Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики» со сроком освоения 18 академических часов по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» разработана рабочей группой сотрудников кафедры терапии и семейной медицины факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России.
Программа разработана с учетом Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н. При подготовке программы использована учебная, учебно-методическая и научная литература [1-15].
Цель Программы – удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; совершенствование имеющихся профессиональных компетенций (далее – ПК), необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Категория обучающихся – врачи специальностей «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия».
К лицам, поступающим на обучение по Программе, предъявляются следующие требования:
- высшее образование – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
- подготовка в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
- профессиональная переподготовка по одной из специальностей:
«Общая врачебная практика (семейная медицина)» – при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия»;
«Терапия» – при наличии подготовке в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование имеющихся профессиональных компетенций врачами специальностей «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»; совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков.
Учебный план определяет состав изучаемых модулей с указанием их трудоемкости, последовательности изучения; устанавливает формы реализации учебного процесса – очная/заочная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (далее – ДОТ и ЭО); формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия); конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся – зачет.
Характеристика профессиональных компетенций, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы
В результате освоения Программы у обучающегося совершенствуются следующие ПК:
- готовность диагностировать различные виды нарушений углеводного обмена (ПК-1);
- готовность к ведению больных с наиболее распространенными нарушениями углеводного обмена в амбулаторной практике (ПК-2);
- готовность проведения профилактики нарушений углеводного обмена (ПК-3).
Перечень знаний, умений и навыков
По итогам освоения Программы обучающийся должен знать:
- Общие знания:
- законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения;
- медицинская деонтология;
- основы анатомии и физиологии человека, половозрастные особенности;
- основы общей патологии человека;
- современные направления развития медицины;
- основы и клиническое значение лабораторной диагностики заболеваний.
- Специальные знания:
- современные методы диагностики нарушений углеводного обмена;
- изменение лабораторных показателей при патологии углеводного обмена;
- клинические проявления нарушений углеводного обмена;
- принципы первичной и вторичной профилактики нарушений углеводного обмена.
- Знание сопутствующих и смежных дисциплин:
- показания к проведению хирургического лечения осложненном течении сахарного диабета;
- тактика ведения пациентов с кетоацидотической комой с условиях отделения реанимации и интенсивной терапии.
По итогам освоения Программы обучающийся должен уметь:
- применять знания клинической анатомии поджелудочной железы;
- применять знания нормальной и патологической физиологии углеводного обмена, взаимосвязь данной системы с другими органами и системами организма;
- выявлять ранние нарушения углеводного обмена;
- проводить дифференциальную диагностику заболеваний углеводного обмена;
- наблюдать и проводить совместно с эндокринологом лечение больных с нарушениями углеводного обмена на амбулаторном этапе.
По итогам освоения Программы обучающийся должен владеть:
- методами первичной и вторичной профилактики нарушений углеводного обмена;
- методами диагностики (интерпретации данных лабораторных обследований) нарушений углеводного обмена.
Программа состоит из двух учебных модулей.
Модуль 1. Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики.
Код |
Наименование тем, подтем |
1.1 |
Сахарный диабет в работе врача общей практике. Общие сведения. |
1.1.1. |
Определение и классификация сахарного диабета. Эпидемиология. |
1.1.2. |
Факторы риска развития сахарного диабета 2 типа. Группы риска развития сахарного диабета 2 типа. |
1.1.3. |
Этиология и патогенез сахарного диабета 2 типа. |
1.1.4. |
Скрининг и ранняя диагностика нарушений углеводного обмена. |
1.2 |
Диагностические критерии нарушений углеводного обмена (нарушения гликемии натощак, нарушения толерантности к глюкозе, сахарного диабета). Современные требования к формулировке диагноза. |
1.3 |
Многофакторная модель управления сахарным диабетом 2 типа. Алгоритм индивидуализированного выбора целей терапии сахарного диабета. Критерии эффективности терапии. |
1.4 |
Современные подходы к модификации образа жизни: рекомендации по питанию и режимам физической активности. |
1.5 |
Сахароснижающая терапия при сахарном диабете 2 типа. |
1.5.1. |
Стратификация, мониторинг и интенсификация. |
1.5.2. |
Основные группы препаратов для лечения сахарного диабета 2 типа: преимущества и недостатки. Рациональные комбинации. |
1.5.3. |
Показания к инсулинотерапии. Основные режимы инсулинотерапии. |
1.6 |
Мониторинг больных сахарным диабетом. Режимы самоконтроля. |
Модуль 2. Практические аспекты диагностики и выбора тактики лечения при нарушениях углеводного обмена.
Код |
Наименование тем, подтем |
2.1. |
Сахарный диабет у беременных. Определение и диагностика гестационного сахарного диабета. |
2.1.1. |
Показания к проведению перорального глюкозотолерантного теста у беременных. Правила проведения и интерпретация результатов. |
2.1.2. |
Дифференциальная диагностика с манифестным сахарным диабетом. |
2.1.3. |
Диетотерапия, физические нагрузки и правила самоконтроля у беременных сахарным диабетом. |
2.1.4. |
Показания к инсулинотерапии. Правила проведения инсулинотерапии у беременных. |
2.2. |
Послеродовое наблюдение и планирование последующей беременности у женщин с гестационным сахарным диабетом. |
2.3. |
Профилактика сахарного диабета 2 типа у женщин с гестационным сахарным диабетом. |
2.4. |
Диагностические задачи. Симуляционное обучение проводится на клинической базе кафедры с применением тренажёра для проведения сердечно-легочной реанимации, а также электронных учебных программ, интерактивных электронных пособий, слайдов и видео по теме. Симуляционное обучение направлено на отработку навыков грамотного применения методов дифференциального диагноза в ранней диагностике нарушений углеводного обмена, интерпретации инструментальных и лабораторных исследований у пациентов с сахарным диабетом. |
Реализация Программы обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками кафедры терапии и семейной медицины факультета дополнительного профессионального образования.
Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается доступом к автоматизированной системе управления и проведения обучения, в том числе с ДОТ и ЭО (далее – Автоматизированная система). Автоматизированная система обеспечивает:
- возможность входа в нее обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»);
- одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по Программе;
- доступ к учебному содержанию Программы и электронным образовательным ресурсам в соответствии с формой обучения;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения Программы;
- формирование электронного образовательного портфолио обучающегося.
Контроль результатов обучения по каждому модулю Программы осуществляется в виде промежуточной аттестации. Форма промежуточной аттестации – зачет. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме зачета.
Итоговая аттестация по Программе выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы, а также требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после освоения программы в объеме, предусмотренном УП.
Лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Таковы основные положения учебной программы «Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики».