Программа педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателей БЖД

№117-1,

педагогические науки

Программа педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателей БЖД информационно методическим объединением.

Похожие материалы

Принципы программы

Программа основывается на общих индивидуальных принципах, которые, тесно связаны между собой, работают единой системой. Общие принципы обеспечивают основу педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателей безопасности жизнедеятельности, а индивидуальные определяются особыми характеристиками информационно-методического обеспечения как средства развития их информационной компетентности.

Общие принципы:

  1. Принцип личностно-профессионального развития и непрерывности саморазвития преподавателя БЖД;
  2. Принцип взаимодействия, взаимопомощи, основанный на преподавателя субъектом познания и носителем профессионального опыта, главным системообразующим элементом, индивидуальные качества, интересы и потребности которого являются исходным условием проектирования информационно-методического обеспечения;
  3. Принцип направленности информационно-методического обеспечения в помощи решения во взаимодействии задач информирования и методического обеспечения развития преподавателя;
  4. Принцип субъектной взаимопомощи, основанный на стилизации проявлений субъектности личности преподавателя в профессиональном информационном пространстве, предполагающий- создание условий для активного включения каждого преподавателя в профессиональное информационное-методическое пространство в основе лежат социальные мотивации как:
  • реализация потребности в общении, объединении преподавателей единомышленников, что «работа вместе это полезно»;
  • реализация потребности в получении новых знаний и умений;
  • возможность стать полезным для педагогического общества, внести свой вклад в развитие профессионального информационного пространства;
  • возможность ответную помощь, отклики на свои идеи, проекты и таким образом совершенствовать их.

Функциональное назначение программы

Реализация комплексной программы педагогического сопровождения профессиональной деятельности преподавателей безопасности жизнедеятельности сферы предполагает претворение в жизнь ряда функций:

  • образовательно-развивающей функции — профессиональное обновление ресурса информационно-методического обеспечения, развитие интеллектуального потенциала преподавателей посредством формирования у них стройной системы понятий, развития их мировоззренческих позиций и кругозора; профессиональной ориентации в проблемах информационно-методического обеспечения; обогащения педогогического опыта;
  • диалог между преподавателями, обмен опытом,знакомство другими преподавателями, и их связь;
  • адаптивно-нормативной функции — профессионально-личностная адаптация специалиста к требованиям формирующегося информационного общества, к социально-экономической реструктуризации профессиональной сферы, к трансформациям информационно-методического обеспечения.

Цель и задачи программы

Основная цель программы это совершенствование профессиональной деятельности преподавателей безопасности жизнедеятельности информационно- методического обеспечения.

Задачи, которые пытаемся решить в программе, делятся на несколько видов:

  • адаптационные — профессиональная адаптация преподавателей, включение их в профессиональное пространство;
  • просветительные — вовлечение преподавателей в процесс непрерывного просвещения;
  • развивающие — включение преподавателей в творческий поиск по осознанному преобразованию собственной практики;
  • учебные — углубление, расширение знаний, полученных в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации и другое;
  • коммуникативные — обеспечение личностно и профессионально значимого общения;
  • расширение коммуникативного пространства преподавателей.

Программа реализуется по следующим направлениям:

  1. Совершенствование программы организационно-методического обеспечения.
  2. Создание эффективной системы оценки качества информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности преподавателей БЖД. Непрерывное педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателей БЖД.

Первое направление программы: «Совершенствование организационно-методического обеспечения»

1. Методическое обеспечение: Для эффективной организации деятельности по информационно-методическому обеспечению преподавателей БЖД необходима разработка портфеля документов. Среди них должны быть такие, как:

  • положение об информационном отделе муниципального информационно-методического центра;
  • модельное положение об информационно-методической службе;
  • положение о методисте-информаторе муниципальной методической поддержки; должностные обязанности методистов по информации в структуре муниципальных организационно-методических центров;
  • положение о смотре-конкурсе информационно-методической деятельности сфере безопасности жизнедеятельности.

Помимо документов, регламентирующих организационные основы деятельности, необходима разработка методических рекомендаций по организации информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности преподавателей БЖД. Они состоят из:

  • формулировка требований к качественным характеристикам информации и разработку количественных критериев их оценки;
  • разработку методики создания и ведения информационного фонда;
  • рекомендации по созданию баз данных, методику мониторинга информационных потребностей специалистов, анкеты для диагностики спроса и удовлетворенности преподавателей предоставляемыми информационно-методическими материалами; рекомендации по созданию механизма осуществления «обратной связи» между преподавателями БЖД и методистами.

2. Ресурсное обеспечение: Реализация программы предполагается как на основе использования ресурсов (информационных, трудовых, материальных) информационно-методических служб в сфере информационно-методического обеспечения, так и привлечения ресурсов других примерных субъектов информационного взаимодействия.

3. Организационное обеспечение: Функционирование системы информационно-методического обеспечения должно основываться на принципе разделения полномочий, согласно которому должны быть четко определены задачи- всех структурно-функциональных уровней системы.

Всеми уровнями системы на основе единой методики мониторинга информационных потребностей преподавателей БЖД должна проводиться работа по выявлению, изучению и обобщению информационных потребностей, определению пользователей информации.

В соответствии с общей методикой преподаватели выполняют работу по собственному учреждению, муниципальные информационно-методические структуры осуществляют работу по всем учреждениям. Деятельность осуществляется следующим образом: выявляются индивидуальные и коллективные потребности специалистов каждого конкретного учреждения, с использованием косвенных и прямых методов, обобщаются по всем учреждениям муниципалитета, а затем сведения передаются в региональный информационно-методический центр. Региональный информационно-методический центр, в свою очередь, на основе предоставленных данных, составляет сводную, и систематизированную, тематику информационных потребностей преподавателей.

Для эффективного функционирования системы информационно-методического обеспечения необходима выработка единых стандартов механизма сбора и каталогизации информации.