Социализация личности – процесс сложный и многогранный, имеющий свою специфику на разных возрастных этапах развития личности, объединяющий исследовательские интересы целого спектра наук.
В социальной педагогике социализация рассматривается как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [2].
В социальной психологии социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1].
Особым образом соотносятся понятия социализация, воспитание и развитие личности, отражая разные аспекты, широту и глубину одного и того же явления.
Содержание социализации предполагает освоение индивидом социального опыта через деятельность, общение и становление самосознания.
Овладевая с развитием и взрослением все большим количеством видов деятельности, ребенок приобретает все больший социальный опыт. Происходит центрирование деятельностей, избирательное отношение к ним и наполнение их личностными смыслами. Кроме того, по мере овладения новыми видами деятельности, ребенок включается в новые системы отношений и новые социальные роли, что значительно расширяет его социальный опыт.
Общение предполагает, прежде всего, расширение контактов, которое приобретает революционный скачек при поступлении в школу: ребенок включается в межличностное общение с одноклассниками, учительницей начальных классов, другими учителями (по физкультуре, музыке, изобразительному искусству, внеурочной деятельности), другими взрослыми – всеми, с кем он может встретиться в школе. Происходит качественное изменение в сфере общения – переход от монологической к диалогической речи, возникает существенное противоречие между эгоцентризмом ребенка и необходимостью признавать существование других точек зрения и других мнений, которое выступает движущей силой в развитии коммуникативных и речевых умений.
- Активно начинает формироваться самосознание – становление образа Я. В.С. Мерлин выделил следующие компоненты самосознания:
- самотождественность – границы Я;
- характеристикака активного начала в человеке (потенции);
- осмысление своих собственных психических свойств (специфические проявления психических процессов);
- социально-нравственная самооценка (хороший – плохой)
Существуют и другие варианты рассмотрения самосознания (В.В. Столин, Р. Бернс), позволяющие глубже понять и изучить процессы, происходящие в сфере самосознания младшего школьника.
В этом же самом возрасте ребенок, параллельно с включением в сложную систему социальных отношений, включается и в образовательную систему, которая предъявляет требования к процессу и результатам его образования. Современная начальная школа в соответствии с образовательным стадартом, должна не только обучать и воспитывать, но и формировать у ребенка целый спектр универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [3].
При соотнесении содержательных линий социализации с видами универсальных учебных действий очевидно проявляются соответствия между ними.
Так, например, в перечне регулятивных универсальных учебных действий прослеживается структура деятельности:
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
- Саморегуляция
Коммуникативные универсальные учебные действия соотносятся со сферой общения [4]:
- планирование учебного сотрудничества
- постановка вопросов
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнера
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Точно так же личностные универсальные учебные действия соотносятся с самосознанием:
- Самоопределение
- Смыслообразование
- Нравственно-этическая ориентация
Познавательные действия, на наш взгляд, представляют собой ничто иное, как операциональный компонент учебной деятельности:
Общеучебные универсальные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- структурирование знаний
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности
- смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка СМИ
- постановка и формулирование проблемы
Знаково-символические действия (моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов)
Логические универсальные действия
- анализ, синтез, сравнение, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы
- формулирование проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Таким образом можно предположить, что при планомерном целенаправленном формировании универсальных учебных действий в учебном процессе, они должны иметь гораздо более широкий эффект, чем просто развитие «умения учиться». Проблему для учителя составляет диагностика УУД. Несмотря на разработку методик и существование методических пособий, направленных на диагностику УУД, некоторые из них все еще составляют серьезную сложность для изучения. Мало изучена диагностика следующих УУД:
Регулятивных: планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция
Коммуникативных: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательных: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Социализация младших школьников, осуществляясь в ходе реализации образовательного процесса, может иметь следующий эффект: при формировании личностных УУД – социальная адаптация (приспособление), индивидуализация (обособление), регулятивных УУД – способность к оптимальной организации своей жизни и пространства, познавательных УУД – интеллектуальное развитие; возможности повышения социального статуса, коммуникативных УУД – приобретение опыта взаимодействие с другими людьми. Возможности таких результатов, конечно, обусловлены множеством факторов, среди которых можно обозначить следующие: личность учителя, традиции взаимоотношений, воспитательная система школы, образовательная среда, организация внеурочной деятельности, материально-техническое обеспечение, сетевые формы взаимодействия. Тем не менее, потенциалы универсальных учебных действий в социализации личности младших школьников представляются нам достаточно значительными.