Проектное управление как эффективный механизм менеджмента

№59-1,

Экономические науки

В статье обоснована важная роль проектного управления в обеспечении эффективного менеджмента субъекта хозяйствования. Показано, что для успешного выполнения проектных работ, достижения запланированных результатов в срок и с надлежащим качеством необходимо создать проектную команду.

Похожие материалы

Существуют различные определения проекта у современных авторов, некоторые из них имеют общие черты, иные отличаются друг от друга. Проведенное исследование таких определений в ряде источников позволило сгруппировать их в таблице 1.

Таблица 1. Основные определения проекта

Источник

Определение проекта

Стандарт PMBoK 5

Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.

Английская Ассоциация проект-менеджеров

Проект – это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов.

Германия, стандарт

DIN 69901

Проект – это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например, задание цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления.

И.П. Беликова [2]

Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но в то же время определенного результата.

Т. Бронникова [3]

Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.

И.А. Лещева, Э.В. Страхович [6]

Проект – это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов.

Приведенные определения во многом похожи, все они указывают на некоторые признаки проекта. Владея информацией, о том, что представляет собой проект, и, каковы его признаки, менеджер сможет легко им управлять.

Принципы, на которых создается проект, примерно одинаково описываются у авторов, в ходе исследования было сделано обобщение и классифицированы наиболее часто встречающиеся из них (на основании источников [1; 3; 4; 5]):

  1. создать лучший в своем роде проект, учитывая для решения какой задачи он создается;
  2. способствовать успеху проекта и удобство его реализации и применения у его конечных пользователей;
  3. создать стабильно выполняющийся проект, который будет устойчивым, не смотря на возможные кризисные явления;
  4. использовать в проекте различные инновации и информационные технологии;
  5. поддерживать и обеспечивать наилучшую производственную инфраструктуру для создания и реализации проекта;
  6. проект должен быть доступным его заказчикам и реализаторам проектной идеи, информация должна быть открытой и понимаемой;
  7. сотрудничать с другими разработчиками и проектными организациями для обмена информацией и технологиями (к сожалению, в наших условиях такое встречается нечасто);
  8. в ходе работы над созданием и реализацией проекта должны применяться идеалы его свободного обеспечения информацией: свобода использования, свобода распространения, свобода изучения и изменения и свобода распространения измененной версии проекта;
  9. создание проекта – это открытый процесс разработки, основанный на преимуществах свободного обеспечения информацией, данными, технологиями и программами, который способствует объективному общественному контролю, индивидуальной ответственности и самоорганизации при работе в распределенной среде;
  10. в создании проекта необходима открытость в сотрудничестве, общении, разработке, распространении, предоставлении исходных данных о проекте и открытом мышлении;
  11. особое внимание должно уделяться выбору средств работы над проектом – следует уважать разные способы работы, формирования как самого проекта, так и настройки проектных приложений, сред, инструментальных средств или интерфейсов программ и разные цели пользователей и разработчиков, ценить разнообразие и множественность, как способ удовлетворения потребностей широкого круга людей в проектном управлении;
  12. необходимо использовать стандарты, облегчающие взаимодействие и интеграцию разнообразных служб и приложений, в стандартах следует видеть основу для свободы выбора, против замкнутости и монокультуры;
  13. одной из мер проектов выступает качество, стремясь применять лучшие технические решения, основанные на непрерывных и прозрачных процессах разработки; это достигается, сосредоточив внимание на решении возникающих у лиц, вовлеченных в проект (включая исполнителей, партнеров, заказчиков и т.д.) проблем, поддерживая стабильность проекта, следуя четко определенным правилам контроля процесса разработки и качества в целом;
  14. в ходе управления проекта должна быть прозрачность процесса принятия решений, прозрачность общения и прозрачность работы и взаимодействия, это включает в себя ответы на вопросы, предоставляя всю соответствующую информацию, а также активно привлекая все заинтересованные стороны, культура, внутренняя работа которой может быть понята всеми, обеспечивает самую эффективную и продуктивную среду для достижения целей;
  15. необходимо учитывать пожелания пользователей результатов проекта, ведь именно для них он и создается;
  16. вовлекать пользователей результатов проекта в процесс разработки, прислушиваться к их аргументам и решать проблемы конструктивно и открытым путем; сообщество, основанное на взаимном уважении, является основой для творческой и производительной среды, позволяющей проекту быть действительно успешным; не должно быть социальной дискриминации и надо делать все для создания среды, в которой люди чувствуют себя безопасно и комфортно.

В экономическом плане существуют принципы:

  1. Эффективность – проект предполагает осуществление мероприятий по созданию неких результатов, направленных, прежде всего, на обеспечение:
    • существенной экономии средств, требующихся для реализации проекта в целом, за счет привлечения средств различных субъектов предпринимательства, участвующих в проекте на правах соинвесторов, путем создания для них режима инвестиционной привлекательности;
    • максимального использования в ходе реализации проекта существующих зданий и сооружений с сохранением (по возможности) расположенных на территории инженерных сетей и коммуникаций, дорог, зеленых насаждений и пр.;
    • применения опыта и методов реализации типовых проектов, что позволяет существенно удешевить стоимость.
  2. Этапность − проектом предлагается стратегия этапности его создания, ориентированная, прежде всего, на максимально возможное сокращение сроков его реализации, в связи с чем предусматривается:
    • организация процесса предпроектной и проектной подготовки объектов по-возможности в параллельном режиме, причем в большей степени это относится к вопросам согласования и отработки замечаний, полученных в ходе согласования проектной документации;
    • предварительная проработка вариантов использования существующего имущественного комплекса, включая проведение необходимых изысканий и получение предварительных заключений и согласований от соответствующих служб;
    • решение необходимых организационно-технических вопросов по привлечению субъектов малого предпринимательства;
    • определение перспективных зон реализации проектов с выделением первоочередных пусковых комплексов;
    • проведение маркетинговых исследований для определения наиболее оптимальных решений;
    • координация проведения подготовительных работ.
  3. Комплексность − проект предполагает создание развитой инфраструктуры для минимизации общехозяйственных и прочих затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с осуществлением ими производственной деятельности на специализированной территории, в том числе:
    • централизованное обеспечение охраны, наружного освещения и благоустройства;
    • создание специализированной сервисной службы для обслуживания;
    • соответствующее оснащение многофункционального делового центра проекта, который позволит создать необходимые условия для работы.
  4. Приоритетность − проект предполагает создание и дальнейшую эксплуатацию для размещения в инновационном бизнесе, главным образом в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях, в целях обеспечения имущественной поддержки проектов, имеющих прежде всего высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу и обеспечивающих решение приоритетных задач.

Для успешного выполнения проектных работ, достижения запланированных результатов в срок и с надлежащим качеством необходимо создать проектную команду, состоящую из консультантов исполнителя и специалистов заказчика проекта.

Важным вопросом является команда проекта, представляющая собой совокупность отдельных лиц (участников проекта), привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Вхождение в команду проекта ключевых специалистов и менеджеров высшего звена заказчика является одним из условий успешного достижения целей проекта. Описание проектных ролей от исполнителя приведено в таблице 2.

Таблица 2. Проектные роли команды проекта со стороны исполнителя

Роль

Описание

Куратор проекта

Как правило, руководитель высшего звена, который курирует проект, обеспечивает общий контроль и поддержку проекта финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Куратор проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации.

Руководитель проекта

Руководитель проектной команды, ответственный за управление проектом, достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.

Системный архитектор

Обеспечивает управление рабочей группой и контроль качества в рамках всех этапов проекта. Формирует архитектуру и идеологию проекта, оценку имеющихся технических возможностей, взаимосвязи со смежными системами, проектную документацию.

Бизнес-аналитик

Обеспечивает двустороннюю взаимосвязь между предметными экспертами (функциональными специалистами) заказчика и IT-специалистами исполнителя путем сбора требований, их обработки, документирования и передачи специалистам исполнителя, а также путем доведения полученных результатов до представителей заказчика.

Специалист по модели данных

Является архитектором модели данных проекта. Формирует концептуальную и логическую модели данных. Участвует в формировании физической модели данных.

Существуют также проектные роли со стороны заказчика (таблица3).

Таблица 3. Описание проектных ролей команды проекта со стороны заказчика

Роль

Описание

Куратор

проекта

Аналогично таблице 2.

Руководитель

проекта

Аналогично таблице 2.

Системный архитектор

Обеспечивает контроль качества со стороны заказчика в рамках всех этапов проекта. Участвует в разработке и согласовании проектных решений, формировании проектной документации.

Предметный

эксперт

Сотрудник, являющийся экспертом в определенной области бизнеса заказчика, понимающий протекающие в ней бизнес-процессы и обладающий знаниями о бизнесе заказчика в целом.

Системный администратор

Сотрудник, обеспечивающий штатную работу серверного оборудования, системного программного обеспечения, поддержку и настройку информационной безопасности на уровне системного ПО.

Администратор безопасности

Сотрудник, обеспечивающий информационную безопасность внутри IT-инфраструктуры компании и разграничение прав доступа как к IT-ресурсам, так и к данным. В разных организациях обязанности могут варьироваться.

Администратор

сети

Сотрудник, отвечающий за работу компьютерной сети в штатном режиме, настройку безопасности и ее развитие.

Разработчики информационных систем

Сотрудники, отвечающие за развитие и сопровождение информационных систем заказчика.

Для успешной и слаженной работой над проектом, участники команды проекта должны обладать соответствующей квалификацией. Степень ответственности каждого члена проектной команды за выполнение той или иной задачи на каждом из этапов проекта определяется матрицей ответственности.

Многие авторы отмечают, что существуют определенные особенности работы проектной команды, которые можно представить в виде принципов:

  1. Принцип реализации выработки эффективного побуждения участников и руководителей проектной команды от исполнителя и заказчика к результативному выполнению порученного им труда в четко установленные сроки и согласно утвержденным регламентам, с соблюдением чести и достоинства работников без унижения их достоинства и прочих моментов, приводящих к личностной деформации и ухудшению качества труда.
  2. Принцип фиксации интеллектуального и психо-эмоционального внимания участников и руководителей проектной команды от исполнителя и заказчика на существующей проблеме путем специального алгоритма действий и документооборота, с целью поиска решения по ее преодолению оптимальным образом, включая командные или коллегиальные методы работы.
  3. Принцип применения организационно-административного подкрепления, при котором формируется и подкрепляется регламентируемое, желаемое трудовое поведение участников и руководителей проектной команды от исполнителя и заказчика путем желательно позитивных мотивов.
  4. Принцип активного восприятия существующей действительности на предприятии и имеющихся трудовых отношений участников и руководителей проектной команды от исполнителя и заказчика при составление документов, в ходе которых реализуются орагнизационно-административные методы управления.
  5. Принцип формирования четких требований при разработке регламентирующих и побуждающих документов, необходимых для работы участников и руководителей проектной команды от исполнителя и заказчика, в ходе которых будет создаваться двунаправленная действенная связь между начальниками и работниками.

Если учитывать все указанные особенности, команда проекта будет работать эффективно, а проектный подход к управлению станет мощным и эффективным механизмом менеджмента.

Список литературы

  1. Анализ перспективных подходов к проектированию систем безопасности распределенных компьютерных сетей / Гришин И.Ю. // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2015. № 2. С. 36-40.
  2. Беликова, И.П. Управление проектами: учебное пособие (краткий курс лекций) / И.П. Беликова. – Ставрополь, 2014. – 80 с.
  3. Бронникова, Т. Разработка бизнес-плана проекта / Т. Бронникова. – М. : Инфра-М, 2016. – 224 с.
  4. Грекул, В.И. Проектное управление в сфере информационных технологий [Электронный ресурс] / В.И. Грекул, Н.В. Коровкина, Ю.В. Куприянов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 336 с.
  5. Использование CRM-систем на предприятиях санаторно-курортной сферы / Гриневич К.В., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 356-360.
  6. Лещева, И.А. Основы управления проектами / И.А. Лещева, Э.В. Страхович. – СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. – 96 с.
  7. Модель государственно-частного партнерства / Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Гришин И.Ю., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 75.
  8. Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым / Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В. // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 31-36.