Создание блочно-событийных погружений на уроках ОБЖ для формирования навыка безопасного поведения на природе

№117-1,

педагогические науки

Описывается роль и методика использования технологии блочно-событийного погружения (БСП) при формировании навыков безопасного поведения на природе в старших классах.

Похожие материалы

Введение

Сегодня стратегии современных образовательных организаций имеют несколько векторов развития, направленных на реформирование учебного процесса, на совершенствование воспитательной работы. Главным результатом деятельности образовательной организации являются положительные изменения в развитии личности ребенка. В основе рамочной модели «Блочно-событийных погружений», согласно «флагманской управленческой модели», предложенной «Образовательной холдинг — лабораторией Global NPD», Центром развития образовательных систем, заложены основные стратегии развития современного образования: «мышления роста», дивергентной продуктивности, концептуального мышления, эмпатии, рефлексии [1, 15 — 25].

Для создания педагогических условий оптимального формирования навыков безопасного поведения в природной среде стало использование новой технологии блочно-событийных погружений. Анализ системы образования в области формирования безопасного поведения показывает приверженность традиционным методам обучения. Линейность, конвергентность мышления с воссозданием алгоритма одним правильным ответом / решением, в дальнейшем не дает эффективных результатов в формулировке проблемы, в выстраивании взаимоотношений между людьми, в многофункциональности решений, в том числе, действий в оказании первой медицинской помощи, выживания или сохранения жизни и здоровья в опасных природных ситуациях. Развитие дивергентной продуктивности не ставится в качестве задачи на уроках, однако «существует множество подходов, методов и конкретных упражнений для развития дивергентного мышления, которые могут быть успешно встроены в образовательный процесс» [2, 14-15].

Материал и методика исследований

В работе мы использовали теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по развитию дивергентности у подростков, пользовались методикой диагностики уровня дивергентного мышления обучающихся. Опытно-экспериментальная работа по формированию безопасного поведения подростков в природе через технологию «Блочно-событийное погружение» начиналась с вхождения РНГ в «Школу прогрессивного мышления», изучения методологии и особенностей проведения экспериментальной работы [2, 26-38].

Методика создания блочно-событийных погружений на уроках ОБЖ (направленность: формирование навыка безопасного поведения в природной среде)

Одно из направлений «Школ прогрессивного мышления» — метод блочно-событийного погружения. Базовые знания ребята получают по традиционной классно-урочной системе. А чтобы новая информация была лучше усвоена, в течение нескольких учебных часов учащиеся учатся применять её на практике в разрешении предложенных бытовых и социальных ситуаций. Метод блочного погружения является сегодня одной из самых современных педагогических технологий.

Необходимо учитывать, что «при использовании активных форм обучения и разных методов развития дивергентного мышления меняется и роль учителя. Директивный подход должен смениться ролью помощника, фасилитатора, организующего постановку учениками разнообразных вопросов к обсуждаемому случаю или проблеме, выстраивающего содержательные противовесы возникающим порой радикальным точкам зрения, но, при этом, все же удерживающим логическую линию занятия» [3].

Блочно-событийное погружение — это тематический раздел учебной программы, объединенный неким событием и имеющий три целевых вектора в своей структуре: мотивационное начало, продуктивная деятельность и аналитическое завершение (концептуализация и рефлексия).

Событийность — это ситуация, приближенная к реальной, которая «красной нитью» проходит через всю предметную деятельность, например:

  • Образовательный квест: «У похода есть начало…», «Лучше гор могут быть только горы», «Шелковый путь», «1000 и одна ночь»;
  • Детективное агентство «Десять негритят»;
  • Игра-путешествие «По следам Робинзона Крузо»;
  • Образовательный проект.

Целеполагание направлено на развитие ресурсов личности. При формулировании цели мы используем вектор образовательного уровня и надпредметные цели, которые показывают степень развития дивергентности мышления и эмпатии, «что создает условия перехода от мышления функционирования к «мышлению роста» [2].

Например: в погружении «Детективное агентство» целью предметной (П) является «Изучение особенностей оказания первой медицинской помощи в условиях природной среды (непрямой массаж сердца; вентиляция легких; основы реанимации; утопление)», а надпредметными целями:

а) развитие дивергентного мышления (ДМ);

б) эмпатии (Э).

Учитывая это, мы выбираем определенные технологии, методы и педагогические приемы.

В начале погружения продумывается мотивационное начало, которое и делает ситуацию близкой к пониманию, фантазиям, создает условие для формирования психологической составляющей мотивации к получению новых знаний, нестандартного применения имеющихся знаний и навыков. В нашем случае мы используем «игру в детективов», взяв за основу произведение Агаты Кристи. «Чем нас так привлекают детективы, хотели бы написать детектив, как создается «преступление», много ли должен ли знать автор детективов» — дискуссия и фрагмент фильма помогают обучающимся настроиться на приключение. Две команды — два детектива. Есть еще одна команда — авторы, они могут сделать приключение необычным, неожиданным. Учитель выступает как координатор приключения: «голос за кадром».

Продуктивная деятельность (2 часа) — «максимальное включение детей в деятельность, которая дает возможность не только для прочного усвоения материала, но и для развития ментальных ресурсов личности (дивергентное мышление, эмпатия)» [2]. Здесь мы реализуем системно-деятельностный подход, предусмотренный ФГОС, однако каждый ребенок может высказывать разные решения одной проблемы, предлагать новые развития событий, пробовать разные роли.

1 час: «На острове»;

2 час: «Спасение».

Агентство собирает информационные файлы, пополняя карту острова. В каждой группе есть ученый, умник, криминалист — медик, спасатель, фотограф / художник. Учащийся может выбирать любую роль при каждом выполнении задания, происходит чередование групповой и индивидуальной работы. Чем хорошо погружение — внутри продуктивной деятельности используем разнообразные технологии, создаем проблемные ситуации, учимся сочувствовать и сопереживать — процесс престает быть образовательным, он становится развивающимся с большой вероятностью вовлечения ребенка в образовательный процесс. Не нужно учителю говорить — зачем это нужно. Ребенок запоминает, что жизнь — опасная штука, когда нужно использовать все знания и навыки, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь.

Завершается предметной диагностикой разного формата.

Завершенность погружения осуществляется в трех направлениях: концептуальность, рефлексия деятельности, обратная оценка процессов.

Работа предметной деятельности (2 часа) обобщается опорной или ментальной схемой, итоговой презентацией, роликом, памятками, рекомендациями.

Рефлексия деятельности и обратная оценка процесса осуществляется анонимно, что позволяет учителю — модератору делать выводы о погружении.

На этапе рефлексии своей деятельности в группе, обучающиеся оценивают собственное участие по 10-балльной шкале. Результат записывается на листок синей ручкой, рядом записывается его мнение о тематическом блоке (также по 10-балльной шкале). Листок с кодом наклеивается на Экран Эффективности (анонимно). В своем Погружении мы использовали упрощенную схему рефлексии исходя из соображений новизны подобного оценивания и экономии времени. Также было предложено записать свое отношение к Погружению одной фразой на информационной карте («Отзывы о работе детективного агентства») и оценить работу каждого участника группы по 10-балльной шкале в готовой таблице.

Структура БСП предложена «Образовательной холдинг — лабораторией Global NPD» (таблица 1).

Таблица 1. Структура блочно-событийного погружения

№ п/п

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление (ДМ)

Эмпатия (Э)

1.

Мотивационное начало.

«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся.

Просмотр фрагмента фильма по произведениям Агаты Кристи «Десять негритят».

Каждый из вас, наверняка мечтал о необыкновенном путешествии. Давайте себе представим, что вы стали участниками странной истории, а стали потому, что у вас есть свое детективное агентство. Так случилось, что два соревнующихся детективных агентства ввязались в одну очень нехорошую историю…

- А вам бы хотелось попасть в такую ситуацию? Аргументируйте.

(Этап актуализации знаний через диалог).

10 %

2.

Продуктивная деятельность.

1 час «Час преступлений».

На острове.

В каждой группе есть ученый, умник, криминалист — медик, спасатель, фотограф / художник. Учащийся может выбирать любую роль при каждом выполнении задания.

Завершается предметной диагностикой разного формата.

Работа по группам.

  • прием случайного набора группы (карточки трех цветов означают принадлежность одной из групп).

Работают три группы:

1 — 2 группы получают карту местности, где проживает племя и пакет с флешкартами. Они «представители агентства». Агентство получает название и начальника. 3 группа — помощники автора. Они помогают писать историю.

Начинается работа по заполнению информационной карты — плана и выполняются определенные задания.

Задание 1. «Я собираюсь на остров». Для начала мы устраиваем мозговой штурм: группа должна решить, что именно они будут брать с собой в поездку. Список из 10 предметов они дают авторам.

Задание 2. «Лес ужасов». Найден первый труп — работа по карточке с заданием, описанием ситуации. Нужно определить, естественным образом утонул человек или ему помогли. Криминалисты запрашивают с помощью Кубика Блума (вопросы КАК? ПОЧЕМУ? ОТКУДА? КУДА? ЗАЧЕМ? ЧТО?) у авторов ответы по ситуации. Авторы имеют карточки с расширенной информацией. Они должны изучить два типа утопления, какие особенности. (Интеграция с анатомией и физиологией).

Участники группы вносят информацию в информационную карту.

Задание 3. «Озеро надежды».

Составляем памятку — как вести себя на … воде (море, озеро, речка).

  • Закончив испытание первыми, агентство получает подсказку — бонус.

Д.З. нарисовать в тетради опорную блок-схему, (информационные файлы) как представители агентств, рассмотреть, кто мог совершить убийство на острове согласно легендам к каждому персонажу.

Авторам необходимо придумать считалку и ситуации, которые требуют первой медицинской помощи (основы реанимации).

Каждый обучающийся может выполнять несколько ролей: умника, художника, ученых, экологов.

ДМ — 25 %.

Вовлеченность — 60 %.

Э —
10 %

Продуктивная деятельность.

2 час. «Спасение».

Агентство собирают информационные файлы, пополняя карту.

После просмотра фрагмента из кинофильма, команды получают новые задания.

Задание 1. «Версии».

Согласно легендам группа размышляет, кто мог совершить преступление и задают вопросы авторам (три вопроса). Авторы предлагают свою версию. Соглашаемся / не соглашаемся — аргументируем (создают новый «файл», авторы дополняют информационную карту).

Задание 2. «Свидетель». Новый информационный файл гласит — исчезли двое. Обнаружили человека, которому нужна первая помощь (на манекене / авторе группы проводят реанимацию — искусственная вентиляция, непрямой массаж сердца). Группа авторов следят за правильностью и исходят из того перечня вещей, которые есть в наличии.

Задание 3. «Грибная сковородка и компот». Чтобы попасть домой — необходимо раскрыть дело. Агентство оказало первую медицинскую помощь и спасло свидетеля — бонус. Считалка останавливается, но необходимо подкрепиться. К сожалению, не все растения, которые растут в лесу одинаково полезные. Необходимо пообедать «без потерь» и получить бонус. Как проверить, что пища не опасна?

Задание 4. «Дорога домой».

Домой попадают те, кто собрал 3 бонуса — заработал телефон (кому позвонить?).

2 бонуса — можно попросить / найти два предмета, которые помогут привлечь к тебе внимание.

Вовлеченность — 80 %.

ДМ — 10 %.

Э —
30 %

3.

Аналитическое завершение:

а) конструирова-ние итоговой обобщающейопорной схемы

Памятки, алгоритмы размещаются на картах команд. Путем обсуждения выбирается наиболее полная и самая информационная карта.

б) рефлексия ребенком собственной деятельности

«Оцени собственное участие, активность в данном погружении по 10-балльной шкале».

в) обратная связь от ребенка (его мнение о тематическом блоке).

«Оцени насколько тебе понравилось данное погружение по 10-балльной шкале».

Выводы

Под безопасным поведением мы понимаем систему взаимосвязанных действий и поступков, осуществляемых субъектом под влиянием факторов внутренней и внешней среды с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности. Подростки в силу своих физиологических и психологических особенностей, требуют особого внимания педагога во время проведения погружения: комбинирование разных техник, методов и приемов (проблемных, теоретических и практикоориентированных), а также чередование форм работы (групповая и индивидуальная работа) будет способствовать созданию благоприятной среды, в которой подросток будет проявлять свою познавательную деятельность, стимулировать развитие «позитивного мышления». Преимущество Погружений в том, что их можно проводить вне зависимости от реализуемого учебно-методического комплекса, при этом формировать интегрированные знания и навыки, которые можно охарактеризовать «безопасным поведением». Событие — «образовательный квест» — представляет по своей сути универсальный конструктор, его можно адаптировать под разные разделы дисциплины. При работе в малых группах, мы не только реализуем учебный проект, но и работаем над развитием коммуникативной компетенции, выявляем лидерские качества. Главная задача БСП — это анализ проблемы, реализация знаний ученика с разных позиций. Возможные риски компенсируются рефлексией и обратной связью, которые проводятся анонимно.

При этом разработанные погружения, могут использоваться в качестве шаблона, конструктора для создания погружений для других модулей по программам ОБЖ или во внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Савченко, И. А. Реформирование образовательного процесса в современных условиях: научное обоснование основ деятельности Холдинга Global-NPD / И. А. Савченко // Научно-методический электронный журнал «Народный педагогический журнал». — 2019. — № 11 (сентябрь). — URL:https://sch939u.mskobr.ru/files/Novosti/Sbornik_SHPM_Pedagogicheskij_narodnyj_zhurnal.pdf.
  2. Мазурова, А. А. Анализ внедрения в учебный процесс модели блочно-событийных погружений в сети «Школ прогрессивного мышления» / А. А. Мазурова // Научно-методический электронный журнал «Народный педагогический журнал». — 2019. — № 11 (сентябрь). — URL:https://sch939u.mskobr.ru/files/Novosti/Sbornik_SHPM_Pedagogicheskij_narodnyj_zhurnal.pdf.
  3. Черенкова, Л. В. Развитие дивергентного мышления педагогов: метод. рек. / Л. В. Черенкова. — Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. — 40 с.
  4. Сафронова, С. А. Формирование дивергентного мышления старших подростков в процессе решения креативных задач / С. А. Сафронова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 6 (июнь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2016/16130.htm.