Влияние кратковременных физических упражнений, проводимых в середине учебного дня, на функциональное состояние организма учащихся 5-8-х классов

№115-1,

педагогические науки

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии кратковременных физических упражнений, проводимых в середине учебного дня, на функциональное состояние организма учащихся 5 — 8-х классов. При исследовании данного вопроса применялись такие методы, как наблюдение за поведением учащихся и анкетирование; дозирование заданий по времени; изучение функций внешнего дыхания и частоты сердечных сокращений при выполнении физических упражнений комплекса; обследование физического развития, состояния здоровья, а также успеваемости учащихся в течение года. В ходе поставленного исследования наблюдалось положительные результаты на функциональное состояние организма школьников оказывают комплексы физических упражнений, проводимые с музыкальным сопровождением. При этом уменьшается продолжительность развития следовых процессов, возрастает скорость мышечного усилия и сила мышечного сокращения. Музыкальное сопровождение комплексов способствует более ритмичному и глубокому дыханию.

Похожие материалы

Целью исследования было определение физиологически наиболее эффективных (приближающихся к оптимальным) условий проведения физкультурных пауз во время занятий в школе с учащимися 5—7-х классов.

Для решения поставленных задач автор применил следующие методы исследования: а) наблюдение за поведением учащихся и анкетирование; б) дозирование заданий по времени в) определение латентного периода, продолжительности двигательной реакции и точности сложной дифференцировки, включение, различие световых раздражителей и степени мышечного напряжения при ответных действиях; г) определение подвижности нервных процессов коры головного мозга по наибольшему усваиваемому двигательным аппаратом ритму раздражений; д) изучение функций внешнего дыхания и частоты сердечных сокращений при выполнении физических упражнений комплекса; е) обследование физического развития, состояния здоровья, а также успеваемости учащихся в течение года.

В выводах автор указывает, что при существующей значительной учебной нагрузке в школе и дома (28,3 — 30,7% суточного времени) учащиеся 5 — 8 классов имеют возможность уделять активной двигательной деятельности не более 15,2 — 17,8 %, в том числе физическим упражнениям 6,1—7,0 суточного времени.

До введения физкультурных пауз у обследованных учащихся к концу учебного дня наблюдалось снижение работоспособности, выражающееся в нарушении динамического стереотипа высшей нервной деятельности, снижение подвижности нервных процессов, а также в уменьшении лабильности зрительного анализатора и быстром развитии охранительного торможения.

Введение в середине учебного дня учащихся физкультурных пауз повышает физиологические показатели работоспособности (нормализует динамику основных нервных процессов, улучшает функциональное состояние зрительного анализатора) и предупреждает быстрое снижение этих показателей к концу учебного дня.

Комплексы физических упражнений продолжительностью в 5 минут являются наиболее эффективными по сравнению с 2-минутными. Такие комплексы оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма учащихся на протяжении одного урока. Эти комплексы могут проводиться помимо 5-минутных комплексов по усмотрению учителя и в момент наибольшего снижения работоспособности учащихся.

Средний темп проведения физкультурных пауз более соответствует учебной работе в 6—7-х классах и способствует длительному сохранению работоспособности в течение учебного дня. Темп выполнения упражнений должен повышаться (в оптимальных пределах) по мере тренированности организма учащихся.

Положительное влияние комплекса продолжается в течение 2—3 недель, после этого комплексы следует заменять.

Каждое упражнение комплекса должно проводиться в определенном темпе. Упражнения, связанные с наклонами туловища вперед, должны выполняться в темпе около 40 движений в минуту; упражнения, связанные с подниманием рук вверх, в стороны, приседаниями, наклонами туловища в стороны и назад, — около 45 движений в минуту; связанные с поворотами туловища, маховыми движениями вперед — около 50 движений в минуту. Указанный темп упражнений способствует более ритмичному и глубокому дыханию.

Различные физические упражнения оказывают различное воздействие на динамику пульса. В зависимости от числа включенных в работу мышечных групп происходит увеличение частоты и продолжительности восстановления пульса. Это возрастание происходит в такой последовательности: наклоны туловища назад, повороты в стороны, маховые движения ног назад, в стороны, вперед, приседания. При включении в работу рук (последовательно — на пояс, вперед, в стороны, за голову, вверх) нагрузка также увеличивается.

Наиболее положительные результаты на функциональное состояние организма школьников оказывают комплексы физических упражнений, проводимые с музыкальным сопровождением. При этом уменьшается продолжительность развития следовых процессов, возрастает скорость мышечного усилия и сила мышечного сокращения. Музыкальное сопровождение комплексов способствует более ритмичному и глубокому дыханию.

Ежедневно проводимые в течение года физкультурные паузы оказывают заметное влияние на физическое развитие, состояние здоровья и работоспособность учащихся, повышают их успеваемость.