Сравнительный анализ существующих web-систем проведения социологических опросов

№59-1,

Технические науки

В статье рассматриваются web-системы проведения социологических опросов. Проведен сравнительный анализ программных продуктов на основе нескольких критериев: отчетность; импорт/экспорт анкет; удобство формирования анкет; оценивание анкет; распространение анкет. Данный анализ показал, что только две системы имеют значения интегрального показателя качества, превышающего базовое значение.

Похожие материалы

Современные информационные технологии оказывают значительное влияние на развитие методологии социологических исследований. Всемирная сеть порождает множество площадок для высказывания мнений, размещения информации о себе и своих предпочтениях. Вместе с тем web - исследования пока еще не получили широкого признания в научной среде, и основная причина постановки вопроса о их легитимности – ошибки охвата и использование целевого (не вероятностного) отбора респондентов. При этом довольно часто не учитываются как высокая релевантность web – опросов для решения конкретных исследовательских задач, так и возможности применения вероятностных методов отбора [1].

На сегодняшний день существует много различных web - систем для сбора и анализа социологических опросов. Для исследования предметной области были выбраны следующие программно - информационные решения:

  1. Webanketa
  2. Polldaddy
  3. Key Survey
  4. Mentimeter
  5. Datafield

Рассмотрим каждую более подробно.

Webanketa — это сервис для создания опросов, тестов и голосований, который подойдёт как предпринимателям и крупным фирмам, так и студентам или друзьям [8].

Сервис обладает мощными движком, позволяющим самостоятельно создавать разнообразные виды форм.

Polldaddy — это функциональная онлайн-платформа для проведения опросов и исследований с неплохими возможностями и гибкими настройками, в том числе редактированием CSS и отчётами.

Key Survey — это веб-сервис для создания опросов и обработки результатов в средних и крупных организациях. Продукт предлагает обширный набор функций, который позволяет создавать, управлять и анализировать данные исследований. Пользователи могут получить несколько решений для сбора обратной связи, вовлечения сотрудников, исследования рынка и опросов клиентов.

Key Survey предлагает менеджер контактов. Он позволяет просматривать и управлять участниками опроса путем группировки данных. Можно вносить свои собственные поля. И синхронизировать базу с CRM-системами. Доступно и управление задачами, определение уровней доступа [5,8].

Mentimeter — это инструмент для создания презентаций, организации встреч, мероприятий и внесения интерактива. Он поможет сделать лекцию, воркшоп или совещание интерактивным с помощью мгновенных опросов. Доступны различные типы вопросов.

DataField — это сервис для создания форм, опросов и способ для сбора данных и оценок в режиме реального времени от всех заинтересованных сторон, в любом месте и в любое время.

В качестве критериев для сравнительного анализа программных продуктов, выберем следующие:

A1 – Отчетность (способ предоставления информации);
A2 – Импорт / экспорт анкет;
A3 – Удобство формирования анкет;
A4 – Оценивание анкет;
A5 – Распространение анкет.

Для определения весов критериев воспользуемся аналитической иерархической процедурой Саати. Правила заполнения матрицы парных сравнений представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значения коэффициентов матрицы парных сравнений

Xij

Значение

1

i-ый и j-ый критерий примерно равноценны

3

i-ый критерий немного предпочтительнее j-го

5

i-ый критерий предпочтительнее j-го

7

i-ый критерий значительно предпочтительнее j-го

9

i-ый критерий явно предпочтительнее j-го

Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев представлены в таблице 2.

Таблица 2. Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса критериев

A1

A2

A3

A4

A5

Среднее геометрическое

Веса критериев

A1

1

5

1

9

3

2.67

0.37

A2

1/5

1

1/5

5

1/5

0.53

0.07

A3

1

5

1

9

3

2.67

0.36

A4

1/9

1/5

1/9

1

1/5

0.22

0.03

A5

1/3

5

1/3

5

1

1.23

0.17

Сумма

7.30

1

Диаграмма весовых коэффициентов для критериев A1, A2, A3, A4, A5 представлена на рисунке 1.

Весовые коэффициенты критериев качества
Рисунок 1. Весовые коэффициенты критериев качества

Проведем проверку матрицы попарных сравнений на непротиворечивость [3]. Суммы столбцов матрицы парных сравнений:R1=2,64; R2=16,20; R3=2,64; R4=29; R5=7,4.

Путем суммирования произведений сумм столбцов матрицы на весовые коэффициенты альтернатив рассчитывается вспомогательная величина L = 5,2. Индексом согласованности ИС = (L-N)/(N-1) = 0,05

Величина случайной согласованности для размерности матрицы парных сравнений: СлС = 1.12.

Отношение согласованности ОС=ИС/СлС = 0.05 не превышает 0.2, поэтому уточнение матрицы парных сравнений не требуется.

Используя полученные коэффициенты определим интегральный показатель качества для программных продуктов

Для этого воспользуемся категориальной шкалой от 0 до 7 (где 0 – качество не удовлетворительно, 7 – предельно достижимый уровень качества на современном этапе) для функциональных возможностей программных продуктов. Значения весовых коэффициентов ai соответствующие функциональным возможностям продуктов:

  • Отчетность (способ предоставления информации) a1 = 0.37;
  • Импорт / экспорт анкет a2 = 0.07;
  • Удобство формирования анкет a3 = 0.36;
  • Оценивание анкет a4 = 0.03;
  • Распространение анкет a5 = 0.17;

Определим (по введенной шкале) количественные значения функциональных возможностей Xij (таблица 3). Вычислим интегральный показатель качества для каждого программного продукта.

Таблица 3. Интегральные показатели качества

Критерии

Весовые коэффициенты

Программные продукты

Базовые значения

Webanketa

Polldaddy

Mentimeter

Key Survey

Datafield

Отчетность

0.37

7

1

3

5

3

3.8

Импорт / экспорт анкет

0.07

5

0

3

2

1

2.2

Удобство формирования анкет

0.36

6

3

3

4

3

3.8

Оценивание анкет

0.03

5

0

0

1

3

1.8

Распространение анкет

0.17

6

0

0

3

3

2.4

Интегральный показатель качества Q

6.26

1.46

2.41

3.96

2.86

3.39

Интегральный показатель качества равен: Qj=∑ai*Xij (для j-го программного продукта) [2].

Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества программных продуктов
Рисунок 2. Лепестковая диаграмма интегральных показателей качества программных продуктов

Лепестковая диаграмма значений характеристик качества функциональных возможностей (критериев) представлена на Рис. 3.

Лепестковая диаграмма значений функциональных характеристик
Рисунок 3. Лепестковая диаграмма значений функциональных характеристик

Сравнительный анализ систем анкетирования показал, что из пяти рассмотренных программных средств только два (Webanketa, Key Survey) имеют значение интегрального показателя качества, превышающего базовое значение.

Из полученных результатов, можно сделать вывод, что необходимо разработать web-систему, которая включала бы в себя все плюсы рассмотренных программных средств.

Список литературы

  1. Мавлетова А.М. Социологические опросы в сети интернет: возможности построения типологии// Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С. 115-134.
  2. Морозов А.О., Рыбанов А.А. Экспертная оценка программных продуктов для расчета метрических характеристик физической схемы базы данных// Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-1 (45). С. 97-102.
  3. Рыбанов А. Определение весовых коэффициентов сложности тем учебного курса на основе алгоритма Саати // Педагогические измерения. 2014. № 4. С. 21-28.
  4. Datafield - Конструктор форм и опросов для сбора данных. URL: http://data-field.com/
  5. Key Survey - Конструктор опросов, анкет и сервис проведения исследований. URL: https://www.keysurvey.com/
  6. Mentimeter - Платформа для совместной работы, встреч и обучения. URL: https://www.mentimeter.com/
  7. Polldaddy - Онлайн-платформа для проведения опросов. - URL: https://polldaddy.com/
  8. Startpack - Система поиска и подбора облачных сервисов по характеристикам и отзывам. - URL: https://startpack.ru/
  9. Webanketa - Бесплатное создание анкет, опросов, тестов и голосований. URL: http://webanketa.com/ru/