Логистика является достаточно молодой наукой. Однако, термин «логистика» имеет древнее происхождение. В Древней Греции под логистикой понималось «искусство рассуждения, вычисления» или по-другому «счётное искусство». Во времена византийского императора Льва VI с 866 по 912 года термин «логистика» обозначал искусство снабжения армии и управление ее перемещениями. В Древнем Риме логистика определялась как «правила распределения продовольствия». В настоящее время логистика выступает как наука и область практической деятельности о планировании, организации и контроле движения материальных, финансовых, сервисных и информационных потоков как процессов преобразования в пространстве и во времени от первичного источника к конечному потребителю [1-3].
Логистика постепенно развивается и проходит определенные стадии и этапы эволюции элементов цепей поставок в международной, национальной и региональной логистике [4], в логистике пространств и границ уточняются основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов, стратегии и тактики [5].
Цель логистики — обеспечение доставки необходимой товарной продукции надлежащего качества потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Поставка различных видов ресурсов вовремя оказывает огромное влияние на деятельность всей экономический системы в целом, позволяет сократить общие, совокупные издержки на производство, материальные запасы и затраты по их содержанию и формированию. Именно поэтому важно понимать, что необходимым аспектом деятельности любой компании является управление ее ресурсами.
На рис. 1. приведены специфические структурные особенности формирования ресурсов в логистических системах [6].

Для того, чтобы понимать каким образом нужно управлять ресурсами в организациях, нужно выделить виды ресурсов, которые используются в логистических системах. Такими ресурсами являются: материальные активы, в том числе средства транспортировки, складирования, упаковки, информационные средства, нематериальные и человеческие (профессиональные, кадровые) ресурсы, штатный персонал.
Материальные ресурсы — активы, отражающиеся в балансе компании, например инвестиции, основные, внеоборотные и оборотные средства. Материальные ресурсы, которые находятся на разных стадиях движения от поставщиков к производителям, предназначаются для обеспечения производственного процесса.
Следующий вид ресурсов, используемых в логистических системах — нематериальные активы. Данный вид подразделяется на три категории. Первая категория называется «гудвилл», что дословно переводится как «деловая репутация». Это общая оценка деятельности бизнеса, которая в результате — за счет своей репутации — позволяет увеличить объем собственных оборотных средств, поскольку люди хотят потреблять именно этот товарный продукт и никакой другой [7]. Данная категория включает в себя имидж, бренд, марки и т. д.
Другая категория — собственные технологии, методы — включает в себя авторские права, патентное право, товарный знак, лицензии, которые помогают с выгодой использовать уникальные знания.
Стратегические активы — это последняя категория, которая относится к нематериальным активам в логистике. Стратегические активы это такие активы и способности фирмы, которые обеспечивают компанию устойчивым конкурентным преимуществом [8].
Трудовые ресурсы в логистике состоят из таких критериев как профессионализм, навыки, квалификацию и опыт работников, задействованных в системе. Кроме того, эта категория включает в себя готовность их заниматься совместной деятельностью для повышения эффективности всей системы. Следует отметить, что количество рабочих мест и занятость в логистической сфере постоянно растет в связи со структуризацией экономики и повышением роли логистики [9].
Ключевой элемент логистической системы — информационные ресурсы, которые включают в себя управление запасами, упаковку, организацию и управление транспортировкой, складским хозяйством, грузовой обработкой и переработкой и т. д. В процессе взаимодействия работники активно используют такие преимущества логистических информационных систем, как электронные средства управления транспортно-складскими технологиями, электронный обмен данными [10]. Для управления информационными ресурсами используются современные информационные технологии, средства и методы, операции и инструментарий [11,12].
Все виды ресурсов в логистических системах требуют соответствующих затрат и издержек, которые необходимо постоянно контролировать и анализировать, составляя калькуляции издержек для повышения уровня конкурентоспособности на логистических рынках [13].
Проблемы управления ресурсами и запасами в международной и национальной логистике формируются в ходе повсеместной производственно-хозяйственной и экономической деятельности, повсеместно и постоянно требуют использования инновационных процессов [14,15]. Стремясь оптимизировать ресурсы и запасы в логистической системе(ЛС), менеджеры компаний сталкиваются с многочисленными проблемами. Эти проблемы связаны с множеством факторов, некоторыми из которых являются:
- Высокий уровень рисков в ЛС;
- Огромное количество факторов, влияющих на функционирование ЛС;
- Сложность использования систем управления ресурсами и запасами;
- Взаимозаменяемость ресурсов;
- Большое количество задач в ЛС;
- Сложность описания использования ресурсов, критериев оптимизации ЛС;
- Большая зависимостью использования одного ресурса от других;
- Сложность моделирования объектов и процессов в ЛС;
- Динамический характер большинства параметров оптимизации ЛС [16].
Исходя из этого мы можем сделать вывод, что задачи по управлению ресурсами в организациях должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки при наличии необходимой техники. [25]
В настоящее время одной из самых распространенных в мире логистической системой управления ресурсами является система Just-in-time («Точно в срок»). Так как известно, что одним из главных правил логистики является доставка товара в необходимый срок, то эта концепция способствует повышению эффективности в организации, в которой данная система введена. Информационное обеспечение этой системы реализуется системой KANBAN, которая впервые была внедрена японскими автомобилестроительными компаниями. Средством передачи информации в данной системе являются специальные карточки- отбора и производственного заказа. В карточке отбора отмечается количество элементов (например, деталей), которое берется с предыдущего участка обработки. В карточке производственного заказа указывается количество элементов (например, деталей) должно быть произведено на предыдущем производственном участке. Эти карточки используются как внутренней среде предприятия, так и во внешней. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные — на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции [17].
Следующей системой управления ресурсами является является Effective Consumer Responsе — ECR («эффективный отклик на запросы потребителя»). Данная система включает в себя технологии и ноу-хау для оптимизации взаимодействия производителей товаров и торговых сетей с целью сокращения различных видов издержек и ускорения реакции на изменение спроса. В данный момент существует 5 организаций, занимающихся внедрением данных систем в мире- в США, Европе, Азии, Африке и Австралии [18].
Система EDI (Electronic data interchange — электронный обмен данными) используется для эффективного обмена информацией между организациями. Данная система позволяет поставщикам в режиме реального времени отслеживать объемы продаж, остатки на складе, поставки товара, а также прогнозировать спрос и оперативно реагировать на его изменение [19].
MRP (Material Requirements Planning) -Автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства. Ключевым понятием методологии является понятие "разузлование", т. е. приведение древовидного состава изделия к линейному списку (Bill of Materials), по которому планируется потребность и осуществляется заказ комплектующих [20].
CRP (Capacity Requirements Planning) — Планирование производственных ресурсов. В процессе работы данной системы разрабатывается план распределения мощностей для обработки каждого конкретного этапа производства в течение определенного периода. Кроме того, с помощью этой программы устанавливается план последовательности производственных этапов и определяется степень загрузки каждой производственной единицы в течение определенного срока.
Следующая система Supply Chain Management — «управление цепью/цепями поставок» была разработана американскими специалистами, система совместила в себе все вышеперечисленные системы и поэтому требует отдельного рассмотрения. В основе данной системы лежит принцип единого хранилища всех данных, содержащего всю информацию об организации, включая финансовые сведения, производственные данные и другую информацию. Благодаря этой концепции любая информация в организации становится доступной для всех сотрудников. Внедрение ERP-системы позволяет создать единую информационную базу организации, с помощью которой можно автоматизировать все подразделения организации и в дальнейшем контролировать их работу и анализировать полученные результаты.
Основная цель Enterprise Resource Planning — повысить конкурентоспособность предприятия с помощью сокращения издержек и оптимизации бизнес-процессов. ERP-система имеет свои преимущества и недостатки. Основными преимущества данной системы следующие:
- Объединение информации всей организации в единой базе;
- Повышение качества информации (информация, представленная в системе достоверная, точная);
- Снижение рисков утечки информации;
- Автоматизация бизнес-процессов компании.
Недостатками данной системы являются:
- Сложность использования;
- Высокая стоимость реализации и внедрения;
- Постоянное обучение персонала.
По данным Panorama Consulting на июль 2014 года, наиболее распространенным результатом внедрения ERP-системы является то, что в компании информация становится более доступной: это отмечают 42% респондентов. 3% компанией отметили, что использование ERP-системы позволило им улучшить взаимодействие всех подразделений и частей бизнеса, 8% смогли с помощью таких решений оптимизировать взаимодействие с клиентами, 4% — увеличить производительность [21].
Российский рынок ERP с 2007 г. на порядок опережает остальные рынки по темпу развития. То есть, если темп роста мирового рынка ERP оцениваются примерно в 6-8% в год, то в России ежегодный прирост составляет порядка 50-60% (Данные аналитиков круглого стола по теме "Будущее ERP-систем") [22]. Что касается ERP-проектов в целом, то по итогам 2013 года 66% компаний смогли добиться хотя бы 50% намеченных целей в рамках внедрении.
![Средние показатели ERP проектов [23]](/res/8cbj47kqxv.jpg)
В настоящее время ERP-системы широко применяются в производстве и практические во всех сферах логистической и коммерческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что Enterprise Resource Planning система планирования позволяет предприятию сократить время, прямые и косвенные затраты на выпуск продукции и услуг, а также, как минимум на уровень улучшить связь с клиентами и потребителями [24].
Исследовательская работа выполнена в соответствии с учебным планом дисциплин Основы научных исследований и Системный анализ на кафедре логистики ГУУ [23,25,26] и в продолжении выбранной в научной школе тематики [27,28].