Учет и аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам

№62-1,

экономические науки

В данной статье рассмотрены проблемы учета и аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.Проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

Похожие материалы

Актуальность рассмотрения вопросов учета и аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам не вызывает сомнения. Для повышения эффективности деятельности любого предприятия необходима четко отлаженная система организации бухгалтерского учета. Для управления и оптимизации налоговых обязательств необходим системный подход к построению системы учета и аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли предприятия [4].

Надлежащим образом организованный аналитический учет расчетов с бюджетом позволяет решать и такую важную задачу как анализ финансового состояния предприятия, на основе которого осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное планирование финансовой деятельности предприятия.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и предприятия [4].

Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций [1].

Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.

Перейдем к характеристике аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам. В настоящее время существует два подхода к определению сущности аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

  1. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как неотъемлемый элемент аудита бухгалтерской финансовой отчетности (как часть аудиторской проверки), представляющий собой совокупность аудиторских процедур, направленных на формирование профессионального суждения независимого аудитора о достоверности данных о налоговых обязательствах и состоянии связанных с ними расчетов, раскрытых в бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица.
  2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как самостоятельный вид аудиторской деятельности, целью которого является выражение мнения независимого аудитора о достоверности данных, раскрытых в налоговых декларациях аудируемого лица.

Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам не может и не должен рассматриваться как сопутствующая аудиту услуга в том смысле, что при проведении классического аудита (будь то аудит обязательный или инициативный) бухгалтерской финансовой отчетности налоговый аудит является его органичной и неотъемлемой составляющей.

Так, с точки зрения главной цели аудита — выражение мнения о достоверности данных бухгалтерской финансовой отчетности — такое мнение может быть сформировано только в том случае, если аудитор собрал достаточное количество доказательств надлежащего характера, свидетельствующих о достоверности сведений о сальдо и оборотах по счетам бухгалтерского учета, раскрываемым в формах бухгалтерской финансовой отчетности. К числу таких сведений, бесспорно, относятся сальдо и обороты по счетам 19 «НДС по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и соответствующим субсчетам [3].

Указанные сведения являются существенными с качественной точки зрения независимо от их стоимостной оценки и соотношения с валютой баланса или совокупным доходом. В силу того что обороты и сальдо перечисленных счетов характеризуют, с одной стороны, отношения аудируемого лица с государством, а с другой — исполнение его социальных обязательств перед трудовым коллективом, количественный подход к оценке существенности в отношении данных статей отчетности следует признать неприменимым. Именно поэтому проверка достоверности данных о налоговых обязательствах и расчетах по ним должна проводиться в рамках аудита бухгалтерской финансовой отчетности даже в том случае, если доли соответствующих статей в валюте баланса или совокупном обороте ничтожны.

Не выдерживает никакой критики и весьма распространенная точка зрения о том, что при проведении аудита бухгалтерской финансовой отчетности аудитор должен ограничиться лишь проверкой корректности корреспонденции счетов по формированию и исполнению налоговых обязательств, поскольку (по мнению сторонников данной точки зрения) стоимостные показатели формируются в системе налогового учета, из которой транслируются в систему бухгалтерского финансового учета и далее трансформируются в показатели бухгалтерской финансовой отчетности [3].

Сторонники характеризуемой позиции, опираясь на формальную логику и апеллируя к тому, что на законодательном и регулятивном уровне в базе наблюдения классического аудита данные налоговой отчетности прямо не упоминаются, предлагают рассматривать аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как сопутствующую аудиту услугу, что предполагает расширение предмета договора на оказание услуг в области аудита путем внесения в него отдельного пункта о подтверждении данных налоговых деклараций. Однако, действующие нормы весьма одиозного Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, повлекшие за собой возникновение таких новых категорий учета и отчетности, как отложенные налоговые обязательства, активы и т.п., сформировали совершенно новую и весьма сложную линию обратной связи между системами бухгалтерского и налогового учета, что окончательно и бесповоротно укрепило статус аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам как неотъемлемого элемента аудиторской проверки [2].

Из сказанного следует, что может рассматриваться и как самостоятельный вид аудита, но только в одном случае — когда речь идет об инициативной проверке аудируемого лица, не относящегося в соответствии с действующим законодательством к объектам обязательного аудита. Действительно, такая организация, не подпадая под обязательный аудит, в то же время может испытывать потребность в независимой оценке достоверности данных налоговых деклараций (например, при подготовке к выездной налоговой проверке и т.п.). В таком случае составление специального аудиторского задания и сужение подтверждаемых сведений до перечня соответствующих налоговых показателей может быть признано вполне оправданным.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
  2. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02»
  3. Баранов П.П., Шапошников А.А., Баранова Н.В. Налоговый аудит в России: особенности генезиса и альтернативные интерпретации // Аудиторские ведомости. 2015. N 9. С. 15 - 31.
  4. Жолболдуев П.Б. Вопросы организации учета и аудита расчетов с бюджетом // Известия Иссык-кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран центральной Азии. – 2014. – №1 (4). – с.54-72.