Подростковая агрессия: социально-психологические причины

NovaInfo 58, с.383-388
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена очень наболевшей теме современности, а именно, подростковой агрессии. Много случаев насилия проявляется в школах. Много случаев проявления агрессии на улицах городов. В статье рассмотрены причины и методы преодоления вспышек агрессии подростков.

Ключевые слова

НАСИЛИЕ, АГРЕССИЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ, МОРАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ, УНИЖЕНИЕ ЛИЧНОГО ДОСТОИНСТВА, ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Текст научной работы

С изменением экономического и социального расслоения населения России появились новые случаи агрессивного поведения подростков.

Под агрессией мы понимаем мотивированное деструктивное поведение подростка, противоречащее принятым нормам и правилам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям. [1, С. 589].

Выделим следующие виды агрессии:

  1. Физическую - используется физическая сила против другого лица.
  2. Вербальную - ссоры, крик, угрозы, оскорбления.
  3. Прямую – непосредственно направленную против конкретного субъекта.
  4. Косвенную – распространение сплетен, злых шуток и наговоров на физическое лицо.
  5. Враждебную – проявляющуюся в действиях с причинением вреда субъекту (убийство; нанесение легких и тяжких телесных повреждений)

В общем, агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности и ненависти. Это реактивная агрессия в различных её проявлениях, о чем было сказано выше. [9, С. 49].

Также проявляется враждебная агрессия, которая характеризуется целенаправленно – осознанным намерением нанести вред другому.

Развитие агрессивности личности зависит от уровня её социализации, усвоения ею культурно-социальных норм, важнейшими из которых являются нормы социальной ответственности и наказание за проявленную агрессию. [13, С. 85].

Для сдерживания агрессии большую роль играет правильное формирование личностных механизмов самоконтроля у подростка, развитие психологическим процессов, эмпатии, что способствует пониманию других и сопереживанию более слабым людям. [4, С. 188].

Рассмотрим социально-психологическую характеристику агрессии. Для групповой агрессии подростков характерны:

  1. Наличие в группе инициаторов и провокаторов.
  2. Готовность группы решать свои проблемы за счет более слабых личностей.
  3. Анонимность каждого участника агрессивных действий в социуме.
  4. Взаимная индукция членов преступного сообщества.
  5. Сопровождающие их процессы заражения.
  6. Публикации в СМИ, художественной литературе, кино о положительном и героическом образе преступника. [ 3, С. 187].

Так какой же вред приносит обществу и личности в частности групповая и индивидуальная агрессия?

  1. Моральный ущерб от оскорблений, унижений, издевательств над личностью, направленные на снижение социально-психологического статуса оскорбляемых людей. Цель моральных оскорблений – дискредитировать того или иного человека в глазах других людей, унизить его человеческое достоинство, вызвать у оскорбляемого депрессивное состояние и подавить его волю. [5, С. 183].
  2. Физический ущерб от нанесения телесных повреждений другим людям, приводящих к расстройству их здоровья.
  3. Материальный ущерб выражается в завладении преступной группой материальных ценностей жертв преступления, путем разбойного нападения, вымогательства или приведение имущества в негодное состояние в результате актов вандализма. [10, С. 14].
  4. Психологический ущерб становится следствием морального, физического или материального ущерба, в результате которых нарушается внутренний статус жертвы. Разрушается сложившийся образ жизни. Следствие такого ущерба приводит личность к мысли о суициде. [11, С. 48].

Это деление конечно же условное. Все виды ущерба взаимосвязаны и тесно переплетены. Все в конечном итоге зависит от степени физической, моральной и психологической устойчивости личности к подобного рода агрессии.

Рассмотрим подробно основные причины, способствующие этому явлению:

1. Негативное влияние семьи на психологию сознания подростка. Отсутствие семейного воспитания является первопричиной асоциального формирования личности и в последующем становление на преступный путь. Это демонстрируется на примере родителей и других старших членов семьи. К этому можно отнести пьянство, аморальное поведение, грубость и жестокость в отношениях с окружающими и членами семьи. Многие подростки не выдерживают жестокости и садизма, издевательства в семьях и поэтому убегают из родного дома на улицу. Такие дети пополняют ряды беспризорников. Среди беспризорных детей, много брошенных родителями. Такие подростки сбиваются в агрессивные группы, где царят жестокие законы выживания. Так же способствует нарастанию доли беспризорных детей увеличение потока беженцев и эмигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Нищета, безысходность сопровождаются непомерным употреблением алкоголя и суррогатных напитков. Семьи алкоголиков не занимаются воспитанием подростков, а порой и сами толкают их на преступный путь. В таких семьях, если их можно назвать семьей, очень не благоприятный социально-психологический климат. Внутрисемейные конфликты решаются не цивилизованными способами, что приводит к росту бытовых преступлений (тяжкие телесные повреждения, доведение до суицида подростков, спаивание подростков). [8, С. 26].

Приобщившись к алкоголю в семье, такие подростки объединяются в группы для удовлетворения потребности в алкоголе. Для приобретения алкоголя требуются деньги и для их добычи подростки совершают преступления (грабежи, разбойные нападения, квартирные кражи). Жестокость в семье порождает жестокость уличных группировок подростков. [ 7, Москва, 2016].

Особой жестокостью отличаются банды, состоящие из девочек. Они совершают особо дерзкие и циничные преступления, связанные с насилием над личностью.

2. Для социально не благополучных семей характерно их генетическое неблагополучие.

Дети, рожденные в таких семьях, страдают различными врожденными психическими и соматическими болезнями. Они отстают от своих сверстников в психическом развитии, не посещают дошкольных учреждений, не ходят в школу. Становятся замкнутыми и агрессивно настроенными против общества. У таких детей есть прямой путь в криминальную среду, к таким же, как и они подросткам. Зачастую в криминальной среде их используют в качестве грубой физической силы против неугодных. [12, С. 143].

Из вышеперечисленного мы видим, что отрицательное влияние семьи на криминальное поведение подростков может быть двух типов: непосредственное и опосредованное. Чтобы избежать влияние семьи на криминализацию подростка необходимо преодолеть все виды семейного неблагополучия. Для этого необходима воля государства и общества в целом.

Что для этого необходимо сделать в первую очередь?

  1. Выявить и взять на контроль все не благополучные семьи.
  2. Разработать меры профилактики по предупреждению рождения детей генетически неблагополучных. [ 2, С. 312].
  3. Своевременно лишать родительских прав родителей ведущих аморальный и криминальный образ жизни.
  4. Внедрять программу строительства муниципального жилья для многодетных семей.
  5. Обучать социальных работников в учебных заведениях для работы с социально не благополучными семьями.
  6. Создать семейные консультации для профилактики и разрешения семейных конфликтов в социально не благополучных семьях.
  7. Создать специальные центры для оказания социальной помощи лицам, подвергнувшихся насилию в семье, с временным пребыванием в центре. [6, С. 593].
  8. Проводить занятия в специальных центрах с родителями не благополучных семей.
  9. Организовать работу социальных педагогов, ориентированных на работу с социально не благополучными семьями.

Косвенные отрицательные влияния семьи

Часто, с виду в благополучных семьях подростки предоставлены сами себе. Родители удовлетворяют непомерные материальные потребности и запросы подростков. В результате у подростка воспитываются эгоизм, не уважение к другим людям, безответственность, агрессивность, жестокость. Подросток становится асоциальной личностью и встает на криминальный путь. Все вышеперечисленные меры помогут профилактике и уменьшению криминализации среди подростков из социально не благополучных семей.

Проблема, в общем разрешима. Для этого требуется государственная программа по оздоровлению социально не благополучных семей.

Читайте также

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584 – 592.
  2. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 312.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблемы одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188 – 189.
  5. Симонович Н. Е. Проблемы увеличения продолжительности и качества жизни людей: психологические аспекты В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 183-184.
  6. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592 – 594.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса Москва, 2016.
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23- 29.
  9. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48 – 52
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ,, Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  12. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет”, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142-144.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4 ). С. 82 – 92.

Цитировать

Максимова, О.А. Подростковая агрессия: социально-психологические причины / О.А. Максимова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 383-388. — URL: https://novainfo.ru/article/10514 (дата обращения: 23.01.2022).

Поделиться