Роль преподавателя при обучении в условиях применения дидактической информационной среды

NovaInfo 56, с.385-387, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается роль преподавателя в условиях применения дидактической информационной среды в процесса обучения в организации высшего образования. Приведены функции, которые дидактическая информационная среда выполняет в условиях высшего учебного заведения. Обосновывается изменение традиционной роли преподавателя и наделение его функциями фасилитатора учебной деятельности обучающихся, а также эксперта при оценке их учебных достижений. Отмечается, что преподаватели организаций высшего образования должны не только развивать в себе ИКТ-компетенцию, но и способствовать развитию у обучающихся коллаборативных навыков и навыков саморазвития с помощью инфокоммуникационных технологий.

Ключевые слова

ФАСИЛИТАТОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ

Текст научной работы

В условиях информатизации образования все большее внимание уделяется не только технической стороне вопроса, но и проблемам методического плана. Значительное количество работ публикуется ежегодно по вопросам, связанным с обеспечением качественной подготовки обучающихся в учебном процессе, опосредованном современными информационными и коммуникационными технологиями, разработкой новых методик их применения в образовательной практике, а также обеспечением условий для развития специальных компетенций обучающихся. Однако, как видим, все эти вопросы относятся в большей степени к деятельности обучающихся, тогда как эффективность применения современных информационных технологий зависит и от ИКТ-компетентности педагогов, их применяющих. Следует отметить, что проблеме определения сущности ИКТ-компетентности педагога посвящено значительное количество исследований. Так, в частности, проблемами формирование и развития информационной компетентности педагогов занимались Дедюхина А.А., Евстигнеев М.Н., Зайцева О.Б., Лебедева М.Б., Полат Е.С., Сысоев П.В., Хеннер Е.К. и др. Тем не менее, не решенными остались вопросы о роли преподавателя в образовательном процессе, строящемся с применением дидактической информационной среды. Этим и обусловлена актуальность данной статьи.

Выделение дидактической информационной среды как ключевого компонента информационно-образовательной среды современного учебного заведения (в особенности, высшего образования) вполне закономерно. Вообще, средовый подход зарекомендовал себя как наиболее перспективный с точки зрения моделирования информационного взаимодействия в образовательном пространстве. Под дидактической информационной средой, как известно, понимается информационная среда, включающая средства обучения, базирующиеся на новых инфокоммуникационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, способствующую формированию основ профессиональной компетентности будущего специалиста, как входящую в официально признанное и зафиксированное в виде учебных программ содержание обучения, так и дополнительную информацию дидактического характера [1, с. 65].

В условиях профессионального образования, где ключевым является всё же интеллектуальное развитие обучающихся (хотя не умаляется значение развития и других сфер их личностей), именно дидактическая информационная среда становится средством осуществления вышеупомянутого процесса. В условиях высшего учебного заведения дидактическая информационная среда выполняет следующие функции:

  • способствует эргономизации процесса профессиональной подготовки обучающихся;
  • служит своего рода информационной поддержкой процесса обучения;
  • способствует одновременно целостному и дискретному усвоению учебной информации;
  • обеспечивает субъектов образовательного процесса инструментами, позволяющими реализовывать определенные виды деятельности.

Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по своему характеру к профессиональной деятельности специалиста.

Следует отметить, что непрескриптивный характер обучения при его организации с использованием дидактической информационной среды переакцентирует роли участников образовательного процесса. Отношения между преподавателем и обучающимся переходят от модели «субъект-объект» к модели «субъект-субъект». При этом преподаватель начинает выполнять несколько иные функции, а именно: консультирует обучающегося по вопросам наиболее эффективной организации учебной деятельности; выступает в качестве одного из источников информации; является соавтором индивидуальных траекторий обучения; совместно с обучающимся отбирает информационные и образовательные ресурсы для пополнения ресурсной составляющей дидактической информационной среды; вырабатывает наиболее оптимальные стратегии для достижения планируемых результатов учебной деятельности, осуществляет критический анализ и экспертную оценку учебных достижений обучающихся. Таким образом, преподаватель в образовательном процессе, основанном на применении дидактической информационной среды, выступает в роли фасилитатора учебной деятельности обучающегося, а также эксперта при оценке учебных достижений обучающихся.

Очевидно, однако, что всё это становится возможным при условии достаточного уровня развития ИКТ-компетентности преподавателя. ЮНЕСКО выработаны рекомендации к структуре ИКТ-компетентности учителей [2]. Данные рекомендации подчеркивают необходимость развития ИКТ-компетентности педагогических работников не только с целью эффективного применения инфокоммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности и формирования соответствующих технологических навыков у своих учеников. Отмечается, что «современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными гражданами и работниками» [2, С, 4]. Представляется очевидным, что преподаватели организаций высшего образования должны логически продолжить реализацию указанных рекомендаций, не только развивая в себе соответствующие навыки, но и способствуя развитию у обучающихся коллаборативных навыков и навыков саморазвития с помощью инфокоммуникационных технологий.

Читайте также

Список литературы

  1. Киргинцев М. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды. Дисс. … канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. 157 с.
  2. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. ООН. 2011.115 с.

Цитировать

Киргинцева, Н.С. Роль преподавателя при обучении в условиях применения дидактической информационной среды / Н.С. Киргинцева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 385-387. — URL: https://novainfo.ru/article/9121 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться