Уголовные преступления и ответственность должностных лиц местного самоуправления за их совершение

№18-1,

юридические науки

Ответственность - один из важнейших институтов организации общественной жизнедеятельности. Существует ряд форм ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицам, среди которых уголовная ответственность является самой высшей мерой наказания.

Похожие материалы

Ответственность - один из важнейших институтов организации общественной жизнедеятельности. Существует ряд форм ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицам, среди которых уголовная ответственность является самой высшей мерой наказания.

Основанием уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им деяния, содержащего признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ)[1]. Их перечень содержится в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Особенностью этой категории преступлений является то, что их субъектом выступает должностное лицо. Эта глава включает в себя статьи, содержащие составы преступлений, наличие которых в деяниях должностных лиц местного самоуправления влечет наступление уголовной ответственности. К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, неправомерный отказ в предоставлении информации, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, халатность [2, с. 151].

В законодательстве Российской Федерации нет общего понятия должностного преступления. Данное понятие разрабатывалось в доктрине уголовного права. Среди различных признаков должностного преступления наибольшее число ученых выделяли два общих признака: 1) совершение общественно опасных действий должностным лицом вопреки интересам службы, и 2) причинение вреда охраняемым законом интересам государства, общества или отдельных граждан.

Должностное преступление следует отличать от должностного проступка, влекущего дисциплинарную и материальную ответственность, но не уголовную. Дисциплинарным проступком является нарушение должностным лицом порядка исполнения своих служебных обязанностей, не повлекшее существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства[3]. Понятие должностного лица определяется в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [4, с. 723]. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Она не исключает одновременного привлечения виновного лица к дисциплинарной ответственности. Специального нормативного правового акта о материальной ответственности муниципальных служащих нет. Они несут материальную ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к служащим.

Глава 30 УК РФ включает семь статей, содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 285 УК РФ уголовной ответственности подлежит должностное лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ) [1]. Квалифицирующими признаками данного деяния, отягчающими ответственность за это преступление, являются совершение его главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285) или наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 285).

Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков, характеризующих его объективную и субъективную стороны:

  1. использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;
  2. совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности;
  3. наступление конкретных последствий деяния, а именно: существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
  4. наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными выше последствиями [4, c. 745].

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает ответственность по ст. 285 УК.

В соответствии со ст. 286 преступлением является превышение должностных полномочий должностным лицом местного самоуправления, то есть совершение им действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Более строгую ответственность влекут те же действия, совершенные главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ) [1], а также при наличии иных отягчающих обстоятельств: с применением насилия или с угрозой его применения, специальных средств или оружия, с причинением тяжких последствий (ч. 3 ст. 286).

Статья 287 устанавливает уголовную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, преследуется по ст. 289 УК РФ.

В соответствии со ст. 290 преступлением является получение должностным лицом местного самоуправления взятки, отягчающими признаками которого являются получение взятки за незаконные действия или бездействие (ч. 2 ст. 290 УК РФ), получение взятки главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290), а также получение взятки группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (ч. 4 ст. 290).

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, преследуется по ст. 292 УК РФ.

Должностным преступлением согласно ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации является халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства [5].

За совершение указанных преступлений наступает ответственность: наименьшая – в виде штрафа в среднем от 80 тысяч рублей, наибольшая – до 4 лет лишения свободы; а за совершение преступления с применением отягчающих обстоятельств – от 100 тысяч рублей до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового.

Наряду с названными преступлениями должностными лицами местного самоуправления также могут быть совершены деяния, субъектами которых в уголовном законодательстве являются не должностные лица, но должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию.

В частности речь идет, например, о ст. 136 УК РФ, в соответствии с которой преступлением является дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Данное преступление наказывается от штрафа от 100 тысяч рублей до лишения свободы сроком до 5 лет.

Так же, к таким преступлениям можно отнести незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, лицом с использованием своего служебного положения, наказание за которое наступает от штрафа от 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.

УК РФ предусматривает и другие преступления такого рода.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особенности привлечения к уголовной ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта РФ (ст. 448 УПК РФ) [6].

Таким образом, в уголовном законодательстве России имеется обширный перечень преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами местного самоуправления. Мера ответственности за такие преступления достаточно велика и устрашающа. Но тем не менее озвученные преступления совершались, совершаются и будут совершаться. Так, за 2009 год было расследовано почти 25 тысяч преступлений против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершенных должностными лицами местного самоуправления [7]. Трудно назвать причины и условия совершения указанных преступлений. Но возможно, что ужесточение санкций за эти преступления хоть в какой-то степени снизит совершение данной категории преступлений.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 июня 1996 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 21 октября 2013 г. // Российская газета. – 1996. – 18 июня. – № 113.
  2. Белоусова Е.В. Муниципальное право Российской Федерации: Курс лекций. – СПб., 2004. – 215 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 02 ноября 2013 г. // Российская газета. – 2001. – 30 декабря. – № 256.
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. 3-е изд., перераб. и доп. М., Норма. – 2005. – 915 с.
  5. Лютцер В.Л. Муниципальная служба // Законодательство. – 1998. – № 1. – С. 35-39.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2001 г.: введен Федеральным законом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ: в ред. Федерального закона Российской Федерации от 21 октября 2013 г. // Российская газета. – 2001. – 22 декабря. – № 249.
  7. Российская газета. – 2010. – 10 февраля / Электронный ресурс [http://www.rg.ru/2010/02/10/bastrykin-dz.html], дата обращения: 05.11.2013.