Актуальные вопросы регулирования государственной регистрации недвижимости

№59-1,

Юридические науки

В данной статье рассматриваются Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Похожие материалы

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон). Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В данной статье приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с законами о кадастре недвижимости и о регистрации прав на недвижимость.

Данный закон сформировал Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединил сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).

В связи с данными изменениями в ЕГРН войдут реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Ранее сведения о границах содержались в кадастре недвижимости.

ЕГРН ведется в электронном виде, что является более целесообразным для нашего современного общества. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе охраняться оформленные в письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах. До вступления в силу данного Закона кадастр недвижимости и ЕГРП велись на электронных и бумажных носителях, причем последние имели приоритет.

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости заносятся сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе. В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносились.

На сегодняшний день зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые подлежали государственной регистрации.

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее - Росреестр). Эти полномочия нельзя теперь передать подведомственным учреждениям. До начала вступления данного закона государственной регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществлял Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственной регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составили ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. Ранее одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, регистрируются без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственной регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

Также в новом Законе был установлен перечень лиц, по заявлениям которых учитываются объекты недвижимости и регистрируются права на них. До принятия данного Закона заявление о постановке на учет объекта недвижимости могло подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и согласно предыдущему закону, можно представить двух видах: в бумажном и электронном.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться либо направить документы почтой в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ приведен на сайте Росреестра. Ранее заявление о кадастровом учете подавалось по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о государственной регистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен. Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственной регистрация может быть приостановлены. По сравнению с предыдущими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о государственной регистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственной регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственной регистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено. Ранее государственной регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Отметим, что согласно введенным правилам Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оформления права собственности и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации.

Список литературы

  1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 13.07.2015 №218-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ"
  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 июля 1997 № 122-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"
  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24 июля 2007 № 221-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ НЕДВИЖИМОСТИ"
  5. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 24-26.
  6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ Гарифуллина А.Ф., Мухаметдинова Э.Р. В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: А. Н. Плотников, А. В. Постюшков, Л. А. Тягунова. 2013. С. 42-43.
  7. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ Ханнанова Т.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в агропромышленном производстве Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVII Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2007". 2007. С. 300-302.
  8. БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК (ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ) Ханнанова Т.Р. Уфимский научный центр РАН. Уфа, 1998.
  9. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2013. № 3. С. 282-293.
  10. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Нефть, газ и бизнес. 2010. № 2. С. 67-69.
  11. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 219-221
  12. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 2004 ПО 2014 ГОД Файзелгаянов А.Ф., Шапошникова Р.Р. NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С. 77-78.
  13. РЕАЛИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Асадуллина Н.З., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-1 (10). С. 123-125.
  14. УГОЛОВНОЕ ПРАВО В СХЕМАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Дикаев С.У., Сабитов И.К., Шарипкулова А.Ф. Уфа, 2010.
  15. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Сабитов И.К., Рябов С.А., Фаттахов Ч.Р. Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4. С. 1445-1448.
  16. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Толстыженко К.В., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ Материалы II международной научно-практической конференции. 2014. С. 111-113.
  17. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Ханнанов Р.А. Башкирский сельскохозяйственный институт. Уфа, 1989.
  18. УСТОЙЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 11. С. 1828-1854.