Особенности профессиональной деятельности преподавателя БЖД

№117-1,

педагогические науки

Особенности профессиональной деятельности преподавателя БЖД как объекта информационно-методического обеспечения.

Похожие материалы

Вариативность — это обеспечение ориентации ребёнка в разных жизненных ситуациях, разный темп освоения программы дополнительного образования, разнообразие педагогических технологий, организационных форм, времени и пространства реализации образовательного процесса.

Вариативность — это, прежде всего (по выражению Л. С. Выготского), выбор «веера социальных ситуаций развития» [5, с. 12].

Определив важные структурные элементы информационно- методического обеспечения и рассмотрев связи между ними, преступим к определению их функциональных задач и направлений деятельности, где эти задачи реализуются. Как уже отмечалось нами ранее, на теоретическом уровне проблематика функционирования информационно-методических служб в информационно-методическом обеспечении практически не разработана. В связи с этим мы обратились к анализу практической деятельности информационно-методических служб разных уровней. На основе анализа отчётов, нормативно-инструктивной и справочной документации, информационно-методических изданий, отражающих опыт работы информационных структур различных уровней из 23 регионов России на протяжении ряда лет, нами были определены основные направления деятельности в системе информационно-методического обеспечения, которые характеризуются разной степенью развития.

Информационно-аналитическая деятельность, включающая в себя:

  • мониторинг информационных потребностей преподавателей безопасности жизнедеятельности;
  • подготовку аналитических обзоров по различным направлениям безопасности жизнедеятельности;
  • изучение методологических основ безопасности жизнедеятельности;
  • обобщение и распространение опыта работы преподавателей БЖД по различным направлениям;
  • изучение и анализ отечественного и мирового опыта развития БЖД;
  • изучение и анализ состояния и результатов работы информационно- методических служб, определение направлений её совершенствования, подготовка аналитических справок по итогам деятельности.

Эта деятельность была настроена, в первую очередь, во время прохождения практических занятий в школе. Опыта работы, накопленного за время прохождения практической работы, и сейчас является одним из наиболее стабильных и развитых направлений работы информационно-методических служб. Для начала работа осуществлялась примитивной сборкой информации, и распечатанных на скорую руку буклетов для методического объединения преподавателей БЖД.

Проведённый нами анализ показал, что особенно неудовлетворительно обстоит дело с информационно-методическим обеспечением, которое в основном устарела потеряла свою актуальность а новые методы информационно-методического обеспечения являются сырыми. Объяснение этому со стороны экспертов, что молодыми преподавателями БЖД пока не до конца осознается значимость изучения опыта работы, так и со стороны более опытных коллег, не желанием или же не знанием, сбора результатов своей работы и работы коллег, её обработки и выдачи на этой основе материалов информационно-методического характера.

Информационная деятельность, которая включает в себя:

  • сбор, обработку, хранение информации;
  • создание и пополнение информационных фондов;
  • формирование и ведение компьютерных и бумажных баз и банков-данных;
  • информационный обмен с профильными структурами как на школьном, так и муниципальном уровнях;
  • работу с сетью Интернет;
  • разработку электронных информационных продуктов;
  • информирование специалистов БЖД в соответствии с их запросами.

Организационно-координационное обеспечение информационной работы преподавателя жизнедеятельности включающее в себя:

  • разработку программ семинаров, курсов повышения квалификации, конференций, творческих лабораторий положений о конкурсах информационно- методических служб, информационно-методических материалов и т.д. и их проведение;
  • создание инструкции, касающихся технологии информационно-методического обеспечения, методик обобщения опыта, оформления банка данных;
  • формирование механизма «обратной связи» между педагогами и методистами-информаторами.

Методическая деятельность.

Это направление является наименее развитым в системе информационно-методического обеспечения. Анализ объективной документации показал, что проводится она по двум направлениям:

  • повышение уровня профессиональной компетентности преподавателей (организация курсов повышения квалификации, стажировок и т.д.);
  • к эффективному использованию в своей деятельности (проведение учебных занятий различных форм и длительности; участие в учебных, мероприятиях, проводимых в системе повышения квалификации; консультационная; пропагандистская и разъяснительная работа).

Сюда же мы можем отнести и осуществляемую информационными структурами поддержку внедрения информационно-коммуникационных технологий (обучение, консультативная помощь, технологическая поддержка).

Для результативности в подготовки обучающихся по предмету безопасность жизнедеятельности, на прямую и во многом зависит от качественно спланированного учебного процесса. Который несёт в себе, роль поставщика логической последовательности, обоснованной связи которая нужна при изучении тем, так же отвечает за построение модели и проектирования методического сопровождения. При построении задач нужно учесть особенности, объективные и субъективные потребности преподавателей. Основой целью в организации образовательного процесса по предмету безопасность жизнедеятельности выполняться за счёт времени вариативной учебной части плана образовательного процесса:

  • дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • сохранения и укрепления своего здоровья за счёт различных наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, исходя из региональных и местных особенностей, их степени потенциальной опасности, климатогеографических условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов; а также контингента учащихся в конкретном образовательном учреждении.

Важнейшими принципами организации методического сопровождения образовательного процесса являются принцип практической целесообразности, принцип сознательности и активности, принцип научности. В связи с этим при планировании и проведении методических мероприятий большое внимание уделяется их форме и тематике. Предпочтение отдаётся практико-ориентированным, интерактивным формам работы, как наиболее эффективным. Занятия проводятся в режиме диалога и профессиональных дискуссий, теоретические вопросы освещаются в плоскости их практического применения, темы формулируются исходя из проблем, выявленных при посещении уроков и занятий.

Большое значение уделяется диагностической работе, направленной на выявление профессиональных затруднений педагогов, а также самоанализу и самооценке уровня профессиональной компетентности в вопросах организации современного образовательного процесса. В этих целях педагогам предлагаются разнообразные анкеты, тесты, опросники по результатам анализа которых делаются выводы о существующих проблемах, возможных профессиональных затруднениях. При планировании учебного процесса анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике БЖД. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет.