Процесс создания и реализации проекта в рамках проектного управления

№59-1,

Технические науки

В статье рассматривается технология применения методов управления в процессе создания и выполнения проекта. приводится анализ содержания основных этапов процесса создания и выполнения проекта. Показано, что процесс создания и выполнения проекта является важным инструментом проектного управления.

Похожие материалы

Исследование вопроса показало, что под процессом создания и выполнения проекта следует понимать деятельности субъектов управления, которые объединены в некую систему, для того, чтобы достигать поставленных целей проекта в обозначенные сроки с помощью применения определенных методов в ходе реализации функций управления им [1-6].

Процесс создания и выполнения проекта, как указывается в ряде литературных источников [3-7], может выражаться в различных формах и иметь сложную структуру, но в общем смысле он будет состоять из функций управления, последовательно объединяемых в циклы управления.

При этом применение определенного решения, за которым следуют конкретные методы управления, является ключевым блоком данных циклов управления. Тип решения, как указано у А.Н. Павлова [8], может выбираться, исходя из различных подходов менеджмента, применяемых на предприятии – процессного, количественного, системного, ситуационного.

При этом выбор методов управления в процессе создания и выполнения проекта, по мнению других авторов, зависит от вида решения, принимаемого в процессе управления. При этом следует отметить, что они классифицируются по различным критериям:

  • исходя из особенностей объекта решения (в своей основе имеют ориентировку на цели, средства, структуру, ситуации, процесс, количественные и качественные данные);
  • достоверности предоставляемой входящей информации (ее полноты, истинности, степени правдивости, риска и надежности);
  • временным интервалам действия будущий последствий (оперативные, текущие, тактические, стратегические, перспективные, прогнозные);
  • особенностей взаимосвязей с уровнями иерархии осуществления планирования, анализа и контроля;
  • возвратности цикла управления, повторяемости (единичные случайного типа, имеющие тенденции к повторению, рутинного плана);
  • по охвату уровней производства (для предприятия в целом, для функциональных подразделений, для процессов);
  • исходя из количества решений, дифференцируемых в процессе их принятия (статического плана, динамического характера; многоступенчатые, среднеступенчатые, одноступенчатые);
  • в зависимости от лица, принимающего решение (одним начальником, коллегиальные управленческие, производственные, инициируемые подчиненными-исполнителями конкретных процессов);
  • особенностям применяемых изменений, имеющихся данных (жесткого типа, гибкого типа);
  • степени конкретизации независимости (автономного характера, дополняющего типа).

Применение методов управления в процессе создания и выполнения проекта определяется достаточно большой степенью отрегулированности его структуры (Л. Лич [7]). Для решения, которое имеет определенную структуру выбор конкретного вида методов или их сочетаний будет исходить из матрицы решений (таблица 1).

Таблица 1. Процесс применения методов управления в процессе создания и выполнения проекта

Цели Z=f(k)→

Оценки риска →

Матрица

решений

Матрица данных

→ Решение А opt

D1

D2

Di

Альтернативы

A1

K11

K12

Ki

A2

K21

K22

Ki

An

An1

An2

Kni

Ход процесса создания и выполнения проекта, основываясь на совокупном мнении ряда авторов [7-10] может быть рассмотрен в виде определенной последовательности действий (таблица 2).

Таблица 2. Содержание основных этапов процесса создания и выполнения проекта

Этап

Содержание этапа

Сбор информации о возможных проблемах, на решение которых будет направлен проект

Наблюдение за внутренней средой предприятия. Наблюдение за внешней средой

Выявление и определение причин возникновения проблемы для последующего выбора решений

Описание проблемной ситуации. Выявление организационного звена, где возникла проблема. Формулировка проблемы. Оценка ее важности. Выявление причин возникновения проблемы

Формулирование целей

Определение целей проекта. Формулировка целей решения проблемы

Обоснование стратегии

Детальное описание объекта. Определение области изменения переменных факторов. Определение требований к решению. Определение критериев эффективности решения. Определение ограничений

Разработка вариантов

Расчленение задачи. Поиски идей решения по каждой подзадаче. Построение моделей и проведение расчетов. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме. Обобщение результатов по каждой подзадаче. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче. Разработка вариантов.

Выбор лучшего варианта

Анализ эффективности вариантов решения. Оценка влияния неуправляемых параметров

Корректировка и согласование

Проработка решения с исполнителями. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами. Утверждение решения

Реализация применения выбранных методов

Подготовка рабочего плана реализации. Его реализация. Оценка эффективности проекта.

Особенностью процесса создания и выполнения проекта является распределение полномочий:

  • по направлению централизации решений;
  • по направлению делегирования полномочий.

Последствия делегирования и централизации решений в ходе управления процессом создания и выполнения проекта представлены в таблице 3.

Таблица 3. Последствия делегирования и централизации решений в ходе управления процессом создания и выполнения проекта (на основании работ [1; 4-7; 9])

Результат

Преимущества делегирования.

Недостатки централизации

Недостатки делегирования.

Преимущества централизации

Успех фирмы

Улучшение результатов из-за повышения ответственности исполнителей.

Снижение затрат.

Возможность отсутствия менеджера.

Требуется высокая квалификация низших уровней управления.

Добавочные затраты на контроль принимаемых решений.

Качество решений

Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях.

Реальность принимаемых решений.

Далекие от реальности решения центра.

Недостаточная однородность принимаемых решений.

Однородность централизованного решения.

Проблема квалификации низших уровней управления.

Длительный процесс осуществления решений.

Загрузка менеджмента

Разгрузка верхних уровней.

Ненужность штабов.

Разгрузка путей коммуникации.

Загрузка подчиненных уровней.

Увеличение объема решений.

Координация

Самоопределение подчиненных уровней управления.

Их собственная ответственность.

Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях.

Возможность конфликта с нижними уровнями управления.

Повышение необходимости их контроля.

В определенных ситуациях методы управления процессом создания и выполнения проекта выступают средством снижения влияния риска в производственном процессе (таблица 4).

Таблица 4. Применение методов управления процессом создания и выполнения проекта как средство снижения влияния риска в производственном процессе

Направление

Снижение риска

Стимулирование сотрудников

Связь их интересов с риском.

Системы обеспечения

Охрана труда, пожарная безопасность, безопасность от провала, растрат, надежность продукции.

Сокращение систем

Дублирование ненадежных элементов.

Указатели ошибок

Тревожная сигнализация перед отказом.

Быстрое отключение

Нулевые схемы при критической ситуации.

Ограничение риска

Выбор правовой формы, рассредоточение, встречные сделки, оговорки о собственности, незначительная наличность в кассе, рассредоточение складов, производств, патентная защита.

Перекладывание риска

На третьих лиц (поставщиков, кредиторов, наемных работников, покупателей, государство).

Обеспечение

Договор о страховании.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс создания и выполнения проекта является не только эффективным инструментом реализации замыслов и достижения запланированных результатов, но и важным инструментом проектного управления.

Список литературы

  1. Анализ перспективных подходов к проектированию систем безопасности распределенных компьютерных сетей / Гришин И.Ю. // Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2015. № 2. С. 36-40.
  2. Беликова, И.П. Управление проектами: учебное пособие (краткий курс лекций) / И.П. Беликова. – Ставрополь, 2014. – 80 с.
  3. Бронникова, Т. Разработка бизнес-плана проекта / Т. Бронникова. – М. : Инфра-М, 2016. – 224 с.
  4. Грекул, В.И. Проектное управление в сфере информационных технологий [Электронный ресурс] / В.И. Грекул, Н.В. Коровкина, Ю.В. Куприянов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 336 с.
  5. Использование CRM-систем на предприятиях санаторно-курортной сферы / Гриневич К.В., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 356-360.
  6. Лещева, И.А. Основы управления проектами / И.А. Лещева, Э.В. Страхович. – СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. – 96 с.
  7. Лич, Л. Вовремя и в рамках бюджета: Управление проектами по методу критической цепи / Л. Лич; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2014. – 354 с.
  8. Модель государственно-частного партнерства / Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Гришин И.Ю., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 75.
  9. Павлов, А.Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK. Изложение методологии и опыт применения / А.Н. Павлов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 271 с.
  10. Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым / Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В. // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 31-36.