Оценка уровня профессионального развития тренеров-преподавателей по лыжным гонкам

№93-1,

педагогические науки

Статья посвящена изучению и анализу результатов оценки уровня профессионального развития тренеров-преподавателей по лыжным гонкам. В ходе исследования были изучены документация о квалификации (образование, категория, звания) тренеров-преподавателей по лыжным гонкам спортивной школы, а также документация о профессиональном развитии в процессе тренерско-преподавательской деятельности.

Похожие материалы

Введение

Общие закономерности профессионального развития педагогов находят свое отражение в исследованиях С.Г. Вершловского, Е.А. Климова, Ф.Н. Гонобулина, Ю.Н. Кулюткина и др., в которых используется такое понятие как «профессиональное становление личности». Однако в этих исследованиях системно не рассматривается вопрос о профессиональном развитии педагога, в то время как его профессиональное развитие является целостным процессом жизненного и профессионального самоопределения, а также творческого совершенствования, профессионального роста и продвижения к более высокой квалификации в избранной области практической деятельности [4].

Большинство зарубежных и отечественных ученых полагают, что профессиональное развитие любого специалиста (в том числе педагога) — это многогранный процесс, который включает не только актуализацию и обобщение полученных в ВУЗе знаний, умений и навыков, но и:

  • практическое овладение профессиональной этикой и культурой труда (А.К. Маркова, О.А. Абдулина, Е.И. Пассов, К.А. Нефедова, Н.А. Филлипова и др.);
  • совершенствование интеллектуальных и деловых качеств (В.С. Леднев, Б.С. Гершунский, Е.С. Полат, М.В. Кларин, Э.И. Савицкая);
  • расширение профессиональной компетентности, которая необходима для выполнения профессионально-педагогических функций (Р.К. Миньяр-Белоручев, И.Л. Бим, Э.И. Соловцова, Т.Е. Сахарова) [2].

Согласно В.А. Сластенину компетентность педагога как личностная характеристика выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической и методической деятельности, а также характеризует его профессионализм.

Е.Климов отмечает, что профессиональное развитие педагога — это процесс и результат взаимодействия личности, государства и других общественных организаций, имеющее целью преобразование внутренней детерминанты; развитие профессиональных знаний, умений, навыков (ЗУН); совершенствование способности обучаться в течение всей своей профессиональной деятельности для решения новых задач, которые обусловлены вызовами времени.

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития педагога является повышение квалификации. Целью повышения квалификации педагога является обновление теоретических и практических знаний, в результате которого педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, а также повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях трудовой деятельности и требованиях общества [3].

Организация и методы исследования

Исследование было проведено на базе МБУ «СШ №4» отделения лыжных гонок. В исследовании приняли участие 6 тренеров по лыжным гонкам. Период исследования: октябрь-ноябрь 2018 года.

Целью исследования стало изучение и анализ результатов оценки уровня профессионального развития тренеров-преподавателей по лыжным гонкам.

Исследование включило в себя оценку ряда показателей уровня профессионального развития тренеров-преподавателей: вид образования, стаж работы, тренерско-преподавательская категория, судейская категория, количество курсов повышения квалификации, судейских семинаров, мастер-классов, ведение научной деятельности. Количественные данные о прохождении тренерами-преподавателями курсов повышения квалификации, судейских семинаров и др. взяты за последние 5 лет.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, методы аналитической обработки данных.

Ход и результаты исследования

В ходе исследования в октябре-ноябре 2018 года была проведена оценка уровня профессионального развития тренеров-преподавателей по лыжным гонкам (за последние 5 лет). Для оценки уровня профессионального развития тренеров-преподавателей использовался «Лист оценивания уровня профессионального развития». Для распределения значений измеряемых показателей использовалось сравнение значений показателей с учетом соответствующих классификаций.

Результаты контрольного эксперимента приведены в таблицах 1-2.

Таблица 1. Информация об образовании и квалификации тренеров-преподавателей по лыжным гонкам

Тренер

Должность

Стаж работы

Образование

Звания, награды

Категория*

СК**

АДК

Тренер- преподаватель по лыжным гонкам

29 лет

высшее

знак "Отличник физической культуры и спорта", звание "Мастер спорта"

высшая

1

ЗАГ

Тренер- преподаватель по лыжным гонкам

27 лет

высшее физкультурное

знак "Отличник физической культуры и спорта", звание "Мастер спорта"

высшая

1

МВВ

Тренер- преподаватель по лыжным гонкам

30 лет

высшее

Благодарность министра спорта, туризма и молодежной политики РФ и почетной грамотой министра спорта, туризма и молодежной политики РФ

высшая

1

ШПН

Тренер-преподаватель по лыжным гонкам

5 лет

высшее психолого-педагогическое

Кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам

первая

1

ЧЮА

Тренер-преподаватель по лыжным гонкам

2 года

высшее педагогическое, магистратура по направлению ФКиС

-

без категории

3

ТВН

Тренер- преподаватель по лыжным гонкам

35 лет

высшее

Заслуженный работник Физической культуры Российской федерации

высшая

1

* категория тренера-преподавателя
** судейская категория

Таблица 2. Информация о профессиональном развитии тренеров-преподавателей по лыжным гонкам за последние 5 лет

Тренер

Профессиональная переподготовка***

Курсы повышения квалификации, шт.

Судейские семинары, шт.

Мастер-классы, шт.

Научная деятельность

АДК

+

2

4

0

-

ЗАГ

-

2

4

0

-

МВВ

+

2

4

0

-

ШПН

+

3

5

0

+

ЧЮА

+

0

3

3

+

ТВН

+

2

4

0

-

*** прохождение профессиональной переподготовки обязательно для тренеров, не имеющих высшего или среднего специального спортивного образования

Результаты оценки уровня профессионального развития по показателям «образование», «тренерско-преподавательская категория», «судейская категория» представлены на рис. 1-2.

Оценка уровня образования тренеров-преподавателей по лыжным гонкам (показатель «образование», «профессиональная переподготовка»)
Рисунок 1. Оценка уровня образования тренеров-преподавателей по лыжным гонкам (показатель «образование», «профессиональная переподготовка»)
Оценка уровня профессиональной квалификации тренеров-преподавателей по лыжным гонкам (показатели «тренерско-преподавательская категория», «судейская категория»)
Рисунок 2. Оценка уровня профессиональной квалификации тренеров-преподавателей по лыжным гонкам (показатели «тренерско-преподавательская категория», «судейская категория»)

Анализ информации об образовании тренеров-преподавателей показал, что все тренеры-преподаватели имеют образование, соответствующее требованиям, предъявляемым к должности «тренер-преподаватель». Те тренеры, у которых нет высшего или среднего специального профильного образования, в обязательном порядке проходили профессиональную переподготовку.

Анализ информации о квалификации тренеров-преподавателей показал, что только один тренер-преподаватель не имеет категории, однако это обусловлено недостаточным стажем работы по специальности (менее трех лет). Анализ информации о квалификации тренеров-преподавателей в области судейства показал, что все тренеры-преподаватели имеют действующую судейскую категорию и регулярно посещают судейские семинары (региональные судейские семинары проводятся ежегодно).

Оценка уровня профессионального развития по показателю «ведение научной деятельности» представлена на рис. 3.

Оценка уровня профессионального развития тренеров-преподавателей по лыжным гонкам (показатель «ведение научной деятельности»)
Рисунок 3. Оценка уровня профессионального развития тренеров-преподавателей по лыжным гонкам (показатель «ведение научной деятельности»)

В ходе анализа данных по показателю «ведение научной деятельности» выявили, что только 33% тренеров-преподавателей ведут научную деятельность, при этом дополнительно анализируя стаж работы, получили, что научной деятельностью занимаются только «молодые» тренеры-преподаватели (возраст до 40 лет, стаж до 6 лет).

Анализ данных о прохождении курсов повышения квалификации, судейских семинаров, мастер-классов показал, что наиболее систематическое повышение уровня профессионального развития тренеров-преподавателей осуществляется посредством прохождения курсов повышения квалификации и судейских семинаров. Однако несложно увидеть, что частота прохождения курсов и семинаров соответствует требованиям стандартов о повышении квалификации тренеров-преподавателей, что также частично подтверждается практически полным отсутствием посещения тренерами-преподавателями разнообразных мастер-классов.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента получили, что уровень профессионального развития тренеров-преподавателей не выходит за рамки, предусмотренные стандартами по данной специальности. Данное заключение делает актуальным изучение и анализ организационно-педагогических условий управления профессиональным развитием тренеров-преподавателей в спортивной школе.

Список литературы

  1. Желнова О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход // Сборник статей магистрантов «Управление образованием». Выпуск 1. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://publications.hse.ru/chapters/71720586
  2. Пассов Е.И. Программа-концепция перестройки профессионального педагогического образования (на примере профессиональной подготовки учителя иноязычной культуры). М.: Просвещение, 1994. - 46с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (В ред. Приказа Минобрнауки России от 15.11.2013 № 1244) Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/02/05/poryadok-dok.html
  4. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы. - М.: Педагогическое образование и наука. 2000. - №1. - С. 14-25.