Исследование функций слова и показа в обучении двигательным действиям на уроках физической культуры

№115-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос функций слова и показа в обучении двигательным действиям на уроках физической культуры. При исследовании данного вопроса применялись такие методы, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за использованием слова и показ на уроках физических упражнений. В целях улучшения использования слова и показа в обучении преподавателю следует освоить и добиться применения каждого словесного обращения и показа с учетом условий прохождения учебного материала. В статье указано, что в обучении занимающихся младшего возраста слово и показ используются для передачи знаний обо всем двигательном действии и в несколько меньшей мере — о его элементах и деталях.

Похожие материалы

Целью исследования явилось определение общетеоретических положений и специфических особенностей применения слова и показа в отдельных наиболее типичных случаях обучения двигательным действиям на уроках физической культуры.

Основными методами исследования были: изучение литературы, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за использованием слова и показ на уроках физических упражнений.

В выводах указывается, что в целях улучшения использования слова и показа в обучении преподавателю следует освоить, возможно, более многообразные их виды и добиться применения каждого словесного обращения и показа с учетом условий прохождения учебного материала.

На каждой стадии обучения шире других используются наиболее характерные познавательные функции: на стадии ознакомления — передача знаний о структуре всего двигательного действия и указания его значения; на стадии разучивания — передача знаний о структуре элементов двигательного действия и указания их назначения; на стадии совершенствования — передача знаний о структуре деталей двигательного действия и указания значения деталей.

Оценка должна проводиться таким образом, чтобы ее форма на второй и третьей стадиях обучения применялась шире, чем на первой. Относительно редкое использование оценки на стадии ознакомления обусловливается тем, что освоение упражнения здесь еще только начинается.

Отличия применения форм передачи знаний о структуре двигательного действия на отдельных стадиях обучения заключаются в том, что от стадии к стадии увеличивается процент форм "слово" и уменьшается использование форм "слово-показ", "одновременно слово и показ" и "показ-слово".

Слабо технически подготовленным учащимся знания о двигательном действии в начале его освоения сообщаются значительно чаще, чем подготовленным. В дальнейшем по ходу обучения различия в объеме передаваемых знаний должны уменьшаться. При работе над освоением элементов и деталей упражнения более подготовленным учащимся даются более глубокие знания о правильном их исполнении.

При низкой технической подготовленности занимающихся передача знаний о структуре всего двигательного действия шире производится с помощью форм, связанных с применением показа, и в значительно меньшей мере за счет простого слова.

В обучении занимающихся младшего возраста слово и показ используются для передачи знаний обо всем двигательном действии и в несколько меньшей мере — о его элементах и деталях.

В обучении занимающихся старших классов для передачи знаний о структуре всего двигательного действия чаще прибегают к помощи форм "слово", "слово-показ", "показ-слово", а в занятиях с учащимися младшего возраста в большей мере используются формы "показ" и "одновременно слово и показ".

Передача знаний о структуре деталей упражнения во всех возрастных группах производится больше всего в форме "слово".

Для указаний значения всего двигательного действия и его частей целесообразно использовать не только простые словесные, но и комплексные формы.