Важнейшими инструментами осуществления экономической политики государства и его воздействия на рыночную экономику являются налоги. Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, которые взыскиваются уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Эффективное функционирование экономики полностью зависит от правильной системы налогообложения. Она необходима для того, чтобы обеспечить государственный аппарат финансовыми ресурсами, которые необходимы для достижения поставленных целей. При помощи налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство может оказывать влияние на экономическую деятельность организаций, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы эффективная рыночная экономика невозможна.
Налоговая система РФ включает в себя большое число налогов и различных других сборов, которые образуют три уровня: федеральный, региональный и местный.
В настоящее время актуальной для современной налоговой системы является проблема фискальной направленности. Сама фискальная направленность на практике выражается в установлении жесткого регламента на налогооблагаемую базу. Согласно Налоговому кодексу РФ федеральными налогами признаются налоги, обязательные к уплате на всей территории России. Особенностями федеральных налогов РФ являются:
- они устанавливаются законодательными актами РФ;
- взимаются на всей территории РФ;
- круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления налогов в бюджет определяются законами РФ.
Также необходимо отметить, что сегодня существует проблема как неясность положений нормативных документов по налогообложению, их несопоставимость и запутанность, что ухудшает их изучение налогоплательщиками. Вследствие этого существуют ошибки при исчислении налогов, которые остаются практически неизбежными. Нестабильность, которая может быть присутствовать в государстве, а также противоречивость законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающие возможность их дополнительного толкования – это отпугивает иностранных инвесторов, а также создает серьезные преграды в работе отечественных производителей.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Из этого перечня налогов НДС занимает один из главных мест среди источников формирования бюджета. В настоящее время НДС – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.
Еще один из наиболее важных федеральных налогов – это налог на прибыль организаций – главный доходный источник федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль является федеральным регулирующим налогом и занимает важное место в системе налогообложения предприятия, организаций.
Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. Плательщики налога являются физические лица (резиденты РФ), а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ (нерезиденты).
Акцизы – косвенный налог, который устанавливается преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на иностранные товары. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики.
Налоги – один из методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов происходит управление внешней экономической деятельности, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.
Структура доходов федерального бюджета на 01.03.2015 (таблица 1):
Таблица 1. Объем поступлений доходов по основным источникам
Наименование доходов |
Сумма (млрд. руб.) |
Сумма (%) |
НДС |
4 098,8 |
31,86 |
Акцизы |
573,8 |
4,46 |
Налог на прибыль предприятий |
445,4 |
3,46 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 339,9 |
18,19 |
Прочие |
1 103,0 |
8,57 |
Всего доходов: |
12 865,9 |
100 |
Из таблицы 1 видно, что наиболее значимым является НДС. Его доля в общих доходах федеральных бюджетов составляет 31,86%.
Следует отметить, что Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет также определяются Налоговым кодексом РФ.
НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, НДФЛ – являются регулирующими доходными источниками. Поступления от данных налогов используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных.
Роль федеральных налогов в финансовой системе РФ заключается не только в фискальной функции, но и в том, что они служат механизмом воздействия на общественное производство, структуру и динамику, размещение, а также рост НТП. Федеральные налоги могут оказывать влияние на деятельность организаций путем стимулирования либо сдерживания. При помощи федеральных налогов обеспечить свободу товарному рынку. Федеральные налоги являются составной частью доходов государственного и местных бюджетов, осуществляя через расходную часть возможность финансового воздействия на экономику.