Социализация личности младшего школьника в процессе освоения универсальных учебных действий

№42-2,

Педагогические науки

Рассмотрена взаимосвязь формирования универсальных учебных действий в процессе начального общего образования и социализации личности младшего школьника. Виды универсальных учебных действий соотнесены с компонентами содержания процесса социализации, включающими деятельность, общение и самосознание.

Похожие материалы

Социализация личности – процесс сложный и многогранный, имеющий свою специфику на разных возрастных этапах развития личности, объединяющий исследовательские интересы целого спектра наук.

В социальной педагогике социализация рассматривается как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [2].

В социальной психологии социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1].

Особым образом соотносятся понятия социализация, воспитание и развитие личности, отражая разные аспекты, широту и глубину одного и того же явления.

Содержание социализации предполагает освоение индивидом социального опыта через деятельность, общение и становление самосознания.

Овладевая с развитием и взрослением все большим количеством видов деятельности, ребенок приобретает все больший социальный опыт. Происходит центрирование деятельностей, избирательное отношение к ним и наполнение их личностными смыслами. Кроме того, по мере овладения новыми видами деятельности, ребенок включается в новые системы отношений и новые социальные роли, что значительно расширяет его социальный опыт.

Общение предполагает, прежде всего, расширение контактов, которое приобретает революционный скачек при поступлении в школу: ребенок включается в межличностное общение с одноклассниками, учительницей начальных классов, другими учителями (по физкультуре, музыке, изобразительному искусству, внеурочной деятельности), другими взрослыми – всеми, с кем он может встретиться в школе. Происходит качественное изменение в сфере общения – переход от монологической к диалогической речи, возникает существенное противоречие между эгоцентризмом ребенка и необходимостью признавать существование других точек зрения и других мнений, которое выступает движущей силой в развитии коммуникативных и речевых умений.

  • Активно начинает формироваться самосознание – становление образа Я. В.С. Мерлин выделил следующие компоненты самосознания:
  • самотождественность – границы Я;
  • характеристикака активного начала в человеке (потенции);
  • осмысление своих собственных психических свойств (специфические проявления психических процессов);
  • социально-нравственная самооценка (хороший – плохой)

Существуют и другие варианты рассмотрения самосознания (В.В. Столин, Р. Бернс), позволяющие глубже понять и изучить процессы, происходящие в сфере самосознания младшего школьника.

В этом же самом возрасте ребенок, параллельно с включением в сложную систему социальных отношений, включается и в образовательную систему, которая предъявляет требования к процессу и результатам его образования. Современная начальная школа в соответствии с образовательным стадартом, должна не только обучать и воспитывать, но и формировать у ребенка целый спектр универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [3].

При соотнесении содержательных линий социализации с видами универсальных учебных действий очевидно проявляются соответствия между ними.

Так, например, в перечне регулятивных универсальных учебных действий прослеживается структура деятельности:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Коммуникативные универсальные учебные действия соотносятся со сферой общения [4]:

  • планирование учебного сотрудничества
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов
  • управление поведением партнера
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Точно так же личностные универсальные учебные действия соотносятся с самосознанием:

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Нравственно-этическая ориентация

Познавательные действия, на наш взгляд, представляют собой ничто иное, как операциональный компонент учебной деятельности:

Общеучебные универсальные действия

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • поиск и выделение необходимой информации
  • структурирование знаний
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности
  • смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка СМИ
  • постановка и формулирование проблемы

Знаково-символические действия (моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов)

Логические универсальные действия

  • анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблемы

  • формулирование проблемы
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Таким образом можно предположить, что при планомерном целенаправленном формировании универсальных учебных действий в учебном процессе, они должны иметь гораздо более широкий эффект, чем просто развитие «умения учиться». Проблему для учителя составляет диагностика УУД. Несмотря на разработку методик и существование методических пособий, направленных на диагностику УУД, некоторые из них все еще составляют серьезную сложность для изучения. Мало изучена диагностика следующих УУД:

Регулятивных: планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция

Коммуникативных: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательных: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Социализация младших школьников, осуществляясь в ходе реализации образовательного процесса, может иметь следующий эффект: при формировании личностных УУД – социальная адаптация (приспособление), индивидуализация (обособление), регулятивных УУД – способность к оптимальной организации своей жизни и пространства, познавательных УУД – интеллектуальное развитие; возможности повышения социального статуса, коммуникативных УУД – приобретение опыта взаимодействие с другими людьми. Возможности таких результатов, конечно, обусловлены множеством факторов, среди которых можно обозначить следующие: личность учителя, традиции взаимоотношений, воспитательная система школы, образовательная среда, организация внеурочной деятельности, материально-техническое обеспечение, сетевые формы взаимодействия. Тем не менее, потенциалы универсальных учебных действий в социализации личности младших школьников представляются нам достаточно значительными.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
  4. Невзорова А.В., Цыпленкова Т.К. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Молодежь и наука в современном мире». – Талдыкорган: Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, 2015. – С.454-456