Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

№117-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются особенности развития воображения детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Анализируется необходимость в проведении специальной коррекционной работы, направленной на его развитие, а также оцениваются результаты в итоге ее проведения.

Похожие материалы

На фоне возросшего количества детей со зрительными патологиями среди специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста все чаще встает вопрос о специфичности воображения детей с нарушениями зрения.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что большинство исследований воображения детей в основном производились в группах нормотипичных дошкольников. Тогда как специалисты отмечают, что особенности зрительного восприятия детей с нарушенным зрением не может не сказываться на развитии воображения этих детей.

Воображение является важным инструментом в процессе развития всех психических функций ребенка. Ведь оно способствует формированию у ребенка творческого познания, а также умения самостоятельно осуществлять разные виды умственного и предметного экспериментирования.

Поставив перед собой задачу провести экспериментальное исследование, мы первым делом выделили основную цель нашего эксперимента. Она заключалась в изучении особенностей развития воображения детей дошкольного возраста со зрительными патологиями, уровне его сформированности, а также выбор наиболее эффективных средств и приемов для его развития.

В качестве экспериментальной базы исследования было выбрано муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад компенсирующего вида г.Сочи. В экспериментальную группу вошли дети с нарушением зрения, в контрольную группу — нормотипичные сверстники. В каждой группе было собрано по 8 дошкольников одного возраста.

На констатирующем этапе нашего эксперимента мы исследовали уровни творческого, воссоздающего и речевого воображения дошкольников с нарушениями зрения.

При исследовании речевого воображения по методике Немова Р.С. «Вербальная фантазия» было выявлено, что в развитии речевого воображения детей старшего дошкольного возраста со зрительными патологиями, несмотря на отсутствие зафиксированных нарушений речи, и нормально развивающихся детей есть значительные различия, а именно, более низкие показатели вербальной фантазии в экспериментальной группе детей дошкольного возраста с нарушением зрения, в сравнении с контрольной группой нормотипичных детей.

Результаты исследования особенностей целостности восприятия и уровня развития воссоздающего воображения по методике «Незаконченные рисунки» Л.Ф. Тихомировой показали, что уровень развития воссоздающего воображения детей со зрительными патологиями существенно ниже нормы. Обладая низкой степенью развития воображения, дети со зрительными нарушениями в большинстве случаев используют простые, а иногда примитивные изображения, пренебрегая прорабатыванием деталей рисунков, не отличаются оригинальностью и креативностью изображений, часто соскальзывают на другие объекты, демонстрируя высокую отвлекаемость в процессе выполнения задания.

Результаты проведенной диагностики творческого воображения по методике Е.Торренса позволили нам сформировать вывод о том, что в экспериментальной группе доминируют показатели низкого уровня. Для дошкольников с нарушениями зрения было характерно создание образа по усвоенному ранее образцу, а также однотипное решение задачи.

Констатирующий эксперимент выявил, что у дошкольников исследуемой нами группы имеются как специфические особенности воображения, так и недоразвитие его общих компонентов.

Соответственно, в результате выявленных в ходе диагностики низких показателей сформированности воображения дошкольников со зрительными нарушениями возникла необходимость коррекционных мероприятий по развитию воображения у детей с проблемами зрения.

В процессе подготовки и разработки специально организованного коррекционного маршрута, построенного с целью развития воображения детей с нарушениями зрения, а также в подборе специальных дидактических игр и упражнений, в обязательном порядке были учтены все особенности офтальмологических нарушений у детей исследуемой нами группы.

Все занятия с дошкольниками подбирались, ориентируясь на уже известные разработанные методики различных авторов, а именно — М.А.Васильева, Л.И. Плаксина, С.Теллер, Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко, Г.С.Альтшуллер, которые выделили ряд условий по развитию воображения у слепых и слабовидящих:

  • активное использование сохраненных анализаторов;
  • воздействие в ходе коррекции на развитие всех психических функций, на которых базируется воображение.

План коррекционных мероприятий состоял не только из упражнений на формирование творческой активности, но и различные игровые приемы, целью которых было снижение эмоционального напряжения, а также на стимулирование и правильное формирование всех психических процессов (мышления, внимания, памяти).

Часть каждого занятия отводилась на изобразительную деятельность, основным средством выполнения каждой работы являлись нетрадиционные техники рисования: точечный рисунок, рисование пальчиками и ладошкой, рисование на песке, рисование зубной пастой и кремом, набрызг, рисование мячиками, кляксография с трубочкой и т.д.

Для развития словесных обозначений образов воображения, были подобраны следующие игры и упражнения: составление загадок, придумывание сказок или историй на определенную букву.

Для развития уровня воссоздающего воображения часть занятий отводилась на конструирование и лепку.

С целью развития творческого мышления и изобретательской смекалки нами использовались элементы технологии ТРИЗ

После формирующего эксперимента был осуществлен контрольный эксперимент. На контрольном этапе экспериментального исследования нами применялись методики аналогичные констатирующему этапу.

В результате проведенного контрольного эксперимента стала очевидна не только количественная, но и качественная разница в выполнении заданий между контрольным и констатирующим этапом .

Проявились следующие положительные тенденции в экспериментальной группе:

  • заинтересованность детей в правильном выполнении заданий и в процессе создания новых образов. При этом, заинтересованность сохранялась в процессе разных видов деятельности (игровой, изобразительной, речевой);
  • необходимость в помощи педагога среди детей экспериментальной группы существенно снизилась, все образы, рисунки и названия к ним дошкольники придумывали самостоятельно;
  • количество оригинальных и креативных решений поставленных заданий у детей исследуемой группы заметно увеличилось, рисунки стали более творческими, названия к ним ранее не встречались и не повторялись;
  • стремление копировать чужие рисунки у дошкольников экспериментальной группы практически сошло на нет. Каждый ребенок старался создать свой собственный образ при перевоплощении или рисовании изображений.

Показатели уровней речевого, воссоздающего и творческого воображения детей с патологиями зрения в результате проведенной работы приблизились к показателям нормотипичных сверстников.

Не менее важным достижением стало и улучшение коммуникативных навыков и умений дошкольников с нарушением зрения, ведь большое количество заданий они выполняли в парах или в подгруппах, тесно общаясь и обсуждая свои успехи.

Стало очевидно, что целенаправленная деятельность по развитию различных видов воображения способствует повышению общего уровня познавательного интереса детей с нарушениями зрения и активизирует все мыслительные процессы, что говорит о высоком развивающем эффекте данного направления работы.

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования показали, что, несмотря на специфичность развития воображения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, корректно разработанный и организованный коррекционный маршрут позволяет получить положительную динамику в его развитии и приблизить к показателям нормально развивающихся сверстников.

Список литературы

  1. Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушением зрения — 2004 — №4
  2. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие — М : Экзамен, 2006 — 159с
  3. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16 110с.
  4. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 189с
  5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. — СПб 2006. — 336
  6. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учеб.-метод. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006. — 113с