К вопросу об административных правонарушениях, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних

NovaInfo 51, с.171-175, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье автором анализируются нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия. Вносятся конкретные предложения, направленные на оптимизацию действующего административного-деликтного законодательства в этой сфере.

Ключевые слова

НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРА-ТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ЗАКОНОПРОЕКТ № 957581-6, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Текст научной работы

Основной закон нашего государства в статье 38 под особую защиту поставил материнство и детство [1]. Конституционная норма, получив свое общее толкование, в дальнейшем была корреспондирована в отраслевое законодательство. Так, согласно ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей [2]. Право на воспитание ребенка является личным неотъемлемым правом каждого родителя. Родители обязаны заботиться об их здоровье, психическом, физическом, нравственном и духовном развитии; обеспечить им получение основного общего образования, а также защиту их прав и законных интересов. За содержание, воспитание, развитие и обучение своих детей родители несут бремя ответственности.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних обеспечивается всей системой отечественного права. Не последняя роль в этом защитном конгломерате отводится основному нормативно-правовому акту, регулирующему вопросы административной ответственности в стране, - Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) [3].

Особое место в ряду административно правовых способов защиты прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, занимают нормы, закрепленные законодателем в ст. 5.35 КоАП РФ, которые предусматривают ответственность за неисполнение родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию и содержанию. На практике производство по делам о таких административных правонарушениях (далее – АПН) сопряжено с целым рядом трудностей из-за наличия в объективной стороне состава оценочных понятий, таких как «ненадлежащее исполнение обязанностей», «иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей…» и т.п.

Существенные проблемы возникают также и в связи с низкой эффективностью применяемых к родителям (законным представителям) подростков административных наказаний, предусмотренных санкциями данной статьи.

Анализ проблем административной ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их воспитанию и содержанию подвиг автора настоящей статьи к формулировке следующих предложений, направленных на оптимизацию сложившихся в этой сфере общественных отношений.

Родовым объектом целого ряда АПН, содержащихся в различных главах КоАП РФ, выступают права и законные интересы лиц, не достигших совершеннолетия. С учетом такого понимания родового объекта административно-правовой охраны выглядит более логичным сосредоточение норм, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в одной главе особенной части Кодекса. Однако почти за полтора десятилетия существования нынешнего кодифицированного административно-деликтного закона ничего подобного сделано не было.

18 декабря 2015 года в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона №957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [4], в котором его авторы предусмотрели специальную главу (глава 10), содержащую пятнадцать составов соответствующих административных деликтов, в том числе и весьма инновационные для отечественного административно-деликтного права.

К новеллам административного законодательства, в части АПН, посягающих на семью и права несовершеннолетних (глава 10 проекта кодекса) относятся:

  1. ужесточение наказаний за отдельные составы АПН, в том числе за:
    • - неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (статья 10.1);
    • нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (статья 10.2);
    • незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (статья 10.3);
    • незаконное распространение информации о несовершеннолетнем (статья 10.4);
    • нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 10.5);
    • вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (часть 2 статьи 10.8);
    • вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (часть 2 статьи 10.9);
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (статья 10.12);
    • пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (часть 1,2 и 3 статьи 10.15);
  2. в статье 10.1 проекта кодекса в самостоятельный состав выделяется такое правонарушение, как «неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних судебного решения об определении места жительства детей» (часть 4 статьи 10.1 проекта кодекса). Ответственность за совершение указанного правонарушения усиливается и устанавливается в виде штрафа от 5000 до 10 000 рублей (сейчас от 2000 до 3000 рублей – часть 2 статьи 5.35 КоАП РФ). За повторность совершения данного деяния - штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или обязательные работы на срок до ста часов. Обязательные работы в качестве меры наказания по действующей статье 5.35 КоАП РФ не применяются;
  3. в статье 10.14 проекта кодекса «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов» вводится ответственность за повторное совершение данного АПН, санкция за которое установлена в виде ликвидации юридического лица с конфискацией материалов или предметов с порнографически изображениями несовершеннолетних и оборудования, использованного для изготовления таких материалов или предметов;
  4. в 10 главу проекта кодекса вводится новое правонарушение, ответственность за которое в действующем КоАП РФ отсутствует. Статья 10.6 «Допуск несовершеннолетнего на театрально-зрелищное, культурно-просветительное или зрелищно-развлекательное мероприятие с публичным исполнением произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань». В качестве меры ответственности за указанное АПН проектом кодекса предлагается установить штраф для граждан – от 1000 до 3000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

Концептуально поддерживая позицию законодателя, автор считает, что ряд его положений требует определенной доработки. Так, Статьей 10.1 проекта кодекса, которая, как уже было сказано выше, предусматривает ответственность за неисполнение родителями или законными представителями лиц, не достигших совершеннолетия, обязанностей по содержанию и воспитанию подростков, в сравнении с действующей редакцией статьи 5.35 КоАП РФ предлагается существенным образом увеличить штрафные санкции (в части 1 статьи 10.1 проекта кодекса предусмотрен административный штраф в размере от 500 до 3000 рублей, в то время как в части 1 статьи 5.35 КоАП РФ применяется административный штраф от 100 до 500 рублей).

По мнению автора, очевидно, что одним лишь увеличением размера административного штрафа невозможно обеспечить «ответственное родительство» и уменьшить число родителей (законных представителей), которые подвергаются мерам административного воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию своих детей. Вместе с тем авторы проекта кодекса не обосновывают какими-либо статистическими и прочими данными необходимость или целесообразность именно такого повышения нижней и верхней границ административного штрафа. В то же время проблемы, связанные с наличием в законе оценочных категорий, так и остались неразрешенными.

Конечно, это всего лишь законопроект, и в процессе его рассмотрения в стенах высшего законодательного органа страны, безусловно, возникнут те или иные изменения и дополнения (особенно учитывая, что осенью 2016 года депутатский корпус существенным образом обновился). Но то, что наш парламент не на словах, а на деле поворачивается лицом к проблеме защиты прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, уже сегодня кажется очевидным.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).
  2. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).
  4. Законопроект № 957581-6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 21.09.2016).

Цитировать

Супонина, Е.А. К вопросу об административных правонарушениях, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних / Е.А. Супонина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 51. — С. 171-175. — URL: https://novainfo.ru/article/7851 (дата обращения: 21.03.2023).

Поделиться