Эффективность использования блочно-событийных погружений на уроках ОБЖ

№117-1,

педагогические науки

Описывается использование технологии блочно-событийного погружения (БСП) на уроках ОБЖ. В эксперименте получены результаты влияния технологии на уровень метапредметного взаимодействия и психофизиологического развития подростков через исследование динамики познавательной активности и дивергентного мышления обучающихся старших классов РНГ.

Похожие материалы

Введение

«Образовательный холдинг — лаборатория Global NPD», Центр развития образовательных систем разработали «флагманскую управленческую модель» (ФУМ) развития образовательных систем, которая базируется на проектном управлении, но имеет существенные дополнительные требования, которые введены на основании специфики социальной сферы, через «сквозные проекты» в моделях реформирования основных процессов системы [1, 6 — 14]. МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» приняла участие в эксперименте по внедрению первой части управленческой модели (2018 — 2019 г.г.). В экспериментальной сети были задействованы 18 школ из 7 федеральных округов. Нашей главной целью стало использование новой технологии блочно-событийных погружений в создании педагогических условий для формирования навыков безопасного поведения. Однако, использование новой комплексной технологии требовало нестандартных подходов не только к поурочному распределению материала. Необходимо было также задействовать такие психолого-физиологические аспекты, которые бы делали знания не просто усвоенными, алгоритмизированными, а практикоориентированными в разнообразных ситуациях с имеющимися предметами. Подобного рода переход от конвергентного мышления (линейного) к дивергентному, заложенному в новых федеральных государственных образовательных стандартах среднего и общего образования [2, 14 — 15], является перспективным, выводя дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» на новый уровень интеграции.

Материал и методика исследований

В работе мы использовали теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по развитию дивергентности у подростков, пользовались методикой диагностики уровня развития познавательной активности и дивергентного мышления обучающихся. Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения подростков в природе через технологию «Блочно-событийное погружение» начиналась с вхождения РНГ в «Школу прогрессивного мышления», изучения методологии и особенностей проведения экспериментальной работы [2, 14 — 16]. Здесь же приводится методика создания и анализ проведенных погружений, посредством которых развиваются навыки безопасного поведения подростков в природной среде.

На констатирующем этапе происходит обучение в «Школе прогрессивного мышления», освоение методологией процесса, а также диагностирование обучающихся по двум направлениям:

  • выявление уровня познавательной активности обучающихся к изучению ОБЖ;
  • выявление уровня дивергентного мышления у обучающихся контрольных и экспериментальных классов.

На протяжении формирующего этапа были разработаны и реализованы комплекс погружений.

На контрольном этапе было повторение диагностики с целью выявления вектора результатов образовательного процесса.

Создание педагогических условий для создания блочно-событийных погружений на уроках ОБЖ

Одно из направлений «Школ прогрессивного мышления» — метод блочно-событийного погружения. Базовые знания ребята получают по традиционной классно-урочной системе. А чтобы новая информация была лучше усвоена, в течение нескольких учебных часов учащиеся учатся применять её на практике в разрешении предложенных бытовых и социальных ситуаций. Метод блочного погружения является сегодня одной из самых современных педагогических технологий. Задания подобного типа позволяют интегрировать знания из разных предметных областей, развивать внимание, логическое мышление и предполагают большую вариативность ответов.

На основании договора о сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «Образовательный холдинг — лаборатория Global NPD» от 01.12.2018 г., с целью осуществления опытно-экспериментальной деятельности и научно-исследовательской деятельности, в МБОУ РНГ были разработаны нормативно-правовые акты, созданы временные творческие группы из числа педагогических работников методических объединений. Педагогами творческих групп были разработаны блочные погружения, из их числа создана экспертная группа, которыми были разработаны критерии оценивания блочных погружений.

Критерии оценивания БСП:

  1. Соответствие структуре блочного погружения. (Тема, цели, часы, название события).
  2. Наличие мотивационного начала и его использование на всех этапах погружения.
  3. Адекватное конструирование продуктивной деятельности относительно событию и заявленному количеству часов.
  4. Наличие аналитического завершения блока — погружения, ориентированного на развитие дивергентного мышления и эмпатии.
  5. Соблюдение правил рефлексии / обратной связи от ребенка.
  6. Оригинальность формы анализа рефлексии собственной деятельности / обратной связи от ребенка.
  7. Адекватность доли развития дивергентного мышления при выполнении заданий / Адекватность доли формирования эмпатии при выполнении заданий.
  8. Оригинальность развития ситуации погружения в тематическом материале, методической конструкции занятий.
  9. Использование различных форм и методов развития дивергентного мышления во время реализации продуктивной деятельности.

По критериям была проведена первичная экспертиза погружений, выявлены недостатки и достоинства погружений, разработаны методические рекомендации по созданию блочных погружений.

Конструирование блочно-событийного погружения началась с анализа рабочей программы по предмету. При разработке рабочей программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» нами использовался ФГОС ОО (приказ Министерства образования и науки Российской Феде-рации от 17 декабря 2010 № 1897, с изменениями). В основе разработки была примерная образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности, составленная на основе ФГОС [4] основного общего образования и авторской программы по «Основам безопасности жизнедеятельности» 5 — 9 классы / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. М.: «Просвещение», 2014 г.

Для проведения погружения необходимо было выбрать темы и количество часов, объединенных общим событием.

Темы, которые объединены общей целью — формирование безопасного поведения на природе — приведены в таблице 1.

Таблица 1. Логическая конструкция формирования навыка безопасного поведения в курсе ОБЖ

Класс

Логика развития

безопасного поведения

Вид деятельности

8 класс

Усвоение знаний об основах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, а именно:

  • об опасностях и чрезвычайных ситуациях (ЧС);
  • о правах и обязанностях в области безопасности жизнедеятельности;
  • об ответственном отношении к сохранению окружающей природной среды.

Выявление их влияний / последствий на безопасность личности.

Развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления:

  • анализ специальной информации;
  • выбор источников информации;
  • принимать обоснованные решения;
  • составлять план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.

9 класс

Знания продолжают формироваться через развитие личностных качеств:

  • расширение знаний о безопасном поведении человека (природный, техногенный, социальный характер опасных ситуаций);
  • развитие личностных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в опасных и ЧС.
  • формирование ценностного отношения к человеческой жизни;
  • формирование умения предвидеть и оценивать.

10 — 11 классы

Углубление знаний через применение Федеральных законов, в том числе, «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера»:

  • освоение знаний о безопасном поведении через призму знаний о государственной системе защиты в опасных и ЧС.
  • формирование черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении воинской службы;
  • формирование умения предвидеть и оценивать ситуации, опасные для жизни, здоровья через разные средства защиты.

после 10 класса

девушки

мальчики

Курсы ОМЗ и ЗОЖ

Учебные сборы

Для разработки погружений были выбраны следующие темы (таблица 2).

Таблица 2. Разработанные погружения, объединенные формированием безопасного поведения в природе

Тема погружения

Темы

(рабочая программа)

Количество

уроков

Образовательный квест «У похода есть начало…»

Основы комплексной безопасности: «Автономное существование человека в природной среде» и два его аспекта — добровольная и вынужденная автономии.

2

Детективное агентство «Десять негритят»

ОМЗ и правила оказания первой медицинской помощи:

  • непрямой массаж сердца;
  • вентиляция легких;
  • основы реанимации;
  • утопление.

2

Образовательный квест «По следам Робинзона Крузо»

М-II ОМЗ и ЗОЖ

Р-IV основы ЗОЖ:

  • правила личной гигиены;
  • нравственность и ЗОЖ.

2

Образовательный квест «Лучше гор могут быть только горы».

«Шелковый путь»

«1000 и одна ночь»

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях:

  • первая медицинская помощь при сердечной недостаточности и инсульте;
  • способы иммобилизации, первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата;
  • черепно-мозговая травма;
  • первая медицинская помощь при травмах в области живота, при повреждении позвоночника, спины.

2

На уроках биологии и во внеурочной деятельности проводится образователь-ный квест «В мире высокой травы»

Безопасное поведение при изучении ядовитых членистоногих, насекомых, ядовитых змей…

3

Тема тесно связана с событием, которое развивается на протяжении тех часов, которые были отведены на погружение. Например, детективное агентство расследует преступление, по маршрутному листу группа проходит этапы расследования (отображенные на путеводных листах), каждый обучающийся выполняет разные роли (детектив, криминалист, врач). Дальше расписываются цели предметные и надпредметные (которые отражают развитие дивергентного мышления и эмпатию).

При этом необходимо обратить внимание: мотивационное начало — это единая мысль (событие, выраженное в виде новости, фрагмента видео- или анимационного фильма, какого-то фрагмента художественного произведения или серии книг). Как красная нить проходит событие через все погружение, каждый урок начинам именно с того, что возвращаемся к нашему событию. Здесь отображен еще один аспект, который опирается на эмоциональный опыт ребенка (эмпатия). Будут удачными примеры / события, связанные с местом проживания ребенка или с литературой, темами, которые он проходит на других уроках (межпредметная связь).

Продуктивная деятельность отражает знаниевую компоненту — безопасное поведение подростка в природе, сколько уроков будет отведено на погружение, столько раз мы расписываем предметную деятельность. Важно определить, каким образом мы составим процесс, чтобы один и тот же ребенок либо выполнял разные роли — функции (был энциклопедистом или практиком, были ли использованы знания из других учебных дисциплин), осваивал разные навыки (оказание разного вида первой медицинской помощи, знание ориентирования на местности, хождение по азимуту), работал в группе (использование мозгового штурма) и индивидуально, причем выбирал стратегию поведения в зависимости от конкретной ситуации (может первую помощь необходимо оказывать в горах или в степи, может, на улицах мегаполиса, имея ограниченный запас — здесь учитель или команда противников создает кейс ситуаций).

Аналитическое завершение объединяет все фрагменты нашего погружения. Это будет схема, которую дети «собирают» за уроки, причем выбирая разные формы отражения материала, мы реализуем принцип дивергентности. Обобщение материала может проходить в виде творческих проектов, составлений сценок, памяток и др.

В жизни обычно мы используем рефлексию с точки зрения: «мне понравилось / не понравилось», на погружениях мы просим АНОНИМНО оценить свое участие в работе и саму работу (возможно по 10-балльной системе). При проведении первых погружений мы проводили оба вида рефлексий, на что обратим свое внимание при проведении анализа нашей работы.

Результаты и их обсуждение

На 1 и 3 этапах работы было проведено тестирование, позволяющее выявить основные аспекты познавательной деятельности по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 и 10 классах, а также тестирование, направленное на выявление гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих дивергентность (по модифицированным тестам Гилфорда) [3]. К работе и анализу результатов, критериев дивергентности привлекался школьный психолог, который входит в рабочую группу по внедрению эксперимента.

Также учитывались педагогические наблюдения во время проведения погружений в экспериментальных группах и контрольных в течение 2 лет. Не имея возможности в рамках исследования подробно остановиться на всех моментах и описать пристальное внимание к личности каждого ученика, покажем анализ работы экспериментальных классов на первом и третьем этапе эксперимента.

К первичному тестированию были привлечены 50 обучающихся из 8-х и 10-х классов. Всего — 50 человек (экспериментальной и контрольной групп) в декабре 2018 — 2019 учебного года.

В декабре 2019 — 2020 учебного года было проведено повторное тестирование экспериментальных групп 9 «Б», 9 «Г» и 11 «А» классов, отдельно — группы контрольных классов 9 «А», 9 «В» и 11 «Б» классов (по 25 человек).

Был проведен анализ рефлексии и обратной связи обучающихся при проведении погружений, главной темой которых являлось формирование навыка безопасного поведения на природе.

Чтобы можно было обнаружить изменение существенных характеристик личности, динамику педагогического процесса, на контролирующем этапе мы взяли тест — опросник Л. Ф. Тихомировой [3]. Тест проводился дважды с целью выявления направленности и уровня развития внутренней мотивации в изучении ОБЖ, результаты теста вы можете видеть в таблице 3.

Таблица 3. Уровни познавательной активности обучающихся по результатам эксперимента

Уровни

Показатели, %

Контрольная группа

(n=25)

Экспериментальная группа

(n=25)

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

16

24

16

44

Средний

56

52

60

40

Низкий

28

24

24

16

Мы наблюдаем на контрольном этапе положительную динамику, связанную с увеличением в экспериментальной группе количества обучающихся, имеющими высокий уровень познавательной активности на
28 % (за счет группы со средним и низким уровнем познавательной активности).

При первичной диагностике уровня дивергентного мышления обучающихся РНГ было выяснено, что общий показатель дивергентности мышления девятиклассников не соответствует даже уровню выше среднего [5]. Подавляющее большинство респондентов не обладают на достойном уровне такими показателями дивергентности как беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность и фантастичность.

После проведения погружений тест был проведен на контрольном этапе, это дополнялось беседами с родителями, учителями — предметниками, классным руководителем (таблица 4), так же были учтены результаты рефлексии и обратной связи.

Таблица 4. Уровень дивергентного мышления на констатирующем и заключительном этапах

Общий показатель Дивергентности (по методике Дж. Гилфорда)

Констатирующий этап (%)

Заключительный этап (%)

Высокий уровень

24,8 %

34,2 %

Средний уровень

38,4 %

49,4 %

Низкий уровень

36,8 %

16,4 %

На третьем контролирующем этапе мы наблюдаем положительную динамику в формировании общих показателей дивергентности, особенно это заметно в группах, где проводились погружения.

Беглость мысли улучшить у обучающихся 9 — 11 классов по сравнению с контрольными группами удалось на 8 %. Значительную динамику мы наблюдаем в таком критерии как «оригинальность» — на 20 %: здесь улучшили свои показатели обучающиеся 11 «А» класса (социально-гуманитарный профиль). В собеседовании с куратором Проекта они отметили, что на стандартном уроке высказывать свои мысли не интересно, но в соревновательном аспекте хотелось найти такой ответ или так решить данную проблему, чтобы удивить другую группу. В 9-х классах отмечали, что по сравнению со стандартным уроком работать в группе более «удобно», «ты можешь собраться с мыслями, можешь показать то, что знаешь хорошо».

Фактор успеха снимает определенный дискомфорт, который присутствует на занятии, повышает любознательность. На 16 % улучшились показатели «любознательность» и «фантастичность». Здесь лучше результаты отмечаются у 9-х классов. Их познавательная активность выросла и намечается положительный вектор самостоятельного получения информации.

Хуже обстоит дело с «гибкостью» — в экспериментальной группе по данному критерию улучшения не произошло. Анализируя поведение детей в экспериментальных и в контрольных классах, была отмечена инертность в поведении во время индивидуальной работы. Как только подростку предлагалось одному решать знакомую, но измененную ситуацию, предложить несколько вариантов решения проблемы, он сталкивался с трудностями коммуникации («как это сказать», «вроде понимаю, а сказать не могу»), с трудностями когнитивного обобщения материала других учебных курсов.

Выводы

На основании проведенных исследований о роли БСП в развитии дивергентного мышления как основы формирования навыка о безопасном поведении подростков можно сделать следующий вывод: новая технология блочно-событийного поведения приносит свои результаты, мы наблюдаем положительную динамику развития дивергентности (отдельных качеств), что связано с психофизиологическими особенностями подростков. Именно в этом возрасте погружения способны развивать качества личности подростков максимально, но это должно проводиться систематически с опорой на конвергентно выработанные алгоритмы поведения и базы знаний по предметам. Необходимо проводить такие погружения и по другим предметам, их логика предусматривается новыми ФГОС, главной траекторией и основными результатами которых является личность креативная, с развитым дивергентным мышлением.

Список литературы

  1. Штурбина, Н. А. Прогрессивные подходы Холдинга Global NPD в развитии образовательных систем / Н. А. Штурбина // Научно-методический электронный журнал «Народный педагогический журнал». — 2019. — № 11 (сентябрь). — URL:https://sch939u.mskobr.ru/files/Novosti/Sbornik_SHPM_Pedagogicheskij_narodnyj_zhurnal.pdf.
  2. Мазурова, А. А. Анализ внедрения в учебный процесс модели блочно-событийных погружений в сети «Школ прогрессивного мышления» / А. А. Мазурова // Научно-методический электронный журнал «Народный педагогический журнал». — 2019. — № 11 (сентябрь). — URL:https://sch939u.mskobr.ru/files/Novosti/Sbornik_SHPM_Pedagogicheskij_narodnyj_zhurnal.pdf.
  3. Сафронова, С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач / С. А. Сафронова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 6 (июнь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.
  4. https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/.
  5. http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html-6-14.