Влияние СМИ, семьи и общества на деструктивное поведение подростков

№58-3,

психологические науки

В статье рассматриваются проблемы, связанные с глобализацией общества. Открылись широкие возможности для молодого поколения. СМИ постоянно освещают события в мире, связанные с интернет, с новыми возможностями молодого поколения в бизнесе и повседневной жизни. В тоже время снижается уровень духовной культуры, проявляются элементы деструктивного поведения подростков.

Похожие материалы

В настоящее время мы живем в эпоху тотальной глобализации, которая во многом меняет наши знания и мировоззрение, определяет направление развития всего мирового сообщества. Это касается всех стран без исключения, стран с разными экономическими и политическими системами. Многие страны и их граждане к глобализации не готовы по ряду объективных и субъективных причин. Глобализация затрагивает все стороны нашей жизни, а именно экономические ,политические, культурную сферу, семью, безопасность, интернет, социальную жизнь. С появлением интернета размылись границы в информационной среде, появились возможности получения любой информации В достаточном объеме и количестве. Мир вступил в интеграционный этап нового развития, с неуклонным ростом все новых технологий, созданием новых экономических пространств, изменением в структуре производительных сил. Вместе с этим меняется и отношение молодежи к жизни, материальным и духовным ценностям, процессам коммуникации. На первое место выходят материальные потребности. Молодежь все активнее и продуктивнее, а главное с неподдельным интересом включается в этот процесс. Многие молодые люди изучают иностранные языки, что в свою очередь разрушает языковые барьеры и позволяет общаться с молодежью любых государств мировой системы. Какое же влияние оказывает глобализация на молодежь, на ее адаптацию к современной жизни и, наконец, на ее социализацию и сознание?.

Молодые люди считают, что глобализация позволяет полнее раскрыться молодому человеку, расширить свой кругозор, получить доступ к любой информации, повысить свой культурный уровень, а также дает возможность улучшить свое материальное благосостояние. Следует также отметить, что более 20 процентов опрошенных не интересуются и не знают, что такое глобализация и как она влияет на жизнь простых людей. У них своя жизнь и их мало волнуют проблемы развития общества и процессы, происходящие за пределами их личного внутреннего мира.

Давайте рассмотрим основные ценности для современного молодого человека. Как же происходит социализация молодежи и формирование их мировоззрения?

Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет ее частная жизнь, с ее проблемами, развлечениями и саморазвитием. Относительно благополучная молодежь тяготеет к либерально – патриотическим, неблагополучная – к социалистическим ценностям(2).Новые условия жизни в эпоху глобализации диктуют свои правила для современной молодежи.

Выделим основные черты, характеризующие ценности и социализацию молодого поколения:

  1. Снизился уровень духовной культуры. Этому способствуют перемены происходящие в современной семье, которая претерпела свой первозданный облик и предназначение.(1).
  2. Разрушается иерархия социокультурных ценностей. Забывается значение для молодого человека духовного и народного искусства, народной музыки и народного эпоса. Предпочтение отдается другим течениям и направлениям в современной музыке и литературе. Этому активно способствуют интернет, кино и литература.
  3. Образцом для подражания на первый план выходит потребитель, бездуховный человек, который порой беспощаден. Этот образ молодым людям насаждает интернет, телевидение и СМИ, где присутствуют эпизоды и сцены насилия и жестокости. Такую же роль выполняют и видеоигры.
  4. Молодежь ориентируется на успешных людей способных зарабатывать и тратить баснословные суммы денег на приобретение различных материальных благ. Большинство молодых людей готовы жертвовать своим временем, дружбой, семьей ради карьерного роста и высокого уровня зарплаты
  5. Героем нашего времени для молодежи и образцом для подражания выставляется эгоистичный, циничный человек, готовый ради достижения своих целей идти на любые жертвы и совершать самые неблаговидные поступки.

Девиз «Один за всех и все за одного» ушел в прошлое. Теперь каждый сам по себе и каждый сам за себя.

Огромную роль в социализации личности играют СМИ. Правда им все тяжелее конкурировать с интернетом и телевидением. Молодые люди перестали читать печатные издания, им более комфортно от чтения с электронных носителей. Теперь проще не читать и анализировать, а получать уже готовые тексты в сжатом виде. Все это позволяет оказывать влияние на сознание и умы молодежи, что в конечном итоге способствует социализации молодежи и воспитанию будущего жителя глобального пространства, сформированного под воздействием всемирной глобализации.

Глобализация приносит благо многим людям планеты, но не надо забывать, что она создает много проблем. Самая главная проблема для любого государства воспитать гражданина и защитника Отечества. Наша с вами безопасность и государства в целом зависит от людей, его населяющих, а в первую очередь от семьи. Семья образует фундамент нашего государства. Какая будет у нас семья, такую личность мы и воспитаем. Социализация молодого человека происходит в семье и под воздействием СМИ.

Современное общество находится на новом витке своего развития. Глобализация ведет к формированию общих и единых моделей поведения людей. Современное российское общество стремится к сближению с западными моделями социального поведения. Решая социально-экономические и политические проблемы у нашего общества, появляются и выходят на первый план социально-психологические и личностные проблемы людей.

Постараемся в своей работе раскрыть социально-психологические особенности индивида и их взаимосвязь с новыми социальными условиями. Для этого обратимся к исследованию социальной стороны личности. Структура социального характера включает психосоциальные черты, формирующиеся у личности, зависящих от существующих социально-исторических условий. Обратим свое внимание на социальную и культурную жизнь и их атрибуты – индустрию развлечений, проблему свободного времени, рекламу, поведение потребителей, современные СМИ, интернет, телевидение. Появилась идея формирования единого стиля жизни, присущую всем жителям планеты. Для этого выделим три ключевых фактора формирования нового общества:

  1. Потребительская ориентация рынка: формирование искусственных потребностей у личности, влияние на чувства и эмоции потребителей.
  2. Внедрение в нашу жизнь новых цифровых технологий для расширения границ пространства и времени.
  3. Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, вкусы людей, манипулирование и внушение.

Рассмотрим психосоциальные черты современной личности.

  1. Отношение к окружающей действительности. Для творческой личности окружающий мир не имеет пространственных и временных границ. Мир воссоздается по собственному сценарию личности. Это осуществляется при помощи новых интерактивных средств коммуникации. Современная личность отрицает всякие запреты. Ограничения и правила поведения.
  2. Отношение к другим людям. Для многих индивидов связь с людьми носит виртуальный характер и осуществляется посредством интернет и другими медийными технологиями. Современная личность исключает близкое и глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании. У многих молодых людей проявляется и формируется инфантилизм.
  3. Отношение к самому себе. Современная молодежь под воздействием интернета, телевидения, СМИ, кино старается копировать стили поведения популярных людей. Такие индивиды стремятся к групповой принадлежности, становятся разного рода фанатами. У них прослеживается по отношению к самим себе, рыночная ориентация. Они превращаются в потребителей.
  4. Отношение к работе и свободному времени. Современный человек много работает ради карьеры и обеспечения доступа к наслаждениям и активному потреблению. Другая категория людей ценит свободное время, досуг и потребительское поведение. Для них важна хорошая атмосфера в коллективе больше чем карьера и заработная и плата. Современная личность ориентирована на гедонистическое поведение.
  5. Отношение к образованию. Для современного человека высокую ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникациях и современных цифровых технологиях. Личность старается идти в ногу с современными способами получения знаний и применении их на практике. Очень много времени уделяется самообразованию и повышению квалификации на всевозможных курсах, тренингах, стремится к получению современных специальностей.
  6. Стиль жизни. Современная личность понимает красоту согласно веяниям нового времени. Красота представляет собой способ самовыражения. Создается собственный стиль жизни и выставляется напоказ. Такие личности креативны. Креативность проявляется у активных людей через самопрезентацию, а у пассивных заимствуется через подражание и руководство. Пассивные личности подвержены влиянию рекламы, символов, брендов. Они являются основными потребителями.
  7. Общественная и личностная ценность. У современного человека складывается своя система ценностей. Личность уважительно относится к чужим ценностям, но не терпима к людям, которые пытаются изменить её собственные представления о системе ценностей. Активные индивиды за ценности равенства, свободы и независимости. Пассивные индивиды проявляют меньше толерантности по отношению к чужим ценностям.
  8. Мышление и восприятие. В современном обществе мышление является свободным и ассоциативным. Внимание современной личности привлекают лишь острые и сильные ощущения. Для такой личности важна визуализация. Индивид жаждет острых ощущений испуга, испытывает радость, наблюдая за чьим-то смущением и стыдом.
  9. Продуктивность социального характера. В своем анализе современной личности надо обратить внимание на степень продуктивности ее социального характера. Многие возможности человека заменены современными цифровыми технологиями. В социальных отношениях все определяется посредством управления и программирования. Создаются новые социальные технологии управления, в которых определяется место человеку в качестве оператора. Личность заботится не о том, чтобы оптимизировать свои силы при помощи технических средств, а о том, чтобы пассивно погружаться в создаваемые этими средствами реальность.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584 – 592.
  2. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 312.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблемы одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188 – 189.
  5. Симонович Н. Е. Проблемы увеличения продолжительности и качества жизни людей: психологические аспекты В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 183-184.
  6. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592 – 594.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса Москва, 2016.
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23- 29.
  9. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48 – 52
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ,, Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  12. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет”, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142-144.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4 ). С. 82 – 92.