Корпоративная культура как сфера современного знания

№50-2,

педагогические науки

Любая организация независимо от формы собственности и сферы деятельности в процессе своего формирования и функционирования находится в прямой зависимости от культуры, которая выступает как способ организации и регуляции жизнедеятельности. Эффективная работа предприятия возможна в том случае, если каждый ее представитель будет вовлечен в систему коммуникативных связей, рабочие и социальные процессы.

Похожие материалы

Корпоративная культура как сфера современного знания - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких научных областей. Понятие формировалось в процессе тесного переплетения с предметами исследования многих наук, поскольку корпоративная культура прямо или косвенно затрагивает факторы и явления, которые изучаются в культурологи и философии, социологии (социологии культуры, социологии управления, социологии организации) и социальной психологии, менеджменте и психологии менеджмента, управлении персоналом, организационном поведении и многих других научных дисциплин. В результате современная научная литература представляет достаточно большое количество определений корпоративной культуры. Имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации. В целом определения не противоречат друг другу, просто делают акценты на разных компонентах и факторах этого многопланового явления.

В одних случаях под корпоративной культурой понимают «общие ценности и убеждения, предположения, восприятия, нормы и манеры поведения», в других - «упорядоченную совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, которая может быть явной, т.е. зафиксированной в форме каких-либо документов, и неявной, т.е. отраженной в сознании и поддерживаемой традициями, верой и договоренностями, которая обычно принимается и разделяется членами коллектива без доказательств, нередко на интуитивном уровне»; в третьих, «организационная культура - это совокупность элементов культуры, выработанная в конкретной организации, трансформирующаяся под влиянием внешних и внутренних факторов, усваиваемая человеком как членом организации и влияющая на него, выступающая средством объединения членов одной организации». Определяют организационную культуру также как «приобретенное, усвоенное и воплощаемое качество позитивного корпоративного поведения и общения работников организации, на основе коллективно разделяемых профессиональных интересов, ценностей, норм и традиций под контролем органов управления.

В общем случае, понятие организационной культуры сводится к следующему определению: комплекс, состоящий из материальных и нематериальных ценностей, верований, идей, правил поведения в компании, философии, коммуникационных систем, который разделяют все члены организации, который способствует достижению миссии и реализации стратегии компании.

Для того, чтобы рассмотреть корпоративную культуру как объект исследования, необходимо провести анализ данного понятия как феномена. В этой связи необходимо дать определения таким понятиям, как «корпорация» и «культура».

Традиционно под корпорацией понимается объединение людей, созданное для выполнения конкретной работы по достижению общей цели, характеризующееся формальной структурой правил, властными отношениями, разделением труда, ограниченным членством либо приемом.

Корпорация удовлетворяет интересы и потребности людей, связанные с их коллективным существованием через обеспечение стабильной упорядоченности в структурном построении и через согласованность действий субъектов общества.

Термин «корпорация» в настоящее время имеет три общепринятых значения:

  1. Корпорация» как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект (т.е. как деятельность людей, включающая в себя распределение функций, налаживание связей, координацию, где есть фигура организатора и группы организуемых). В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление»;
  2. Корпорация» как свойство, атрибут (т.е. как степень упорядоченности какого-либо объекта; определение структур, строение, типы связей, как способ объединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов).
  3. Корпорация» как объект (т.е. искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе, предназначенное для выполнения определенной функции и обладающее более или менее упорядоченной внутренней структурой). С точки зрения автора данного определения, социальная организация выступает как социальный институт со своим статусом. И это могут быть предприятие, орган власти, добровольный союз и т.п .

Однозначного определения культуры нет и поэтому культуру нужно рассматривать с разных сторон в зависимости от целей и задач исследования, что, естественно, допускает плюрализм мнений и определений. В рамках социологического подхода культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. В культурологи некоторые авторы характеризует культуру через понятие «смысл»: культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соответствии со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способы бытия и мироощущения людей.

В целом культура выступает как качественное состояние социальных явлений (духовных и материальных), возникающих в обществе, которое не встречается в природе и регулируется биологическими инстинктами. Она является системой характерных образов, мыслей, представлений, знаний, ценностей и образцов поведения, организации жизни, несущей на себе отпечаток конкретного общества, социальных общностей и групп, отдельной личности.

С помощью культуры люди удовлетворяют свои материальные и духовные потребности и строят отношения в коллективе. Термин «культура» - понятие многоплановое, сложное, неоднозначное. Прежде всего, культура - это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации. Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только помогла человеческому виду выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе. Культура - это также усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой и разделяются членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.

Культура определяется знанием, нормой и образцом, ориентирующим человека в его поведении, деятельности и взаимодействии с другими. Эти элементы культуры проявляются в повседневности и в сфере профессиональной трудовой деятельности (экономике, политике, управлении, правосудии, науке, образовании и воспитании, в массовых коммуникациях, в искусстве и литературе), выполняя различные функции.

Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям. В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества. Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна и для организации.

Таким образом, проанализировав понятия «корпорация», «организация», рассмотрев основные концепции, корпоративную культуру можно определить, как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и материальной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Основная функция корпоративной культуры в данном контексте - сохранение целостности организации, закрепление ценностей и норм, регулирующих взаимодействие людей в социальных группах, передача опыта членам организации.