В условиях всеобщего процесса цифровизации, а также интенсивного развития цифровой экономики в России изменились требования со стороны государства, обучающихся, а также будущих работодателей к организации образовательного процесса и формируемым во время обучения компетенциям у студентов. Для цифровой экономики необходимы кадры, обладающие способностями к самоорганизации и самоконтролю, самообразованию в течение всей жизни. Поэтому основной задачей педагогов на текущем этапе развития образования является создание условий для развития субъектной позиции студента во время обучения.
По мнению ряда исследователей [4-6], современные цифровые технологии обладают потенциалом для решения данной задачи в образовательной практике. Также необходимость развития и использования цифровых технологий в образовании определена в государственных проектах и программах [1-3].
Одной из эффективных форм организации условий для развития субъектной позиции обучающегося в условиях цифровизации образования является цифровая образовательная среда. Условия развития субъектной позиции студента в цифровой среде рассматриваются в работах Носковой Т.Н. [10, 11].
При проектировании цифровой образовательной среды педагогу необходимо учитывать методические основы развития субъектной позиции учащегося. В работах исследователей [8, 9] изучены и подробно описаны стадии становления субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе. Необходимо понимать, что субъектная позиции является комплексной характеристикой учащегося и проявляется в деятельности обучающегося через ряд функций:
- самопонимания (рефлексивная мыследеятельность субъекта, «произведение» личностного смысла)
- самореализации (выявление, раскрытие своих сущностных сил)
- самоутверждения (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта)
- саморазвития (самосозидание человека, обеспечивающий неповторимость и открытость его индивидуальности)
- самооценки (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других учебно-профессиональной деятельности)
Таким образом, педагогу необходимо создавать в цифровой среде соответствующие условия для реализации данных функций обучающимся и применять педагогические технологии, которые будут содействовать развитию компонентов субъектной позиции личности (эмоционально-смысловой, деятельно-ценностный, поведенчески-нормативный). К педагогическим технологиям развития субъектной позиции обучающегося относят [7]: психологическая поддержка, педагогическая помощь, организационное, информационное и методическое сопровождение обучения студентов.
С учётом результатов эмпирического исследования [12] и на основе теоретических исследований научных работ [13-15] был сделан вывод, что социальные сети обладают педагогическим потенциалом в развитии субъектной позиции обучающихся. В таблице 1 представлены инструменты социальной сети «Вконтакте», которые могут обеспечить реализацию педагогических действий по развитию субъектной позиции обучающихся.
№ | Направления педагогической деятельности по развитию субъектной позиции студента | Инструменты социальной сети «Вконтакте» |
1 | Педагогическая поддержка | Личные сообщения, Сообщения группы, Видео-звонок, Аудио-звонок |
2 | Организационное сопровождение | Новостная лента, Обсуждения, Меню группы, Рассылка |
3 | Информационное сопровождение | Новостная лента, Раздел «Документы», Раздел «Статьи», Раздел «Видео» и др. |
4 | Методическое сопровождение | Новостная лента, Меню группы, Личные сообщения, Чат-бот |
На текущем этапе развития образования педагогам необходимо уделить особое внимание созданию новых педагогических методов, способствующих развитию субъектной позиции учащихся и учитывающих возможности современных цифровых технологий. В данном направлении теоретического исследования необходимо подробнее рассмотреть аспект реализации комплекса функций активной личности в цифровой образовательной среде.
Положения, представленные в данной статье, являются частью магистерского исследования автора «Развитие субъектной позиции студентов педагогического образования в условиях цифровой среды». В практической части исследования планируется апробация цифровой среды поддержки проектной деятельности студентов кафедры цифрового образования РГПУ им. А.И. Герцена.