Практика применения беспилотных летательных аппаратов

№61-2,

технические науки

В статье ретроспективно повествуется о практических аспектах применения беспилотных летательных аппаратов. Упомянуто начало их развития, применение в военных целях, а также их вход на гражданский рынок и применение в мирных целях.

Похожие материалы

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), — что вам приходит на ум при упоминании этой аббревиатуры? Человек, никогда не сталкивавшийся до этого с такого рода вещами, наверняка зайдет в тупик и не найдется, что ответить. Другой же, более сведущий в данном вопросе, ответит, что БПЛА это не что иное, как беспилотный летательный аппарат, или попросту беспилотник (иногда «дрон»). Эти устройства, если их можно так назвать, получили широкое распространение в последнее время за счет проникновения на гражданский рынок. Сейчас приобрести себе дешевенький квадрокоптер может любой желающий, благо Китай и это производство поставил на стабильные рельсы. Однако не всегда это было так. Изначально идея БПЛА предполагала использование в чисто военных целях, что успешно практиковалось не один десяток лет.

Гениальный человек гениален во всем. Никола Тесла безусловно был гением, это вряд ли кто-то станет отрицать. Вот и обсуждаемую в данной статье область техники он не смог оставить без внимания, разработав и построив в 1899 году небольшое воздушное судно, управляемое посредством радиоволн. Но едва ли это можно считать серьезной вехой в развитии БПЛА как таковых. Совершенно другое дело сконструированный в 1933 году в Великобритании беспилотный дистанционно управляемый летательный аппарат под названием H.82B Queen Bee (рис. 1), основанный на конструкции биплана Fairy Queen.

Беспилотный дистанционно управляемый летательный аппарат H.82B Queen Bee
Рисунок 1. Беспилотный дистанционно управляемый летательный аппарат H.82B Queen Bee

Именно этот год и этот беспилотник можно считать началом их эры, с этого момента началось их активное применение. В дальнейшем этот аппарат был переработан и стал воздушной мишенью Королевского военно-морского флота в период с 1934 по 1943 гг. Всего было произведено 405 единиц мишеней.

Первой же боевой единицей среди БПЛА стал немецкий самолет-снаряд «Фау-1» (рис. 2), представляющий собой крылатую ракету с реактивным пульсирующим двигателем, имевший возможность запуска как с земли, так и с воздуха.

Самолет-снаряд «Фау-1»
Рисунок 2. Самолет-снаряд «Фау-1»

Далее развитие стало идти семимильными шагами и многие страны обзавелись себе подобными аппаратами. Но это военная сторона вопроса, как же обстоит дело на мирном поприще давайте рассмотрим ниже.

Свой путь на гражданский рынок БПЛА начали в 2000-х годах, когда стали появляться микро-беспилотники, предназначенные именно для этого. Область применения таких аппаратов очень обширна, от сельского хозяйства, вплоть до охранной деятельности. БПЛА гражданского назначения применяются для контроля за пожарной безопасностью, полицейского патрулирования зон, наблюдения за посевами в сельском хозяйстве, картографирования, инспектирования строек, воздушной фото- и видеосъемок и т.д. Гражданские БПЛА различаются по назначению, весу, дальности и высоте полета, возможности ведения съемки и другому.

В заключение стоит сказать, что в противовес маленьким портативным беспилотникам, существовал крупнейший в мире, многоразовый космический корабль «Буран» (рис. 3).

Орбитальный, многоразовый корабль-ракетоплан «Буран»
Рисунок 3. Орбитальный, многоразовый корабль-ракетоплан «Буран»

Запускается он, конечно, при помощи ракеты, но, принимая во внимание то, что миниатюрные БПЛА запускаются также при помощи внешней силы (того же человека), то Буран вполне подходит под эту классификацию, хотя и являлся орбитальным кораблем-ракетопланом многоразовой транспортной космической системы.

После первого и одновременно единственного полета Бурана, который состоялся 15 ноября 1988 года, серийные корабли как такого класса, так и БПЛА практически не разрабатывались и не производились. Исключением следует считать БПЛА «Пчела» разработанный в конструкторском бюро А.С. Яковлева, на основе сведений об эксплуатации израильских БПЛА в локальных конфликтах 70-х, 80-х годов XX века. БПЛА «Пчела» предназначался для осуществления телевизионной (оптической) разведки, радиоэлектронной борьбы, а также для осуществления ретрансляции радиосигналов. Окончательно разработка БПЛА «Пчела» датируется 1990 годом, когда была выпущена его модернизированная версия — «Пчела-1Т». Именно эта версия «Пчел» стала основой разведывательного комплекса «Строй-П», (рис.4) куда вместе с указанным БПЛА входили несколько вспомогательных спец машин, позволяющих перевозить до 10 БПЛА и обеспечивать их оперативный запуск.

Разведывательный комплекс «Строй-П» (на переднем плане основа комплекса  БПЛА «Пчела -1Т»)
Рисунок 4. Разведывательный комплекс «Строй-П» (на переднем плане основа комплекса — БПЛА «Пчела -1Т»)

Считается, что БПЛА «Пчела-1Т», это первый отечественный дистанционно управляемый летательный аппарат принимавший участие в реальных боевых операциях. Боевое применение этих БПЛА произошло на территории Чеченской республики и датируется 1995 годом. Известно, что в ходе операции общий боевой налет 5 БПЛА составил более 7 часов, при этом 2 аппарата «Пчела-1Т», были уничтожены плотным заградительным огнем боевиков.

Несмотря на положительный результат боевого применения БПЛА «Пчела -1Т», из-за ограниченного финансирования к 2000 году проект практически прекратил развитие.

Сегодня в определенном смысле развитием идей и опыта БПЛА «Пчела-1Т» можно считать многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10»

Многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10»
Рисунок 5. Многофункциональный беспилотный комплекс «Орлан-10»

Комплекс позиционируется не только как инструмент военных для проведения разведывательных операций, но и как поисковый комплекс при проведении поисково-спасательных работ, а также в качестве инструмента оптической инспекции при проведении строительных работ. Между тем наиболее известны именно применение этого БПЛА в боевых операциях, в частности в составе комплексов РЭБ на территории Сирии.

Список литературы

  1. Кулапин В.И. Автоматическая система управления прецизионной посадкой беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на наземную платформу беспроводной зарядки / В.И. Кулапин, А.В. Князьков, А.С. Егорихин, П.В. Шевцов // Труды международного симпозиума Надежность и качество. – 2015. – №1. – С. 244-246.
  2. Бецков А.В. Анализ живучести беспилотного летательного аппарата / А.В. Бецков, И.В. Прокопьев //Надежность и качество сложных систем. – 2014. – №2. – С. 3-6.