Трансформация образа ведьмы в классической русской литературе

№113-1,

филологические науки

Данная статья посвящена исследованию и классификации образа ведьмы в произведениях русских писателей.

Похожие материалы

Образ ведьмы в мировом литературном процессе традиционен,свидетельством тому является диапазон существующих текстов от образцов фольклора до современных изысканий постмодернистского толка. Совершенно, на наш взгляд, закономерно, что и в современной литературе все больше и больше приобретает популярность мистическое начало, а вера в чудеса, превращения и т.п. воссоздать другую действительность. Многие писатели берут за основу своих произведений волшебный, выдуманный мир и наделяют главных героев магическими способностями.Поэтому актуальность темы данной статьи обусловлена высоким интересом читателей к мистической литературе и проявлению чародейства и магии в казалось бы реалистических условиях.

Само понятие «ведьмак (ведьма)», возникшее по различным экспертным оценкам в разных странах, является эквивалентом чародейства, с одной стороны, и душегубства — с другой. В общеславянской практике слово «ведьма» образовано от глагола «знать», («ведать»).Наряду с верой в существование ведьм, способных причинить вред, имеет хождение вера в добрых колдунов и колдуний, которые время от времени вступают в борьбу сопредставителями зла.

Интересен и тот факт, что истоки формирования идейно-эстетического своеобразия изображения зла в русской литературе (впрочем, так же как и мировой) имеют фольклорные основания, о чем свидетельствуют каталоги русских народных сказок, собранных в XIX и в начале XX века. Как это было свойственно для многих народных преданий, носители зла служили для того, чтобы поддерживать бинарный взгляд на действительность и представляют собой особый тип поведения, имеющий своего антагониста.

Наиболее интересны, на наш взгляд, женские образы носителей зла, анализ которых позволяет создать некую гендерную иерархию. Представленные в современной литературе широким спектром фантастико-приключенческих, мистических произведений такие образы уже становились объектом внимания ряда специалистов-литературоведов. Однако в научных статьях основные акценты, как правило, сделаны на фольклорные мотивы изображения ведьм и колдуний как попытку объяснения могущественных и загадочных сил природы. К хрестоматийным изображениям специфики поведения представителей «темной диаспоры» можно отнести мистических героев Я. Шпренгера «Молот ведьм», Н. В. Гоголя «Вий»,«Ночь перед рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана купала», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Д. Апдайка «Иствикские ведьмы», Э. Райса «Мэйфейрские ведьмы», Дж. К. Роулинга «Гарри Поттер», Дж. К. Э. Хоффман «Практическая магия», С. Лукьяненко «Ночной дозор»,повесть А.И. Куприна «Олеся» и др. При этом описания такой женщины разнятся. Вот, например как описывал колдунью В. И. Даль: «Бледное морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч — вот портрет нечестивого существа в облике женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле»[Даль В. И. Ведьма // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.]

В современном же повествовании чаще всего речь идет о молодой женщине, чья красота завораживает. Именно умение оставаться молодой и красивой, влиять на ход событий, снимать (напускать) тоску и боль становятся маркерами, по которым и распознается колдунья в образцах современной массовой культуры.

Являясь представительницей другого, запретного для обычного человека мира, колдунья как представительница дуалистического разлома всегда занимает крайнюю позицию и отсюда разделение ведуний на «черных» (как представительниц зла) и «белых» (соответственно — добра). Столько примитивная классификация может быть дополнена и другой. «В народе разделяли ведьм на две категории — «от рождения» и «учёных». Прирождённая, природная, или «от рождения» ведьма появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек или является просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона). Прирождённая ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или же когда ребёнка ещё в утробе матери прокляли «в такую минуту». Или когда ребёнок рождается вследствие чужой смерти.«Учёная» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от чёрта, вообще от нечистой силы. Отличия между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирождённая ведьма может иногда и исправить причиненный вред, но учёная никогда этого не сделает: «Хуже ведьма учёная, чем прирождённая»[википедия].

По происхождению образы ведьм в русской литературе можно разделить на несколько групп:

  • славянские ведьмы.

Слово «ведьма» со старославянского переводится как «Ведающая Мать».Поэтому у славян ведьмой принято называть мудрых женщин, умеющих правильно обращаться с магией. В древнеславянском мире все девушки в той или иной степени обладали магическими способностями, но настоящими ведьмами становились только взрослые, познавшие все тяготы жизни женщины. Они, используя силу природы — связываются с загробным миром, превращаются в живых существ, летают на метлах, проводят обряды и налаживают контакты с другими мистическими персонажами.К первому разделу славянских ведьм можно отнести Маргариту, героиню романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Чтобы вернуть любимого, героиня готова пойти на всё что угодно и даже стать ведьмой, продав свою душу Дьяволу. При помощи волшебного крема героиня трансформируется, в ней пробуждается тёмная сила, меняется характер. Маргарита становится храброй и импульсивной, она не сдерживает гнев. Автор очень красочно передал образ Маргариты — ведьмы.Несмотря на свою тёмную сущность, она не утратила милосердие и даже в окружении нечистой силы сохранила человечность и осталась верна себе.

  • европейские ведьмы (способные к превращению, оборотни).

Вотличие от славянских,западноевропейские ведьмы по-другому относились к животным. Для них животные являлись духами-покровителями. Они могли принимать облик кошки, жабы, летучей мыши и так далее. Под данную категорию подходит злая ведьма Наина– героиняпоэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Наинагорделива, высокомерна, хитра и бесчестна, обладает «чёрной душой». Весь образ героини пропитан злобой и вызывает отвращение.

Как мы видим из приведенных примеров, в образцах русской литературы, как классических, так и современных, нет описанной градации. Более того, упор в изображении славянских традиций в понимании колдовства и его представителей является одним из признаков славянского фэнтези как синтезированной структуры повествования, конечная цель писателя в таких случаях представить обособленный мир, действительность, развивающуюся по законам псевдоистории.

К особой группе можно отнести колдунью. Как правило, такие женщины рождаются с определёнными способностями, им не требуется обучение для принятия колдовского мастерства. Они в любой момент могут перестать заниматься магией и жить обычной жизнью. К таковым можно отнести Олесю, главную героиню одноименной повести А.И. Куприна. Олесю и её бабушку Майнулиху жители деревни подозревали в колдовстве и изгнали в лес. Жизнь в единении с природой нравится Олесе, она не любит людей и предпочитает быть в одиночестве. Девушка обладает сильным характером, она умна, горда, самоуверенна, свободолюбива, обладает магическими способностями, видит судьбу человека, предсказывает смерть. Несмотря на то, что жители деревни не любят Олесю и её бабушку за колдовство, автор показывает нам, что нравственно они намного выше. Полюбив заезжего барина, девушка готова полностью жертвовать собой ради переполняющего её нежного чувства. Девушку не останавливает даже гадание, в котором говорится об опасности, исходящей от её возлюбленного. В результате душевных терзаний Олеся решает внезапно уехать, сохранив тем самым хорошую репутацию любимого.

Несмотря на насаждаемую христианскую мифологию, в народных массах и аристократии долгое время были популярны обряды, поверья и обычаи языческой старины. Отчасти они сохранили и сегодня. Этим можно объяснить стремление ряда современных писателей изобразить ведьму не только как носительницу зловещей магической силы, демиурга, но и как особую модель поведения. В этом отношении показательно произведение А. Бушкова «Колдунья поневоле».

Современные электронные источники Александра Александровича Бушкова называют самым ярким и самобытным автором современности. «Он один из самых читаемых в России писателей. На сегодняшний день общий тираж его книг превысил 17 миллионов экземпляров. Бушкова называют и «королем русского детективного боевика» и «объективным фантастом», и «российским КонанДойлем». Его произведения «Россия, которой не было» и «Д`Артаньян, гвардеец кардинала», основанные на документальных источниках, до сих пор вызывают самые жаркие споры среди историков» 2.

В романе «Колдунья поневоле» автор использует вполне объяснимый и банальный прием, часто встречающийся в его повествовании: помещает героиню в ситуацию выбора между добром и злом, при этом номинируя ее как потенциальную носительницу одного начала. Давая детальные описания и характеристики Ольги, писатель особо указывает на ее внутренний мир, далекий от уготованного ей предназначения. В какой-то степени, так же как в свое время альтист Данилов у В. Орлова, девушка оказывается в позиции выбора: кто она человек или демон, и человеческие (добрые) начала превалируют в ней. Вопреки распространённому мнению, ведовство (тайные «знания», колдовство и прочие способности) само по себе не приходит, автор романа пытается доказать, что любые узы условностей, в том числе и бремя колдовских знаний, может быть разрушено самом их носителем.Оставляя за своей героиней ее потенциальные возможности (способность к вредительству; умение отбирать молоко у коров, шерсть у овец, лишать людей урожая, насылать болезни; портить продукты; руководить погодой: вызвать град, засуху; даже приснившись, ведьма может привести к неприятностям) А. Бушков наделяет Ольгу способностью сопереживать, желанием быть полезной и справедливой. Такое дуалистическое начало не требует инициации, некоего вхождения девушки с таинственным происхождением в сонм нечистой силы. Более того, приобретая колдовскую силу от мельника как духовное наследство наравне с материальным (сама мельница), девушка сопротивляется «вхождению» волшебства в ее жизнь.Ольге поневоле приходится стать частью этого «тайного» мира, который пытается подчинить себе черная магия, обитающая на земле с незапамятных времен, бывшим властителям затонувших континентов. Героиня, умная и решительная, делает свой выбор, сражаясь с силами тьмы на стороне света, закаляя характер в череде головокружительных приключений и тайных сражений, о которых большая часть человечества и не подозревает. Но вместе с тем, автор лишает девушку возможности понять до конца природу своего дара, сохраняя героиню от трудных размышлений о своем предназначении.

Мы уже констатировали факт специфической интерпретации колдовского начала в литературе. Образы ведьм различны: от положительно-доброго до отрицательно-негативного. В этом отношении А. Бушков следует сложившейся традиции. Примеров тому в современной мистической литературе множество. Например, в трилогии Филиппа Пулмана «Темные Начала», ведьмы представлены как веками не стареющие женщины, живущие кланами по всему миру. Автор описывает ведьм не столько как колдуний, сколько как вооруженных луками воительниц, рассекающих небесные просторы Севера. В фантастических романах Лады Лузиной «Киевские ведьмы. Меч и крест» и «Киевские ведьмы. Выстрел в опере» — украинские и русские ведьмы ведут свой род от амазонок, обитавших на территории нынешнего Крыма, а главные героини возведены в ранг Киевиц (согласно словарю В. И. Даля, один из синонимов слова «ведьма»), повелевающих Киевом, его временем и историей. Однако отличительной чертой герои А. Бушкова можно назвать умелое использование своего дара на благо окружающих. Ведя борьбу со злом, она не осознает, что сама является его носителем. Такое избирательное адаптирование темного начала, оправдание и стремление указать по его положительные моменты (если это возможно применить относительно зла), его не абсолютность несколько снижают общее впечатление от коллизии романа. Автор повествования прямо указывает, что ярлык «ведьма» является традиционно негативным в силу непонимания происходящего, для чего и использует сравнительно-сопоставительные характеристики героев произведения.

В значительной степени появление в системе образов в современном повествовании образа ведьмы само произведение позволяет отнести к образцам массовой литературы. Следовательно, современные литературоведы используют описанный нами образ как один из маркеров современного литературного процесса массового характера.

Список литературы

  1. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков. — М.: Слово, 2002. — 387 с.
  2. Бушмин, А. Колдунья поневоле /А. Бушмин// [Электронный ресурс]. — http://booksonline.com.ua/view.php?book=16834 (дата обращения 15.02.2020)
  3. Ведьма// [Электронный ресурс]. https://yandex.ru/search/?lr=42&text=%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C%D0%BC%D0%B0&csg=1566%2C2252%2C4%2C4%2C1%2C0%2C0 (дата обращения 15.02.2020)
  4. Даль, В. И. Ведьма / В. И. Даль // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980. — С.98.
  5. Пушкин, А. С. Руслан и Людмила / А. С. Пушкин. — Полн. собр. соч.- Т.5. — М.: Просвещение, 1986.