Профессиональная этика менеджера

NovaInfo 52, с.280-283
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 147
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена этике деловых отношений в работе менеджера. Показана важность соблюдения в профессиональной деятельности принципов управленческой этики.

Ключевые слова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ, МЕНЕДЖЕР, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

В современном обществе все большее внимание уделяется профессиональной этике. И это не удивительно, ведь соблюдение профессиональной этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом, особенно когда речь идет о менеджере или руководителе такой организации. Так что же такое «этика»?

Этика (греч. ethika, от греч.ethos – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, регулирующая поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, науке, в семейных, личных и международных отношениях [1].

Если говорить об этике менеджера, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджера – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими требованиями [2; 3].

Менеджер является стержнем организации и ее представителем. От поведения, внешнего вида, речевой культуры менеджера зависит имидж всей организации. Кроме того, он является примером для подчиненных, ведь этика менеджера проецируется на деятельность коллектива, организации и таким образом сама оказывает колоссальное влияние на индивидуальную этику подчиненных, решающим образом воздействует на формирование корпоративной культуры организации, корпоративной этики, серьезно влияет на будущее организации, на будущее каждого ее работника.

Важнейшие аспекты этики профессии менеджера отражены в следующих принципах деятельности руководителя [4; 5; 11]:

  • Верность организации, соблюдение ее традиций;
  • Уважение к подчиненным, искренний интерес к ним, воздержанность от критики, унижающей достоинство подчиненного;
  • Исключение проявления грубости, высокомерия, интриганства, манипулирования, попыток «столкнуть лбами»;
  • Недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, злоупотребление положением начальника, утаивания информации, представляющей интерес для подчиненного;
  • Соблюдение субординации – воздержанность, с одной стороны, от попыток решения служебных вопросов с вышестоящим руководителем, минуя своего непосредственного начальника, а с другой – от поручений исполнителю «через голову» его непосредственного начальника;
  • Использование по отношению к подчиненным преимущественно методов убеждения. Применение принуждения только при исчерпании возможностей убеждения;
  • Недопустимость принятия руководителем управленческих решений при нахождении его в негативном состоянии, под влиянием негативной ситуации;
  • Объективность при принятии решений, правовая защищенность управленческого решения;
  • Нацеленность на гармонизацию деятельности коллектива и организации в целом, в частности конфликтных ситуаций;
  • Профессиональная компетентность, постоянное повышение собственной профессиональной квалификации;
  • Соблюдение профессиональной конфиденциальности;
  • Готовность и способность брать ответственность за последствия принимаемых решений на себя.

Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигнальная ракета» – можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника [6; 7; 10].

Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер – подчиненный» и т.п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди [8; 9].

Читайте также

Список литературы

  1. Аверченко Л.К. Управление общением. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 216 с.
  2. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология и практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. – С. 55-57.
  3. Игебаева Ф. А. Этические основы деятельности современного делового человека. В сборнике Современный мир: экономика, история, образование, культура. Сборник научных трудов. Уфа. 2009.- С.110-113.
  4. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.
  5. Игебаева Ф.А. Некоторые этические и организационные аспекты управления персоналом. В сборнике Проблемы и перспективы российской экономики.VII Всероссийская научно-практическая конференция 26-27 марта 2008г. Пенза.2008. – С.43-45.
  6. Бикметов Е.Ю., Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как фактор развития малого предпринимательства // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2009. С. 41-44.
  7. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  8. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции . 2014. С. 137-139.
  9. Игебаева Ф.А. К вопросу об управленческой этике современного предпринимателя. В сборнике: Инновационные процессы в менеджменте. Финансы как особая форма экономических отношений. Управление финансами. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Московский государственный университет. 2009-С. 18-20.
  10. Игебаева Ф.А. Деловая культура современного предпринимателя В сборнике. Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие.VIII Международная научно-методическая конференция. Пенза, 2008.- С.62-64.
  11. Кузнецов И.Н. Деловой этикет: учебное пособие/И.Н. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 347 с. – (Высшее образование).

Цитировать

Севастьянов, А.С. Профессиональная этика менеджера / А.С. Севастьянов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 280-283. — URL: https://novainfo.ru/article/7983 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться