Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов, ССУЗов на сегодняшний день получила дополнительную актуальность в связи с обострившейся необходимостью не только в практической реализации полученных знаний и навыков, но и в обеспечении себя средствами для нормальной жизнедеятельности и удовлетворения собственных потребностей [9; 11]. Тем более система государственного распределения выпускников осталась в прошлом.
В современных условиях молодые специалисты сталкиваются с довольно жесткими условиями рынка. Нельзя не отметить, что в настоящее время молодежь представляет самую многочисленную социальную группу безработных (более 30% от общего числа официально зарегистрированных безработных, а выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования из этого числа представляют 25-28%) [10; 12]. Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников и поиск путей решений данной проблемы представляет собой задачу, требующую скорейшего разрешения.
Выпускники находятся в затруднительной ситуации, в первую очередь, в связи со своей низкой конкурентоспособностью на рынке труда в силу таких факторов, как отсутствие опыта работы, недостаточность знаний, необходимость наставничества и т.д.
Согласно данным Росстата, в численности безработных 22,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2015г. их численность составила 1 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 47,3% - от 20 до 24 лет, 16,6% - от 25 до 29 лет.
Эксперты считают, что безработных людей в возрасте 15–24 лет в России уже в пять раз больше, чем нетрудоустроенных 30–49-летних. В сентябре среди безработных городских жителей числилось 31,6% россиян 15–24 лет, по данным Росстата. У 20–24-летних этот показатель составляет 13,5%, а к 25–29 годам падает до 4,6%.
Обратимся к диагностике причин возникновения такой ситуации. Конечно же, как отмечали выше, ключевыми причинами нежелания работодателей принимать на работу «вчерашних студентов» являются отсутствие у последних опыта, недостаточность знаний в сфере будущей работы и пр. Также не последним в рейтинге причин находится и высокая конкурентоспособность на рынке труда, особенно среди, так называемых, распространенных и популярных профессий.
К слову, проведенные исследования показали, что наибольшим спросом у выпускников пользуются такие профессии, как экономист, бухгалтер, менеджер, юрист, программист, web-дизайнер, специалист по телекоммуникациям, банковские служащие, рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры [2-3].
Одна из причин молодежной безработицы – нестыковка устремлений выпускников с реальностью. Многие хотят быть специалистами высокого полета, юристами, банкирами, а требуются в основном курьеры, продавцы, слесари и страховые агенты. Именно такую работу чаще всего предлагают молодым.
Также в рамках данного исследования имеет смысл представить основные выявленные причины сложности трудоустройства молодых специалистов на современном этапе [1; 4-5]:
- незнание абитуриентов о тенденциях рынка труда, о востребованных профессиях, поэтому бывают случаи, когда полученная специальность на деле оказывается просто невостребованной;
- слабая информированность выпускников о состоянии современного рынка труда, о предъявляемых работнику требованиях;
- низкий уровень взаимодействия системы «образовательная организация- работодатель», а также слабо налаженная связь вуза с органами службы занятости, а также другими немаловажными структурами в сфере трудоустройства;
- недооценка работодателями таких, присущих молодежи, качеств, как обучаемость, мобильность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т.д.;
- повышенные представления выпускников о своих знаниях, умениях и навыках, престижности полученной профессии, следовательно, завышены желания по оплате труда, что ведет к незаинтересованности работодателей в данном кандидате и пр.
В заключение исследования отметим, что современная ситуация на рынке труда для молодежи является неудовлетворительной. Выпускники испытывают колоссальные трудности при трудоустройстве. Большая часть выпускников отметила, что наиболее верный способ трудоустроиться сегодня – это наличие «нужных» знакомств и связей [6; 8].
Таким образом, нами видится, что без кардинальных трансформаций на рынке труда не обойтись. Для решения данной задачи необходимо повысить взаимодействие образовательной организации с представителями работодателей, и еще на уровне производственных и преддипломных практик, ориентировать выпускников и работодателей друг на друга. В этой связи, увеличение объема часов практических занятий в вузах будет являться повышением навыков и практического мастерства выпускников. Систематическое проведение ярмарок вакансий также, безусловно, способствует благоприятному разрешению существующих барьеров трудоустройства выпускников.
Немаловажным фактором является поддержка государства: проведение активной политики, разработка и внедрение соответствующего законодательства, выделение рабочих мест именно под выпускников, организация активной поддержки работодателям, принимающим на работу молодых специалистов и т.д. [7].
Таким образом, для решения проблем трудоустройства выпускников образовательных организаций необходимо, прежде всего, совершенствование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, развитие механизма профориентации и профессиональной подготовки для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда в современных условиях с активным привлечением органов исполнительной власти, местного самоуправления, службы занятости, государственных и общественных организаций, а также внедрение механизма госзаказа на подготовку специалистов в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования.