Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики

№59-2,

Педагогические науки

Показано основное содержание образовательной программы для врачей.

Похожие материалы

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики» со сроком освоения 18 академических часов по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» разработана рабочей группой сотрудников кафедры терапии и семейной медицины факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России.

Программа разработана с учетом Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н. При подготовке программы использована учебная, учебно-методическая и научная литература [1-15].

Цель Программы – удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; совершенствование имеющихся профессиональных компетенций (далее – ПК), необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Категория обучающихся – врачи специальностей «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия».

К лицам, поступающим на обучение по Программе, предъявляются следующие требования:

  • высшее образование – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
  • профессиональная переподготовка по одной из специальностей:

«Общая врачебная практика (семейная медицина)» – при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия»;

«Терапия» – при наличии подготовке в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование имеющихся профессиональных компетенций врачами специальностей «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»; совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков.

Учебный план определяет состав изучаемых модулей с указанием их трудоемкости, последовательности изучения; устанавливает формы реализации учебного процесса – очная/заочная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее – ДОТ и ЭО); формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия); конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся – зачет.

Характеристика профессиональных компетенций, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы

В результате освоения Программы у обучающегося совершенствуются следующие ПК:

  • готовность диагностировать различные виды нарушений углеводного обмена (ПК-1);
  • готовность к ведению больных с наиболее распространенными нарушениями углеводного обмена в амбулаторной практике (ПК-2);
  • готовность проведения профилактики нарушений углеводного обмена (ПК-3).

Перечень знаний, умений и навыков

По итогам освоения Программы обучающийся должен знать:

  1. Общие знания:
    • законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения;
    • медицинская деонтология;
    • основы анатомии и физиологии человека, половозрастные особенности;
    • основы общей патологии человека;
    • современные направления развития медицины;
    • основы и клиническое значение лабораторной диагностики заболеваний.
  2. Специальные знания:
    • современные методы диагностики нарушений углеводного обмена;
    • изменение лабораторных показателей при патологии углеводного обмена;
    • клинические проявления нарушений углеводного обмена;
    • принципы первичной и вторичной профилактики нарушений углеводного обмена.
  3. Знание сопутствующих и смежных дисциплин:
    • показания к проведению хирургического лечения осложненном течении сахарного диабета;
    • тактика ведения пациентов с кетоацидотической комой с условиях отделения реанимации и интенсивной терапии.

По итогам освоения Программы обучающийся должен уметь:

  • применять знания клинической анатомии поджелудочной железы;
  • применять знания нормальной и патологической физиологии углеводного обмена, взаимосвязь данной системы с другими органами и системами организма;
  • выявлять ранние нарушения углеводного обмена;
  • проводить дифференциальную диагностику заболеваний углеводного обмена;
  • наблюдать и проводить совместно с эндокринологом лечение больных с нарушениями углеводного обмена на амбулаторном этапе.

По итогам освоения Программы обучающийся должен владеть:

  • методами первичной и вторичной профилактики нарушений углеводного обмена;
  • методами диагностики (интерпретации данных лабораторных обследований) нарушений углеводного обмена.

Программа состоит из двух учебных модулей.

Модуль 1. Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики.

Код

Наименование тем, подтем

1.1

Сахарный диабет в работе врача общей практике. Общие сведения.

1.1.1.

Определение и классификация сахарного диабета. Эпидемиология.

1.1.2.

Факторы риска развития сахарного диабета 2 типа. Группы риска развития сахарного диабета 2 типа.

1.1.3.

Этиология и патогенез сахарного диабета 2 типа.

1.1.4.

Скрининг и ранняя диагностика нарушений углеводного обмена.

1.2

Диагностические критерии нарушений углеводного обмена (нарушения гликемии натощак, нарушения толерантности к глюкозе, сахарного диабета). Современные требования к формулировке диагноза.

1.3

Многофакторная модель управления сахарным диабетом 2 типа. Алгоритм индивидуализированного выбора целей терапии сахарного диабета. Критерии эффективности терапии.

1.4

Современные подходы к модификации образа жизни: рекомендации по питанию и режимам физической активности.

1.5

Сахароснижающая терапия при сахарном диабете 2 типа.

1.5.1.

Стратификация, мониторинг и интенсификация.

1.5.2.

Основные группы препаратов для лечения сахарного диабета 2 типа: преимущества и недостатки. Рациональные комбинации.

1.5.3.

Показания к инсулинотерапии. Основные режимы инсулинотерапии.

1.6

Мониторинг больных сахарным диабетом.

Режимы самоконтроля.

Модуль 2. Практические аспекты диагностики и выбора тактики лечения при нарушениях углеводного обмена.

Код

Наименование тем, подтем

2.1.

Сахарный диабет у беременных. Определение и диагностика гестационного сахарного диабета.

2.1.1.

Показания к проведению перорального глюкозотолерантного теста у беременных. Правила проведения и интерпретация результатов.

2.1.2.

Дифференциальная диагностика с манифестным сахарным диабетом.

2.1.3.

Диетотерапия, физические нагрузки и правила самоконтроля у беременных сахарным диабетом.

2.1.4.

Показания к инсулинотерапии. Правила проведения инсулинотерапии у беременных.

2.2.

Послеродовое наблюдение и планирование последующей беременности у женщин с гестационным сахарным диабетом.

2.3.

Профилактика сахарного диабета 2 типа у женщин с гестационным сахарным диабетом.

2.4.

Диагностические задачи.

Симуляционное обучение проводится на клинической базе кафедры с применением тренажёра для проведения сердечно-легочной реанимации, а также электронных учебных программ, интерактивных электронных пособий, слайдов и видео по теме. Симуляционное обучение направлено на отработку навыков грамотного применения методов дифференциального диагноза в ранней диагностике нарушений углеводного обмена, интерпретации инструментальных и лабораторных исследований у пациентов с сахарным диабетом.

Реализация Программы обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками кафедры терапии и семейной медицины факультета дополнительного профессионального образования.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается доступом к автоматизированной системе управления и проведения обучения, в том числе с ДОТ и ЭО (далее – Автоматизированная система). Автоматизированная система обеспечивает:

  • возможность входа в нее обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»);
  • одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по Программе;
  • доступ к учебному содержанию Программы и электронным образовательным ресурсам в соответствии с формой обучения;
  • фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения Программы;
  • формирование электронного образовательного портфолио обучающегося.

Контроль результатов обучения по каждому модулю Программы осуществляется в виде промежуточной аттестации. Форма промежуточной аттестации – зачет. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме зачета.

Итоговая аттестация по Программе выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы, а также требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после освоения программы в объеме, предусмотренном УП.

Лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Таковы основные положения учебной программы «Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики».

Список литературы

  1. Roitberg G.E., Dorosh Z.V., Sharkhun O.O. A new method for screening diagnosis of insulin resistance // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2015. Т. 158. № 3. С. 397-400.
  2. Roitberg G.E., Kreymer V.D. NBI-endoscopy. Method of early diagnosis of chronic diseases of the gastrointestinal tract // International Journal of Biomedicine. 2012. Т. 2. № 1. С. 41-44.
  3. Roitberg G.Ye., Ushakova T.I., Dorosh Zh.V. Role of insulin resistance in diagnostics of metabolic syndrome // Cardiology. 2004. № 3. С. 94.
  4. Грабер М. Руководство по семейной медицине / Грабер М., Лантернер М. / Перевод с англ. под общей редакцией проф. Г. Е. Ройтберга. – М.: Бином, 2002.
  5. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Тарабарин С.А., Шархун О.О. Повышение безопасности медикаментозной терапии в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 528-533.
  6. Дорош Ж.В., Кондратова Н.В., Ройтберг Г.Е., Сластникова И.Д., Шархун О.О. Профилактика и ранняя диагностика онкологических заболеваний в работе врача общей практики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57. С. 497-502.
  7. Общая врачебная практика. Национальное руководство в 2-х томах / Под ред. И. Н. Денисова, О. М. Лесняк. М.: Геотар-Медиа, 2013.
  8. Общая врачебная практика по Джону Нобелю в 4-х томах / Под общей ред. Дж. Нобеля. М.: Практика, 2005.
  9. Ройтберг Г.Е., Дорош Ж.В., Курушкина O.В. Метаболический синдром и распределение жировой ткани: точки соприкосновения и противоречивость взаимоотношений // Профилактическая медицина. 2010. Т. 13. № 1. С. 22-25.
  10. Ройтберг Г.Е., Дорош Ж.В., Шархун O.O., Ушакова Т.И., Трубино Е.А. Возможности применения нового метаболического индекса при оценке инсулинорезистентности в клинической практике // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2014. Т. 10. № 3. С. 264-274.
  11. Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Возможности повышения безопасности пациента в медицинской организации // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 135-142.
  12. Ройтберг Г.Е., Кондратова Н.В., Галанина Е.В. Сравнительная оценка уровня культуры безопасности в медицинских организациях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. Т. 24. № 4. С. 204-208.
  13. Ройтберг Г.Е., Ушакова Т.И., Шархун О.О., Дорош Ж.В. Интегральный подход к диагностике метаболического синдрома в клинической практике // Кардиология. 2012. Т. 52. № 10. С. 45-50.
  14. Руководство по внутренним болезням для врача общей практики / Под ред. Ф. И. Комарова. М.: МИА, 2007.
  15. Шархун О.О. Трудности диагностики метаболического синдрома в клинической практике // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 57. С. 436-441.