Распределение дорожно-транспортных происшествий по местам их совершения на территории Российской Федерации в весенний период

№114-1,

социологические науки

На основании данных статистики дорожно-транспортных происшествий за период с 2015 по 2019 годы, совершенных на территории Российской Федерации в весенний период года проведен анализ распределения основных причин совершения дорожно-транспортных происшествий.

Похожие материалы

Согласно статистическим данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации за 2015 — 2019 годы совершено 859 583 дорожно-транспортных происшествия.

На ДТП, совершенные в населенных пунктах, приходится 74.79% от общего количества ДТП, совершенных за исследуемый период. При этом в ДТП, совершенных в населенных пунктах погибли 44.69% и ранены — 71.37% от общего количества погибших и раненых в ДТП.

Классификация населенных пунктов в Российской Федерации приведена в Федеральном законе Российской Федерации от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» [3].

Распределение ДТП, совершенных в населенных пунктах в весенний период, выглядит следующим образом.

График распределения общего количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в разных типах населенных пунктов на территории Российской Федерации за 2015 — 2019 годы, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. График распределения общего количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в разных типах населенных пунктов на территории Российской Федерации за 2015 — 2019 годы

Максимальное количество ДТП зафиксировано в столицах субъектов Российской Федерации — 44%.

Далее следует количество ДТП, совершенное в городских округах — 15%, в административных центрах муниципальных районов — 12%, в городах федерального значения и в иных сельских поселениях — по 10%, в иных городских поселениях — 6%, в административных центрах сельских поселений — 3%.

Минимальное количество ДТП совершено в иных городских поселениях — 5% и административных центрах сельских поселений — 3%.

График распределения общего количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в разных типах населенных пунктов на территории Российской Федерации в весенний период, представлен на рисунке 2.

График распределения общего количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в разных типах населенных пунктов на территории Российской Федерации за весенний период.
Рисунок 2. График распределения общего количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в разных типах населенных пунктов на территории Российской Федерации за весенний период.

Распределение общего количества ДТП, совершенных в населенных пунктах практически полностью повторяет соответствующее распределение по данным за год.

Распределение ДТП, совершенных в населенных пунктах в весенний период, выглядит следующим образом.

Максимальное количество ДТП зафиксировано в столицах субъектов Российской Федерации — 46%.

Далее следует количество ДТП, совершенное в городских округах — 14%, в городах федерального значения и административных центрах муниципальных районов — по11%, в иных сельских поселениях — 10%.

Минимальное количество ДТП совершено в иных городских поселениях — 5% и административных центрах сельских поселений — 3%.

В весенний период минимальное количество ДТП — 29% в населенных пунктах совершается в марте. В течение периода количество ДТП, совершенных в населенных пунктах, постоянно увеличивается, достигая максимума — 39% в мае.

Количество ДТП, совершенных в городах федерального значения на протяжении весеннего периода постоянно увеличивается с 32% в марте до 37% в мае.

В столицах субъектов Российской Федерации, в весенний период характер распределения количества совершенных ДТП, практически полностью совпадает с распределением количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в городах федерального значения, в весенний период

Количество ДТП, совершенных в городских округах, на протяжении весеннего периода постоянно увеличивается с 29% в марте до 33% в апреле и до 38% в мае.

Ежемесячное распределение количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в административных центрах муниципальных районов, в весенний период характеризуется ростом количества ДТП с 31% в марте до 37% в мае.

Количество ДТП, совершенных в иных городских поселениях также имеет тенденцию постоянного роста с 27% в марте до 40% в мае.

Ежемесячное распределение количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных в административных центрах сельских поселений в весенний период, совпадает с распределением ДТП в других населенных пунктов. С марта по май происходит рост количества ДТП с 27% в марте до 41% в мае.

В иных сельских поселениях количество ДТП, совершенных в весенний период, также практически согласуется с аналогичным распределением во всех других населенных пунктах.

Подводя итоги анализа распределения дорожно-транспортных происшествий в весенний период на территории Российской Федерации необходимо отметить, что максимальное их количество совершается в крупных населенных пунктах, которыми, как правило, являются столицы субъектов Российской Федерации, по причине сложных дорожных условий и большого количества транспортных средств на относительно небольшой территории. Кроме того, рост числа ДТП отмечается по мере улучшения дорожных условий и роста интенсивности дорожного движения с марта по май.

Помимо населенных пунктов дорожно-транспортные происшествия совершаются и на автомобильных дорогах вне населенных пунктов.

Автомобильные дороги в Российской Федерации подразделяются на разные виды в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].

Кроме того, вопросы классификации автомобильных дорог нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.08.2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» [3] и ГОСТ — Р 52398 — 2005 г. «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» [2].

В весенний период на автомобильных дорогах совершено 126544 дорожно-транспортных происшествия, что составляет 69.85% от общего количества ДТП, совершенных в исследуемый период года.

При этом 69.55% ДТП, совершено на автомобильных дорогах общего пользования и 0.30% — на автомобильных дорогах не общего пользования.

Распределение количества ДТП, совершенных на автомобильных дорогах общего пользования имеет следующий вид: на автомобильных дорогах федерального значения совершается 17.14% ДТП, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения совершается 23.77% ДТП, на автомобильных дорогах местного значения происходит наибольшее количество ДТП — 56.43%, на частных и платных автомобильных дорогах ДТП очень мало — 0.38%.

На автомобильных дорогах общего пользования, в весенний период наблюдается существенный рост количества ДТП с 30% в марте до 39% в мае.

Распределение количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных на автомобильных дорогах не общего пользования, в весенний период имеет совершенно иной характер: происходит уменьшение количества ДТП с 36% в марте до 30% в апреле и возрастание количества ДТП до 34% в мае.

Для ежемесячного распределения количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных на автомобильных дорогах федерального значения, в весенний период характерен уверенный рост количества ДТП, с 30% в марте до 38% в мае.

На автомобильных дорогах межмуниципального и регионального значения также наблюдается уверенный рост количества ДТП с 28% в марте до 41% в мае.

Для ежемесячного распределения количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных на автомобильных дорогах местного значения, в весенний период также характерен рост количества ДТП, с 30% до 38%.

На частных автомобильных дорогах наблюдается ежемесячное снижение количества ДТП на протяжении всего периода, с 36% в марте до 31% в мае.

Для ежемесячного распределения количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных на платных автомобильных дорогах, в весенний период характерен рост в апреле по сравнению с мартом и понижение количества ДТП в мае.

В заключение анализа распределения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах в весенний период на территории Российской Федерации необходимо отметить, что максимальное их количество отмечается в мае по сравнению с мартом по причине увеличения интенсивности дорожного движения и улучшения дорожных условий.

Список литературы

  1. ГИБДД [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. stat.gibdd.ru (дата обращения: 28.02.2020).
  2. ГОСТ — Р 52398 — 2005 г. «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2020).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2020).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2020).
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2020).