С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кординально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать «принцип метапредметности». Как следствие изменился подход к результатам обучения. Преоритетное место среди всех результатов обучения стали занимать метапредметые.
Хотя понятие «метапредметность» появилось в педагогике достаточно давно, до сих пор нет единого толкования этого понятия. Различные научные школы трактуют его по разному.
В отечественной педагогике метапредметный подход в образовании получил развитие в конце XX века в работах Ю.В. Громыко и Н.В. Громыко, А.В. Хуторского и в последствии стал одним из ориентиров при составлении ФГОС.
По мнению А.В. Хуторского, метапредметная суть образования заключается в том, что «смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внутреннему миру, связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основам мира и человека»[].
Ю.В. Громыко интерпретирует метапредметное содержание образования как деятельность, обеспечивающую процесс обучения, при изучении любого учебного предмета. Данная деятельность не относится к конкретному учебному предмету [Громыко, 2000]. «Принцип «метапредметности»» заключается в обучении общим техникам, способам, средствам, операциям мыслительной деятельности, которые лежат поверх предметов, но используются при работе с любым материалом учебного предмета [Громыко Н. В.].
В федеральном государственном образовательном стандарте метапредметность представлена как способ формирования не только теоретического, но и критического мышлений; универсальных способов деятельности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) обеспечивающих формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.
Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что суть метапредметного подхода заключается в следующих положениях:
- метапредметный подход направлен на то, что бы обучающийся мог применять ситематизированные теоретические и практические знания различных наук для решения социальных и профессиональных задач;
- метепредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать, прослживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия и через это понять процесс возникновения того или иного знания;
- метапредметный подход хоть и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предпологет отказ от предметной формы.
Как уже было сказано выше, с внедрением метапредметного подхода в обучении среди всех результатов обучения на первое место вышли метапредметные результаты.
Метапредметные результаты образовательной деятельности во ФГОС понимаются как «способы деятельности, применимые не только в процессе обучения, но и при решении жизненно-важных проблем, освоенные в рамках одного, двух или всех учебных предметов» [Глоссарий].
Стандарты устанавливают, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [7,8].
Метапредметные результаты достигаются путем формирования у учащихся обобщенных, универсальных способов деятельности (УУД). Перечень универсальных УУД содержится в документе, который выступает в качестве нормативного сопровождения ФГОС - это Фундаментальное ядро содержания общего образования, а перечень, описание, рекомендации по формированию УУД содержатся в особом документе - программе формирования универсальных ученых действий.
В составе основных видов УУД выделены четыре блока:
- личностные универсальные учебные действия - это действия смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
- регулятивные универсальные учебные действия предполагают целеполагание как постановку учебной задачи, планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий; прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- общеучебные универсальные действия предполагают смысловое чтение, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановку и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, а также действия знако во-символическими средствами (замещение, кодирование, моделирование);
- коммуникативные универсальные ученые действия, предполагающие умения строить сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка [1].
Наряду с личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями, Фундаментальное ядро содержания общего образования обозначает еще и метапреметные (т.е. надпредметные или метапознавательные) универсальные действия, которые в данном документе трактуются как умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью [9, 54].
Все универсальные учебные действия, объединенные в Фундаментальном ядре содержания общего образования, занимают приоритетное место в рамках изучении конкретных учебных предметов. Личностные действия сопрягаются с личностными результатами изучения предмета и обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, регулятивные действия - с метапредметными результатами и обеспечивают организацию учебной и внеучебной деятельности, познавательные универсальные ученые действия - с метапредмными и предметными результатами, а коммуникативные действия востребованы на каждом из трех уровней результатов образования школьника, поскольку обеспечивают эффективное взаимодействие участников образовательного процесса [2, 70-71].
Подведем итог. Метапредметный подход в обучении и, соответственно, метапредметные результаты обучения стали одними из основополагающих направлений работы учителя. Для достижения метапредметных результатов учащихся необходимо у них сформировать и отработать систему УУД. Перечень УУД содержится в документе, который называется «Фундаментальное ядро содержания общего образования», а описание, рекомендации по формированию УУД содержатся в программе формирования универсальных ученых действий. Современному педагогу необходимо овладение теоретическими и практическими знаниями специфики метапредметного подхода в обучении и сложившихся точек зрения в отечественной педагогике в отношении данного направления в педагогической теории и практике.