Развитие субъектной позиции обучающихся в условиях цифровой среды

№117-1,

педагогические науки

В своей работе автор представил краткий обзор литературы (научные статьи, монографии, нормативно-правовые документы и государственные программы) для обоснования целесообразности использования цифровых технологий в развитии субъектной позиции обучающегося. В статье описана деятельность обучающегося, которая характеризует его как субъект образовательного процесса. Автор раскрывает основные компоненты субъектной позиции личности (эмоционально-смысловой, деятельно-ценностный, поведенчески-нормативный). В работе обоснован педагогический потенциал социальной сети «Вконтакте» в развитии субъектной позиции обучающихся. Автором определены перспективы научного исследования по данной теме.

Похожие материалы

В условиях всеобщего процесса цифровизации, а также интенсивного развития цифровой экономики в России изменились требования со стороны государства, обучающихся, а также будущих работодателей к организации образовательного процесса и формируемым во время обучения компетенциям у студентов. Для цифровой экономики необходимы кадры, обладающие способностями к самоорганизации и самоконтролю, самообразованию в течение всей жизни. Поэтому основной задачей педагогов на текущем этапе развития образования является создание условий для развития субъектной позиции студента во время обучения.

По мнению ряда исследователей [4-6], современные цифровые технологии обладают потенциалом для решения данной задачи в образовательной практике. Также необходимость развития и использования цифровых технологий в образовании определена в государственных проектах и программах [1-3].

Одной из эффективных форм организации условий для развития субъектной позиции обучающегося в условиях цифровизации образования является цифровая образовательная среда. Условия развития субъектной позиции студента в цифровой среде рассматриваются в работах Носковой Т.Н. [10, 11].

При проектировании цифровой образовательной среды педагогу необходимо учитывать методические основы развития субъектной позиции учащегося. В работах исследователей [8, 9] изучены и подробно описаны стадии становления субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе. Необходимо понимать, что субъектная позиции является комплексной характеристикой учащегося и проявляется в деятельности обучающегося через ряд функций:

  • самопонимания (рефлексивная мыследеятельность субъекта, «произведение» личностного смысла)
  • самореализации (выявление, раскрытие своих сущностных сил)
  • самоутверждения (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта)
  • саморазвития (самосозидание человека, обеспечивающий неповторимость и открытость его индивидуальности)
  • самооценки (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других учебно-профессиональной деятельности)

Таким образом, педагогу необходимо создавать в цифровой среде соответствующие условия для реализации данных функций обучающимся и применять педагогические технологии, которые будут содействовать развитию компонентов субъектной позиции личности (эмоционально-смысловой, деятельно-ценностный, поведенчески-нормативный). К педагогическим технологиям развития субъектной позиции обучающегося относят [7]: психологическая поддержка, педагогическая помощь, организационное, информационное и методическое сопровождение обучения студентов.

С учётом результатов эмпирического исследования [12] и на основе теоретических исследований научных работ [13-15] был сделан вывод, что социальные сети обладают педагогическим потенциалом в развитии субъектной позиции обучающихся. В таблице 1 представлены инструменты социальной сети «Вконтакте», которые могут обеспечить реализацию педагогических действий по развитию субъектной позиции обучающихся.

Таблица 1. Педагогический потенциал инструментов социальной сети «Вконтакте»

Направления педагогической деятельности по развитию субъектной позиции студента

Инструменты социальной сети «Вконтакте»

1

Педагогическая поддержка

Личные сообщения, Сообщения группы, Видео-звонок, Аудио-звонок

2

Организационное сопровождение

Новостная лента, Обсуждения, Меню группы, Рассылка

3

Информационное сопровождение

Новостная лента, Раздел «Документы», Раздел «Статьи», Раздел «Видео» и др.

4

Методическое сопровождение

Новостная лента, Меню группы, Личные сообщения, Чат-бот

На текущем этапе развития образования педагогам необходимо уделить особое внимание созданию новых педагогических методов, способствующих развитию субъектной позиции учащихся и учитывающих возможности современных цифровых технологий. В данном направлении теоретического исследования необходимо подробнее рассмотреть аспект реализации комплекса функций активной личности в цифровой образовательной среде.

Положения, представленные в данной статье, являются частью магистерского исследования автора «Развитие субъектной позиции студентов педагогического образования в условиях цифровой среды». В практической части исследования планируется апробация цифровой среды поддержки проектной деятельности студентов кафедры цифрового образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Список литературы

  1. Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9)
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования 2018-2025»
  3. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года.
  4. Носкова Т.Н., Куликова С.С. «Цифровая образовательная среда: аспект управления» http://nesinmis.ru/Noskova-T-N-Kulikova-S-S/
  5. Носкова Т.Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-virtualnoy-obrazovatelnoy-sredy
  6. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании // Открытое и дистанционное образование. 2010 № 3 (39). стр. 45-51
  7. Губанова М.И. Развитие субъектной позиции студентов в образовательном процессе вуза: проблемы активизации и обеспечение динамики // Известия АлтГУ. 2012. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-subektnoy-pozitsii-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-problemy-aktivizatsii-i-obespechenie-dinamiki
  8. Борытко Н. М., Мацкайлова О. М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. — 132 с.
  9. Саркисян Т.А. Формирование субъектной позиции студента на основе реализации системно-деятельностного подхода к обучению // МНИЖ. 2019. №6-2 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-subektnoy-pozitsii-studenta-na-osnove-realizatsii-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-k-obucheniyu
  10. Вызовы века: педагогика сетевой среды [Текст] : [монография] / Т. Н. Носкова ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Герценовский ун-т — высокотехнологичная информ. образовательная среда. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 112 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-8064-1879-5
  11. Психодидактика информационно-образовательной среды : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / Т. Н. Носкова ; Российский гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 171 с.; 20 см.; ISBN 978-5-8064-1243-1
  12. Кох И.А., Мельник А.В. Социальные сети как средство коммуникации в образовательной среде вуза // Социум и власть. 2019. №1 (75)
  13. Быков А.С. Педагогический потенциал социальных сетей // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-sotsialnyh-setey
  14. Гуторова Н.А. Особенности общения преподавателя и студента в социальных сетях: этический аспект // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya-prepodavatelya-i-studenta-v-sotsialnyh-setyah-eticheskiy-aspekt
  15. Дьячкова М.А., Томюк О.Н. Социальные сети как образовательный ресурс // Педагогическое образование в России. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-obrazovatelnyy-resurs