К вопросу о проблемах практической реализации мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению в России и волгоградской области

№39-2,

экономические науки

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы осуществления мероприятий по вопросам энергоэффективности и энергосбережнию в России и в Волгоградской области. В результате проведения исследований было выявлено, что решением этой проблемы является создание муниципальных программ, направленных на сбережение энергии, а так же ввод нормированного потребление электрической энергии.

Похожие материалы

Энергоёмкость ВВП России приблизительно в 2 раза превышает средний мировой уровень и в 2–3 раза больше, чем в других государствах. Хранение высочайшей энергоёмкости русской экономики приводит к понижению энергетической безопасности РФ и сдерживанию финансового подъема. Выход РФ на стандарты благополучия развитых стран в перспективе усиления масштабной конкурентной борьбы и исчерпания источников экспортного и сырьевого вида становления требует кардинального увеличения производительности применения всех видов энергетических ресурсов. [1]

В планах энергосбережения трудности учреждений разделяются на технические и организационные, и те, которые относятся к энергоэффективности зданий.

Главная проблема организации – это незаконченное формирование системы контролирования. Так, в каких-либо учреждениях работники уделяют мало внимания для наблюдение за состоянием сантехники, оставляют форточку открытой, а осветительный прибор включенным в нерабочее время, ставят дополнительный обогревательный прибор, желая увеличить температуру в помещении с нормативных 21 0С, к примеру, до 25 0С. [1]

В ходе исследований, выявлены ключевые барьеры, стоящие на пути граждан России к переходу к успешной энергосберегающей практике [2]:

  • недостаток взаимосвязи в сознании людей между собственным потреблением и его действием на окружающую среду. Сопротивление - облегчить поток информации об энергетическом сбережении средством представления сравнительной информации о собственном и соседском энергопотреблении;
  • сложившиеся жизненные стили, которые несут за собой экологические и общественные потери. Потребуется проведение дополнительных исследований в сфере «потребительства» для раскрытия его воздействия на окружающую среду;
  • отсутствие строгих стандартов со стороны страны для издаваемых и продаваемых энергопотребляющих устройств;
  • непредусмотрительная политика во взаимоотношении окружающей среды и энергии, которая находит выражение в топливном субсидированиях, планировании автотранспорта, в кодексах строительных работ и так далее экономию средств на субсидировании представляет наиболее занимательным направлять на становление общественной сферы;
  • опасение того, собственно поведение не будет общественно одобрено и разделено другими и, следовательно, не достигнет результата на едином фоне бездействия. Для уничтожения этого барьера нужно внедрять сознание того, что сплоченные деяния людей, исполняющих вне зависимости одинаковые вещи, готовы привести к желанному результату маловероятности, того, собственно проблема затронет лично каждого.
  • Граждане России верят в то, что энергосбережение считается проблемой, но не чувствуют ее безотлагательность в сравнении с остальными общественными задачами, что быть может связано с отсутствием конкретной и ясной информации по задаче и кроме того отображает общепризнанное восприятие.

Муниципальная программа это инструмент осуществление разного рода региональных программ, которые определяют главные вопросы в области энергетического сбережения и повышения энергоэффективности в муниципальных образованиях. В то время, как муниципальная программа должна соответствовать комплексному характеру, с помощью введения в программу всех секторов муниципального хозяйства, которые используют энергетический ресурс.

К примеру, Постановление Главы Администрации Волгоградской области, которое разработано и утверждено от 26 июля 2010 года №347-п «Долгосрочная программа по сбережению энергии и повышению уровня энергоэффективности Волгоградской области на период 2010-2020 годы». В нынешнем году были разработаны дополнения и изменения, поэтому постановление Правительства Волгоградской области от 31 мая 2012 года № 120-п она перенаправлена в ДОЦП (областная долгосрочная целевая программа) «Энергетическое сбережение и повышение энероэффективности Волгоградской области на период до 2020 года». [3]

Следует сказать, что работа над разработкой проекта новой редакции Программы осуществляется по причине принятия 27 декабря 2010 года распоряжения Правительства РФ № 2446-р Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года. Выделяют и другие причины - это трудности региона с финансированием, перемена нормативно-правовой базы за 2 года после реализации Федерального закона ФЗ-261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также практика выполнения региональной Программы в 2012 году. [3]

К тому же, Государственная программа определила целевые признаки, формы и способы выполнения Федерального закона ФЗ-261. А практика взаимных отношений с Минэнерго России по предоставлению федеральных субсидий продемонстрировала твёрдую позицию в отношении финансовых поддержек лишь для долгосрочных целевых программ. Поскольку региональная Программа разработана на базе городских программ по энергосбережению и увеличению энергетической результативности, они помимо прочего будут переведены в целевые программы.

Государственная программа определяет комплекс конкретных мероприятий, подлежащих исполнению. Так, на 60 различных объектах появились 500 теплонасосных установок, которые позволяют перейти на наиболее дешевый ресурс, отказавшись от дорогого тепла центральных котельных. Ещё в регионе энергично эксплуатируются ветроэнергетические установки, солнечные водонагревательные и, солнечные коллекторы. [2]

Но в техническом плане есть определенные трудности следующего характера [2]. В регионе работает порядка 1,7 тысячи сельских учреждений, почти все из которых обустроены автоматизированными блочными котельными. Часть данных котельных имеет систему автоматической атмосферной регулировки (когда интенсивность отопления помещений находится в зависимости от температуры наружного воздуха), но практически половина таковых систем не настроена и не запущена [2].

Что касается энергоэффективности зданий, то она, естественна, недостаточна. Вследствие этого на данный момент проводится огромная работа по смене старых окон на энергосберегающие конструкции (хотя данные затраты , а срок их окупаемости выше 8-10 лет), утеплению дверей. При надобности утепляются и сами здания – когда результат энергетического обследования демонстрируют, что энергоэффективность здания очень не высока. К тому же, очередь к быстрым и окупаемым событиям, проводимых в учреждениях и повышающих энергоэффективность данных объектов, относятся наладка систем водо- и теплоснабжения, установка частотных преобразователей, усиление контролирования за энергопотреблением и другое.

Основным признаком результативности проведения государственной политической деятельности в области энергосбережения считается энергоёмкость валового регионального продукта (ВРП). Волгоградская область достигла удовлетворительных результатов за 2 года действия Долгосрочной программы по энергосбережению и увеличению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010-2020 года. К примеру, рассмотрим итоги осуществления реализации данной программы на практике в краткие сроки [2]:

  • вводится нормирование употребления ТЭР на местах; заканчивается установка устройств учёта в бюджетной сфере;
  • больше пятидесяти процентов бюджетных учреждений провели энергообследования;
  • организации регулируемых видов деятельности заканчивают получение энергопаспортов;

Следовательно, эффекты приобретнёнными органами статистики и по автоматизированным рабочим местам, указывают, что целевые показатели долгосрочных программ как правило достигнуты.

К примеру, в 2010 году энергоемкость валового регионального продукта снизилась на 1%, а в 2011 году - на 14%. Региональные бюджетные организации снизили потребление ТЭР на 12% в 2010 году и на 6,3% в 2011 году, а по данным статистики экономия за 2012 год составила 15,7%.[1]

Вследствие прогноза, который был проведен интернет-порталом «Волгапромэксперт», об исполнении ФЗ РФ №261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергетическом сбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» были получены данные от 29 промышленных компаний Волгограда, совокупные расходы которых на пользование топливно-энергетических ресурсов превосходят 9 миллионов рублей в год [1]:

  • Только на 4 предприятиях получены энергопаспорта (ОАО «СУАЛ», ОАО «Волгоградский керамический завод», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка, ЗАОр НП «Конфил»)
  • На 19 предприятиях проводятся мероприятия энергетического обследования по заключенным договорам;
  • Долговременные программы по энергосбережению разработаны на 30 предприятиях;
  • Созданные лимиты употребления энергоресурсов имеют 19 предприятий;
  • Только на 6 предприятиях (ООО «ВЗБТ», ООО «Волгоградский завод буровой техники», ООО «ЛУКОЙЛ-Волгогр ад-нефтепереработка», ООО «Волгоградская мельница», ОАО ЦКБ «Титан») внедрены стандарты энергоменеджмента ISO 50001: 2011.

Навык работы в прошлые годы доказал потребность программно-целевого подхода и конкретизации по отраслевым подпрограммам, где ответственность станет закреплена за органами гос. власти, курирующими данные отрасли. В новую редакцию включено восемь подпрограмм. Они касаются энергосбережения и увеличения энергетической производительности в промышленности и топливно-энергетическом комплексе, в сельском хозяйстве, в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры, на транспорте, в государственных (муниципальных) учреждениях и в жилищных фондах. Разработана кроме того программа по методической, информационной и кадровой обеспеченности событий по энергосбережению и увеличению энергетической эффективности Волгоградской области на период до 2020 года. [2]

Исследование и введение систем управления ресурсо- и энергосбережением востребует экономических инвестиций. Основой финансирования этой работы считается специализированный счет энергосбережения, на котором аккумулируются средства, перечисляемые энергоснабжающими организациями в структуру регулируемых тарифов, и которые могут закладывать средства на энергосберегающую программу. С особого счета энергосбережения кроме того финансируются пилотные планы по энергосбережению, внедряются многообещающие технические решения, новаторские технологии по увеличению энергетической эффективности. Совет по энергосбережению Волгоградской области определяет направления применения средств данного особого счета и размеры финансирования, осуществляет их контроль и внедрение. Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" исполняет оперативное управление средствами специально особого счета.

На финансирование муниципальных программ по энергосбережению, которые кроме того интегрированы в ДОЦП, местными бюджетами в 2012 году было выделено 1257,454 млн. руб. [2]

За последнее время в масштабах законотворчества было приняты следующие указы главы администрации Волгоградской области, которые нацелены на увеличение эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности [2]: «Об образовании межведомственного координационного совета по сбережению энергии Волгоградской области», «Об утверждении перечня событий по сбережению энергии и повышению энергетической эффективности по отношению общего имущества владельцев помещений в многоквартирном доме, которые подлежат проведению одновременно или регулярно».

Список литературы

  1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации"
  2. Андреева Е.О., Борисова Н.И. К вопросу об энергосбережении в современном архитектурно-строительном комплексе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 39
  3. Беляев М.К. Анализ и оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальной отрасли //Беляев М.К., Максимчук О.В., Борисова Н.И., Борисова А.В./ Учебно-методическое пособие / Волгоград, 2006.
  4. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энерго-и ресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3(03).
  5. «Долгосрочная программа по энергетическому сбережению и повышению энероэффективности Волгоградской области на 2010-2020 годы» разработана и утверждена Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 июля 2010 года №347-п
  6. Борисова Н.И., Борисов А.В. Современное состояние и проблема отрасли водоотведения и водоснабжения в условиях нового экономического развития России и ее регионов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 728-732.
  7. Першина Т.А. Анализ и оценка результативной деятельности внедре-ний энергосберегающей технологии в городском жилищном строительстве // В книге: Актуальные проблемы внедрения энергоэффективных технологий в строительство и инженерные системы городского хозяйства Материалы II международной научно-практической конференции. КЫЗЫЛ, 2015. С. 89-99
  8. Энергоэффективность: мир в гранях разумного [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mk.ru/regions/volgograd/interview/.
  9. Энергоэффективность и энергосбережение. Региональный опыт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dv.in-s.ru/html/Arxiv/