Формы взаимодействия семьи и образовательной организации в аспекте требований ФГОС

№59-2,

педагогические науки

В данной статье рассматриваются различные формы взаимодействия семьи и образовательной организации в аспекте требований ФГОС.

Похожие материалы

В последнее время понятие «взаимодействие» все более активно используется в педагогической теории и практике. Под взаимодействием людей, организаций и т.п. подразумевается их согласованная деятельность, направленная на достижение общих целей, ‑ такова трактовка дефиниции «взаимодействие» в толковом словаре русского языка под ред. Д.В. Дмитриева.

Как показывает практика, важной составляющей деятельности педагога является взаимное действие, являющееся формой воспитания и развития, двустороннего изменения, способом освоения культурного наследия. Как правило, в любом взаимодействии одна сторона активнее другой, т.е. одна выступает в роли ведущего, другая – в роли ведомого. На этом базируется организующая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе взаимодействия с воспитанниками и их семьями. Но ведущая позиция педагогов вовсе не предполагает пассивность воспитанников или членов их семей. Все чаще имеют место ситуации, когда именно воспитанники существенно изменяют деятельность педагогов, активизируют переоценку педагогических позиций и подходов и установок, стимулируют для педагогического мастерства.

Характер взаимодействия педагогов и воспитанников с их семьями во многом предопределен характером отношений в самом педагогическом коллективе образовательной организации. Основная цель взаимодействия – субъект-субъектное развитие взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, а также развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия являются: согласованность, взаимовлияние, взаимное понимание, взаимоотношение, взаимодействия [1].

Взаимодействия семьи и образовательной организации в аспекте введения Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает использование различных форм и методов, которые обеспечивают как обучающее, так и коррекционное воздействие. Методы коррекции, используемые в работе педагогов, предполагают изменения отношений родителей к процессу воспитания и обучения детей, и в частности, формирования у них различных видов универсальных учебных действий (УУД). Партнерские отношения семьи и школы в формировании УУД учащихся направлены на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая заключается в овладении родителями информацией о роли потребности у детей в общении с близкими взрослыми и сверстниками для формирования гармоничной личности; расширении и содержательном обогащении видов совместной деятельности ребенка и родителей; повышении культуры общения родителей и детей; организации условий для осознания родителями особенностей своего эмоционального отношения к ребенку, родительских чувств; развитии форм сотрудничества и кооперации в отношениях с ребенком, формировании внутрисемейного доверия.

Как показывает практика, к сожалению, разнообразие форм и методов взаимодействия не всегда обеспечивает положительный результат. Основная задача родителей ‑ сделать школу своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений со школой. Организация взаимодействия семьи и образовательных организаций зависит от активной позиции и деятельности педагогов, взаимоотношений родителей и учителя, желания родителей сотрудничать со школой, опираясь на ее помощь и поддержку. Родители и педагоги ‑ воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут единомышленниками и партнерами. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог не поучает, а советует, размышляет, договаривается о совместных действиях; тактично подводит родителей к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с семьей должны показать, что педагог нуждается в родителях, в единении совместных усилий для решения единых задач воспитания детей [5]. К сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству и объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми родителями, кто желает участвовать в жизни воспитанников, поддерживает педагогов. Со временем, постепенно, тактично педагог может вовлечь остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, что поможет выявить определенные формы взаимодействия. Они будут основными способами организации их совместной деятельности и общения. Особо действенным является сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия семьи и педагога. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях. Наиболее распространены следующие коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание, родительский лекторий, конференции по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут, встречи. Между тем, часто педагоги останавливаются только на одной из них ‑ родительских собраниях [4, с.67].Родительские собрания ‑ основная форма взаимодействия семьи и педагога, педагог должен уметь правильно проводить их, например, классный руководитель организует деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, педагог может вести сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять родителям, где родительский комитет или очередная группа родителей обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание. Таким образом, собрания не сводятся к монологу педагога, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания ‑ включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно, оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики и планировании также участвуют родители, а педагог помогает им. Если приглашаются специалисты, то родители и педагог (организаторы занятия) предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий [1, 10, 13].

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает родителей, а информация для них звучит более убедительно. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. Диспут ‑ размышление по проблемам воспитания ‑ одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Участники диспута, разбившись на группы, могут сами сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет включить всех в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов педагогу или кому-то из родителей, нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли, кинофильмы. Встречи с администрацией, учителями класса, социальными педагогами, психологами и др. целесообразно проводить ежегодно. Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения. Особо важной формой является взаимодействие педагога с родительским комитетом, который может быть постоянным или сменным. Члены родительского комитета могут распределить роли, обязанности, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагоги организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления. Одна из главных задач педагога в организаторской деятельности с семьей ‑ это создание условий для развития отношений родителей и детей. Основным средством её решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Например, известны формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Предмет, тему и методику общественного смотра знаний воспитанники, родители и педагоги определяют совместно. Педагог составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между участниками. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Приглашаются все родители, либо определенная группа. В этот день учителя в нетрадиционной форме проводят уроки, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности учащихся. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы уроков, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Турнир знатоков может быть проведен между родителями и учащимися, либо создаются смешанные семейные команды. Количество групп соответствует количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участников всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например «Турнир знатоков поэзии» или по разным темам, при этом тему может выбирать сама группа. Среди форм совместной деятельности родителей и детей в процессе взаимодействия семьи и образовательных организаций выделяются формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьной территории, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни воспитанников и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки. Они способствуют сплочению не только коллектива воспитанников, но и неформальному общению родителей и детей, их срабатываемости. В процессе взаимодействия семьи и образовательных организаций используются формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов, спектаклей, статей из Интернета; соревнования, конкурсы, КВНы. Особенно ценными формами досуговой деятельности родителей и детей являются домашние клубы выходного дня. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп воспитанников, сформированных с учетом интересов и симпатий. Это могут быть ‑ подготовка к праздникам, обучение различным специальным умениям, разговоры по душам, встречи с интересными людьми. Родительские школы по интересам организуются родителями для небольшой группы воспитанников. На занятиях, которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые умения и навыки, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми вне школы. Семейные конкурсы: «Папа, мама я ‑ читающая семья», конкурсы семейных газет, альбомов, конкурс хозяек; «Папа, мама я ‑ спортивная семья» и др., способствуют формированию и развитию согласия, диалога, взаимодействия между членами семьи [2, 3-6].

Таким образом, в связи с введением ФГОС и модернизацией современной системы образования представленные формы взаимодействия семьи и образовательной организации все более актуальны и значимы, что несомненно способствует развитию взаимного уважения, познания, и решению задач воспитания и развития подрастающего поколения [9-12, 16-19].

Список литературы

  1. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 332 с.
  2. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 353 с.
  3. Шубович М.М. Содержание психолого-педагогического сопровождения взаимодействия образовательного учреждения с семьей в социальном становлении детей и подростков // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 191-199.
  4. Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 14-19.
  5. Шубович М.М. Семейная педагогика П.Ф. Каптерева и ее потенциал в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 245-255.
  6. Шубович М.М. Креативность в понятийном поле категории «творчество» // Акмеология. 2009. № 4 (32). С. 26-30.
  7. Шубович М.М. Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей как фактор профессионального становления социального работника // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ульяновский государственный университет. Ульяновск, 2003.
  8. Шубович М.М., Шмелева Н.Б., Донина О.И. Профессионально-педагогические основы деятельности социального работника с семьей // Научный редактор: Н.Б. Шмелева. Ульяновск, 2005.
  9. Шубович М.М., Еремина Л.И., Дюльдина Ж.Н., Белоногова Л.Н., Белухина Н.Н. Теоретико-методологические основы педагогики семьи. Ульяновск, 2015.
  10. Ильина Н.А., Шубович М.М. Основы социально-педагогической деятельности с семьей в социальной работе // Казанская наука. 2012. № 3. С. 283-286.
  11. Шубович М.М. Гносеологические основы становления и развития педагогики семьи как самостоятельной отрасли педагогической науки и общественной практики в России // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ульяновский государственный университет. Ульяновск, 2011.
  12. Ильина Н.А., Шубович М.М. Система профессиональной подготовки студентов к организации социально-педагогической деятельности с семьей и условия ее реализации в вузе // Казанская наука. 2012. № 3. С. 87-290.
  13. Валеева Н.Ш., Шубович М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. С. 356-362.
  14. Шубович М.М. Семейная педагогика в системе междисциплинарной интеграции гуманитарного знания // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 220-231.
  15. Шубович М.М. Гуманизация образования и воспитания как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 8. С. 96-103.
  16. Шубович М.М., Якутова Ю.А. Критериальная оценка как фактор формирования социальной активности у подростков в сфере интернет-технологий // Научное мнение. 2012. № 12. С. 111-114.
  17. Шубович М.М., Фаизова В.Б. Становление системы ценностных ориентиров, формирующих психологическую готовность к браку у студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (132). С. 89-94.
  18. Шубович М.М. Компетентностный подход как идеология современного личностно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 5. С. 397-403.
  19. Шубович М.М., Фаизова В.Б. Значимость процесса педагогического сопровождения студентов при формировании готовности к брачно-семейным отношениям // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (147). С. 18-22.
  20. Шубович М.М. Подготовка студентов вуза к социально-педагогической деятельности с семьей // Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет. Ульяновск, 2010.