Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания

№58-2,

Юридические науки

В данной статье рассматриваются методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания. Рассмотрены несколько примеров организации такой деятельности на уроках обществознания.

Похожие материалы

На сегодняшний день современное общество очень динамично. В России в настоящее время идет многосторонний процесс обновления, составной частью которого является формирование гражданского общества и правового государства. Система образования так же не осталась в стороне, основой которой всегда является школа. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданской позиции, нравственности, любви к Родине является как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Так как школьное обучение должно способствовать введению школьников в социум, то его нельзя отделять от воспитания. Используемая методика должна предусматривать предоставление учащимся возможности принимать участие в обсуждении проблем различных сфер общественной жизни страны[1].

После проведения диагностики и обработки результатов возникает вопрос о том, как улучшить сложившуюся ситуацию и как формировать гражданскую позицию у школьников. Необходимо выявить систему средств, которые помогли бы изменить сложившуюся ситуацию[6]. Следует отметить, что средства по формированию гражданской позиции должны иметь системность, так как недостаточность использования средств не позволяют получить нужного результата. В школе имеются программы, в ходе реализации которых воспитывается активная позиция школьника к жизни, а так же и к государству.

Первостепенная задача учителя обществознания – это помочь определить, сформулировать задачи для формирования активной гражданской позиции, личностного роста и создать условия для самостоятельного поиска решений. Гражданское воспитание не может быть отделено от моделирования и анализа реальных жизненных ситуаций, аргументированной защиты своей позиции[7].

Рассмотрим несколько примеров организации такой деятельности на уроках обществознания. Например, на занятиях в разновозрастных группах расширенного обучения организуется работа службы «Правовой консультант». В повседневной жизни человек сталкивается с необходимостью получения юридической помощи, но не всегда есть реальная возможность получить ее от квалифицированного специалиста. Поэтому он вынужден самостоятельно обращаться к нормативно-правовым документам, изучать их, и учиться применять ее на практике, прогнозировать последствия своей деятельности, а так же критически оценивать ее. Учащиеся делятся на 2 группы: одна – консультанты по какой- либо конкретной проблеме, а вторая – желающие получить консультацию. Обе группы предварительно готовятся – ищут вопросы и ответы. Такая работа позволяет учиться ориентироваться в нормативно-правовых документах, извлекать нужную информацию и передавать информацию с помощью устной и письменной речи, так как это способствует усвоению знаний[4].

В 11 классе можно выполнить коллаж в группах «Мое многоликое Я» (я – житель планеты Земля, я – гражданин России, я – ученик, я – интересная личность, я могу, я должен, я хочу…). Первоначально задание кажется легким, но учащиеся, работая в малой группе, сталкиваются с рядом различных проблем, в том числе самоидентификации, а также с такими характеристиками малой группы как сплоченность, конформность и дифференциация. В ходе организованной дискуссии учащиеся делают вывод, что классный коллектив это не просто индивиды, а личности, для которых свойственно не походить на других и одновременно быть другими признанными.

Так же можно провести урок-экскурсию с использованием презентации «По улицам родного города». Ребятам даны задания разработать маршрутные экскурсионные листы по разным улицам нашего города, отметив их особенности (включая улицу, на которой они живут) и показав достопримечательности. Учащиеся не только расширили свои знания с позиций краеведения, но и показали свою гражданско-патриотическую позицию – т. е. гордость за достижения, уважение к историческому прошлому и сопереживание неудачам.

Такие занятия, с опорой на личный опыт, помогают ученикам увидеть связь между отдельными темами, между отдельными предметами, между школьными занятиями и жизнью вне школы. Они способствуют самоорганизации учеников в учебной деятельности, учат планированию времени и режима работы, создают возможности социального взаимодействия между людьми, формируют социальные навыки представлять и защищать результаты своей исследовательской деятельности перед окружающими. В ходе этого осуществляется и личностное взаимодействие учителя с учеником. Ученик рассматривается, в первую очередь, как активный субъект образовательного процесса, усваивающий доступные ему ценности общества, впитывающий в себя нравственные нормы поведения человека и гражданина, а так же формирующий свою гражданскую позицию и гражданскую культуру[4].

Основополагающими темами для формирования гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания могут стать «Моя гражданская позиция» «Предпосылки правомерного поведения», «Сущность человеческой деятельности» и др. Целесообразно в старших классах использовать метод проектной деятельности учащихся, предлагая им такие темы: «Выборы: «за» и «против», «Моя предвыборная программа». При подготовке и планировании проектов учащиеся используют материалы СМИ, интернета, наглядную агитацию в виде плакатов, листовок, выполненных самостоятельно. Всё это влияет на социализацию учащихся, формирование их активной жизненной позиции и готовит их к социально значимой роли избирателя.

При использовании метода проектов у детей есть отличная возможность реализовать свой творческий потенциал в исследовательской деятельности. Работая в командах по 3-4 человека, они не только предлагают решения социально значимых проблем, но и учатся, что очень важно, работать в команде, распределяя функции выполнения проекта между собой[3]. При появлении проблемных ситуаций ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, услышать комментарии своих одноклассников и учителя. Ученики, имея свои точки зрения на существующую проблему в обществе, могут вступить в дебаты, находя причины данного феномена. При проведении учителем тематических уроков значительное влияние на детей будут оказывать люди, которые непосредственно связанные с социальной работой[2]. Отдельно можно выделить о проведении уроков с привлечением ветеранов, которые на собственном примере могут рассказать о незыблемых ценностях общества. Показ видео закрепит полученную информацию и надолго запомнится детям.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, а так же об основных областях общественной жизни. Именно на уроках обществознания открываются широкие возможности единой правовой, политической и нравственной культуры, лежащие в основе гражданственности, а учащиеся приобретают опыт освоения основных социальных ролей.

Список литературы

  1. Инструктивное письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (15.01.04) »// Российска газета.– 25.01.2014.
  2. Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Ф. Гаврилычева // Воспитание школьников: теорет. и науч.-метод. журн. – 2010. – № 3. – С. 3-11.
  3. Богомаз, М.В. Теоритические основы гражданского воспитания [Электронный ресурс] / М. В. Богомаз // Гражданином быть обязан! методический портал. – Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru/read_ RF_teory.html. – 17.07.2013.
  4. Головлева, О.В. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время [Электронный ресурс] / О. В. Головлева // Социальная сеть работников образования. nsportal.ru. – Режим доступа : nsportal.ru›Школа›История›…-i-vo-vneurochnoe-vremya . – 10.10.2013.
  5. Евдокимова, Т.Ю. Формирование гражданина Российской Федерации через учебную деятельность [Электронный ресурс] / Т. Ю. Евдокимова // Методический портал. – Режим доступа: school4kadet.ucoz.org›seminar/ seminar . – 03.02.2014.
  6. Клабукова, Г.Н. Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах [Электронный ресурс] / Г. Н. Клабукова // Методический портал. – Режим доступа: school-uk.ru›documents/export=19 . – 01.12.2013.
  7. Торохтий, В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / В. С. Торохтий // Гражданином быть обязан : методический портал. – Режим доступа : smolpedagog.ru›article 26.html . – 12.12.2013.