- поддержку реализации кластерных программ.
В Программе дается, но не раскрывается понятие кластерной стратегии отрасли. В теории стратегия — набор правил для принятия решений, которыми необходимо руководствоваться в управленческой деятельности для достижения определенных результатов. Отраслевая кластерная стратегия должна формулировать базисные принципы и направления, на основе которых должно строиться развитие радиоэлектроники. Ключевой проблемой, на решение которой направлена реализация данной программы, является создание современной инфраструктуры, формирование комплексов высокотехнологичных предприятий радиоэлектронной отрасли промышленности, способной создавать конкурентоспособную электронную компонентную базу и радиоэлектронную продукцию на ее основе.
Данная проблема носит системный характер, и от ее решения зависит эффективное обеспечение технологической, технической и информационной безопасности страны, укрепление ее обороноспособности, экономический рост и повышение конкурентоспособности радиоэлектроники, и, в конечном итоге, рост благосостояния граждан.
Основными задачами реализации программы являются:
- обеспечение отечественных радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой необходимого уровня;
- техническое перевооружение организаций радиоэлектронной отрасли на основе прогрессивных технологий;
- создание научно-технического задела по перспективным направлениям разработки и внедрения электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков РЭА;
- опережающее развитие, создание кластерных систем для проектирования и изготовления сложных электронных компонентов, аппаратуры.
Государственной программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 — 2020 годы [4] обозначается важность технологических платформ — инструментов, направленных на активизацию разработки и внедрения высоких технологий, осуществление их коммерциализации, привлечение ресурсов для проведения НИОКР на основе участия государственно-частного партнерства. В рамках медико-фармацевтической отрасли в настоящее время идет формирование 7 медико-фармацевтических инновационных территориальных кластеров (Московская область — 2, Калужская область — 1, Санкт-Петербург — 1, Томская область — 1, Новосибирская область — 1, Алтайский край — 1).
В ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [5] сформулированы основные цели, задачи и направления развития медицинской и фармацевтической отраслей промышленности, которые объективно занимают особое место в экономической системе любого страны, что обусловливается социальной значимостью производимой продукции, наукоемкостью производства и высокой степенью государственного регулирования.
В целях реализации Программы предполагается структурирование фармацевтической и медицинской промышленности, в том числе на основе использования технологических отраслевых кластеров с механизмом научно-производственной кооперации промышленных предприятий, научно-образовательных и научных организаций [5]. Предполагается создать два центра разработки инновационных лекарственных средств и пять центров разработки высокотехнологичных медицинских изделий, включающих научно-исследовательскую базу, образовательную базу, центры трансфера технологий т.д. На базе центров должны быть сформированы инновационные кластеры. Ключевая роль в их развитии отводится органам государственной власти субъектов РФ, которые на условиях государственно-частного партнерства должны обеспечить создание инфраструктуры, а также эффективно выстроить взаимоотношения предприятий фармацевтической и медицинской промышленности. В связи с этим регионами должны быть определены меры поддержки (льготы, системы консультаций и услуг для резидентов создаваемых кластеров).
В государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №316) [6] формируется концепция межотраслевой кластерной политики в сфере инноваций.
Для создания благоприятной инвестиционной среды предусмотрено развитие особых экономических зон, обеспечивающих привлечение инвестиций, гармонизацию территориального экономического развития и повышение доходности бюджетов всех уровней. Опосредованная поддержка развития предпринимательства предусматривает, прежде всего, создание инфраструктурных объектов — технопарков, бизнес-инкубаторов, центров кластерного развития. Реализация указанных мероприятий осуществляется за счет средств соответствующих региональных и местных бюджетов, а также при поддержке из федерального бюджета. Важное место в программе уделено инновационным территориальным кластерам, как элементу повышения конкурентоспособности промышленности.
Говоря об отраслевой политике кластерообразования, необходимо рассмотреть финансовое обеспечение реализации обозначенных государственных программ (таблица 1).
Государственная программа | Государственное финансирование, млн. руб. | ||||
Паспорт программы 2014 г. | Бюджет 2014 г. | Превышение бюджет/ паспорт, % | Паспорт программы 2015 г. | Бюджет 2015 г. | |
«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» | 38 353,85 | 152 964,36 | 398,8% | 30 762,96 | 154 405,83 |
«Развитие авиационной промышленности на 2013 — 2025 годы» | 63 220,20 | 58 249,14 | 92,1% | 60 625,42 | 60 085,57 |
«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» | 16 773,20 | 14 654,04 | 87,4% | 17 400,55 | 16 598,77 |
«Экономическое развитие и инновационная экономика» | 126 965,77 | 132 650,70 | 104,5% | 117 285,91 | 124 360,65 |
«Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» | 16 281,65 | 15 140,55 | 93,0% | 15 584,56 | 14 523,88 |
По материалам Минфина [7]
Планируемое распределение финансирования государственных программ показано на рисунках 3-8.


Неравномерность финансирования связана, прежде всего с тем, что реализация программ разделена на несколько этапов и основные бюджетные вложения осуществляются на первом этапе, затем объемы финансирования постепенно уменьшаются, а основными задачами органов власти становятся поддержание созданных (в том числе инфраструктурных и институциональных условий), деятельность по координации предприятий, кластеров и отраслей в целом, а также оказание административных и консультационных услуг.



1-й этап, предполагающий основные вложения средств, строительство и развитие инфраструктурных объектов заканчивается для разных программ в 2015/2016 годах и, начиная с указанного момента, финансирование снижается.
Важно отметить, что реальное бюджетное финансирование Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2014-2015 годах в 4-5 раз превышает объемы финансирования, предусмотренные паспортом данной государственной программы. В абсолютных значениях ассигнования являются наибольшими. Это связано, прежде всего, с необходимостью форсированной модернизации промышленности РФ, с задачами повышения конкурентоспособности отечественного производства для реализации программ импортозамещения и выхода на высококонкурентный внешний рынок, поскольку недостаточное финансирование не позволит достичь поставленных целей.
Также необходимо отметить, что существенные объемы государственного финансирования приходится на реализацию программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Это связано с тем, что курс на формирование в России «инновационной» экономики является сегодня важным политическим дискурсом, при этом важно понимать, что без серьезных инвестиций в инновационное развитие реального сектора (коммерциализация инноваций и внедрение их в производство, фундаментальные и прикладные научно-технические исследования, НИОКР, проектные и изыскательские работы, опытное производство и пр.) невозможно формирование современного конкурентоспособного и эффективного промышленного производства.
На рисунке 8 показан проект суммарного бюджетного финансирования рассмотренных выше пяти государственных программ Российской Федерации в период с 2014 по 2020 годы, при этом прогнозное значение реальных ассигнований существенно превышает проект финансирования, изначально заложенный в рассматриваемых государственных программах.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время вопросам развития отечественной промышленности уделяется большое внимание, при этом реальное финансовое обеспечение программ развитии существенно превышает изначально заложенные показатели. Актуальным остается вопрос об эффективности и результативности использования указанных средств.